Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2025 N 88-12997/2025 (УИД 70RS0013-01-2023-000508-31)
Категория спора: 1) Приватизация; 2) Наем специализированного жилого помещения.
Требования заявителя: 1) О понуждении заключить договор; 2) О признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма.
Обстоятельства: Спорное жилое помещение отнесено к служебному жилью и предоставлено истцу для проживания на период его трудовых отношений, на условиях социального найма спорное жилое помещение истцу не предоставлялось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2025 N 88-12997/2025 (УИД 70RS0013-01-2023-000508-31)
Категория спора: 1) Приватизация; 2) Наем специализированного жилого помещения.
Требования заявителя: 1) О понуждении заключить договор; 2) О признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма.
Обстоятельства: Спорное жилое помещение отнесено к служебному жилью и предоставлено истцу для проживания на период его трудовых отношений, на условиях социального найма спорное жилое помещение истцу не предоставлялось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2025 г. N 88-12997/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Смирновой С.А., Чеплыгиной Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 70RS0013-01-2023-000508-31 по иску Т. к администрации Белоярского городского поселения о признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма, возложении обязанности заключить договор о передаче квартиры на праве собственности,
по кассационной жалобе Т. на решение Верхнекетского районного суда Томской области от 13 декабря 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 марта 2025 г.
Заслушав доклад судьи Смирновой С.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Т. обратился в суд с иском к администрации Белоярского городского поселения о признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма, возложении обязанности заключить договор о передаче квартиры на праве собственности.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является нанимателем квартиры, расположенной по <адрес>. Квартиру занимает по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Белоярского городского поселения. Поскольку ранее истец не пользовался правом приватизации, обратился к ответчику с заявлением о приватизации жилого помещения. В приватизации жилого помещения отказано, поскольку квартира на основании постановления администрации Белоярского городского поселения включена в специализированный жилищный фонд и не подлежит приватизации. Между тем, в тексте постановления отсутствует какая-либо информация о том, что спорное недвижимое имущество закрепляется в качестве специализированного жилья. Информация о специализированном жилом фонде указана только в наименовании приложения к указанному постановлению, которое не имеет подписи или какого-либо заверения. В выписке из ЕГРН данные отсутствуют.
Просил признать договор найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ договором социального найма жилого помещения; возложить на администрацию Белоярского городского поселения обязанность заключить договор о передаче в собственность квартиры N, расположенной по <адрес>.
Решением Верхнекетского районного суда Томской области от 13 декабря 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 марта 2025 г. в удовлетворении исковых требований Т. отказано.
В кассационной жалобе Т. просил об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
На кассационную жалобу администрацией Белоярского городского поселения поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. Руководствуясь
статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений. Рассмотрение проведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ истец Т. работает в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника <данные изъяты> обратился к главе Белоярского городского поселения с ходатайством о предоставлении <данные изъяты> Т. муниципальной квартиры, ранее занимаемой сотрудником МЧС.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Белоярского городского поселения и Т. заключен договор найма служебного жилого помещения N, по условиям которого истцу в связи с прохождением службы передана за плату во владение и пользование квартира N, находящаяся в муниципальной собственности общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенная по <адрес>.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Белоярское городское поселение", на основании решения Думы Верхнекетского района Томской области N от ДД.ММ.ГГГГ и ранее по договорам найма служебного помещения передавалась администрацией Белоярского городского поселения сотрудникам МЧС.
Постановлением Администрации Белоярского городского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду.
В приложении к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N "Специализированный жилищный фонд" указаны жилые помещения, в том числе квартира N по <адрес>.
Постановлением администрации Белоярского городского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ в постановление N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, изложены в новой редакции преамбула и приложение. В приложении к постановлению N "Специализированный жилищный фонд" указаны четыре жилых помещения, в том числе квартира N по <адрес>, в отношении жилых помещений указан вид специализированного жилого помещения - "служебное жилое помещение".
ДД.ММ.ГГГГ Т. обратился в Белоярское городское поселение с заявлением о безвозмездной приватизации спорной квартиры, поскольку ранее не пользовался правом приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Белоярского городского поселения отказано в приватизации жилого помещения, поскольку спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд и не подлежит приватизации.
Не согласившись с отнесением спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области, в котором просил признать недействующими постановление администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении имущества в Реестр объектов муниципального образования "Белоярское городское поселение", постановление администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении имущества в Реестр объектов муниципального образования "Белоярское городское поселение" и его закреплении в казне муниципального образования "Белоярское городское поселение".
Решением Верхнекетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных требований Т. отказано.
Указанным решением установлено, что постановление администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении имущества в Реестр объектов муниципального образования "Белоярское городское поселение" и его закреплении в казне муниципального образования "Белоярское городское поселение" и постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении имущества в Реестр объектов муниципального образования "Белоярское городское поселение" и его закреплении в казне муниципального образования "Белоярское городское поселение", приняты в пределах предоставленных администрации Белоярского городского поселения полномочий, в установленном порядке, соответствуют требованиям закона, являются ясными и определенными и не нарушают права истца. Статус спорного жилого помещения определен собственником путем принятия указанных постановлений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма, возложении обязанности заключить договор передачи квартиры в собственность, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями
Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходил из того, что спорное жилое помещение отнесено к служебному жилью и предоставлено Т. для проживания на период его трудовых отношений, на условиях социального найма спорное жилое помещение истцу не предоставлялось.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к отсутствию оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, были предметом оценки судов и правомерно отклонены.
В соответствии со
статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных
Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями
статьи 1 названного закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
На основании
части 1 статьи 52,
части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и состоят на таком учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных
частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (
части 3 и
4 статьи 57,
статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации), о чем даны разъяснения в
пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из смысла приведенных норм права следует, что договор социального найма заключается на основании решения органа местного самоуправления, вынесенного в отношении лиц, признанных нуждающимися и малоимущими, в порядке очередности либо имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (
пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (
часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (
статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указано в
части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно правовой позиции, изложенной в
пункте 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", положение части 2 статьи 4 названного Закона, регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению.
При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а, следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
Из содержания приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом разъяснений по их применению следует, что принятие решения о приватизации служебных жилых помещений относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Установив, что истцу спорное жилое помещение было предоставлено на период трудовых отношений, квартира относится к служебным жилым помещениям (на основании постановлений администрации Белоярского городского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ), данный статус с квартиры в установленном законом порядке собственником не менялся, истец в администрацию Белоярского городского поселения с заявлением о признании малоимущим гражданином, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, не обращался, в установленном порядке таковым не признавался, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в порядке очередности, не ставился и в настоящее время не состоит, решение о предоставлении Т. спорного жилого помещения на условиях социального найма, уполномоченным органом не принималось, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания за Т. права на приватизацию спорного жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорная квартира не отнесена к специализированному жилищном фонду, поскольку не разработан специальный порядок отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, а также как на момент заключения договора найма служебного помещения, так и на момент обращения в администрацию Белоярского городского поселения с заявлением о приватизации, спорное жилое помещение не относилось и не относится к специализированному жилищному фонду, сведения о статусе жилого помещения не содержались с ЕГРН, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
В силу
пункта 12 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Вопреки доводам жалобы решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора социального найма, в отношении служебного жилого помещения, что обоснованно учтено судами.
При этом сам по себе факт отсутствия в ЕГРН сведений о регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного не свидетельствует об отсутствии такого статуса.
Пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, установлен лишь уведомительный характер органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о принятии решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, однако основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Кроме судебная коллегия отмечает, что в связи с внесением изменений в
статью 8 Федерального закона Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с 1 января 2005 г. предоставление жилых помещений сотрудникам МЧС по договору социального найма не предусмотрено.
Статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 предусмотрено, что сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы предоставляется единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у сотрудника соответствующей выслуги.
Приведенные заявителями доводы кассационной жалобы, в целом, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, предметом проверки суда апелляционной инстанции и которым дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и оспаривание правильности выводов суда по ним. Данные доводы не могут повлечь пересмотр обжалуемых судебных постановлений, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Учитывая, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнекетского районного суда Томской области от 13 декабря 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 марта 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 9 сентября 2025 г.