Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2025 N 88-13807/2025 (УИД 22RS0013-01-2024-004408-23)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Реализация прав истца не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц, а истцом не представлено доказательств того, что в настоящий момент его очередность для получения соответствующей выплаты наступила.
Решение: Отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2025 N 88-13807/2025 (УИД 22RS0013-01-2024-004408-23)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Реализация прав истца не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц, а истцом не представлено доказательств того, что в настоящий момент его очередность для получения соответствующей выплаты наступила.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2025 г. N 88-13807/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Андугановой О.С., Гусева Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-167/2025 (УИД: 22RS0013-01-2024-004408-23) по иску П. к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", г. Бийск, МЧС России о возложении обязанности произвести выплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя П. - Д. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 10 января 2025 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 апреля 2025 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П. (далее - П., истец) обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России"), МЧС России о возложении обязанности произвести выплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований П. указал, что согласно протоколу N заседания комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 19 марта 2014 г. П. был принят на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек с даты подачи заявления - 17 апреля 2014 г.
С момента постановки на учет прошло много лет, однако единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения до сих пор истцу не выплачена. Все разумные сроки на производство указанной выплаты прошли.
Поскольку невыплата ответчиком указанной социальной выплаты в столь длительный срок нарушает его права, закрепленные статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", П. просил суд возложить на ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" обязанность произвести выплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 8 853 840 руб.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 10 января 2025 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 апреля 2025 г., П. в удовлетворении исковых требований к ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России", МЧС России о возложении обязанности произвести выплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказано.
В кассационной жалобе представитель П. - Д. просит об отмене решения Бийского городского суда Алтайского края от 10 января 2025 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 апреля 2025 г.
По мнению истца, невыплата ответчиком единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на протяжении длительного периода времени более 10 лет нарушает его права, закрепленные статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Относительно доводов кассационной жалобы ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России", Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю принесены письменные возражения, в которых ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец П., представители ответчиков ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России", МЧС России, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного Управления МЧС России по Алтайскому краю, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что П. обратился в Главное управление МЧС России по Алтайскому краю с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N от 8 июля 2014 г. заседания Комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации П. с семьей в составе 4-х человек (он, супруга П., дочь П., дочь П.) отказано в поставке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 октября 2014 г. решение Комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 8 июля 2014 г. признано незаконным.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю решением суда возложена обязанность принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения П. с составом семьи из четырех человек (П. супруга, П. - дочь, П. - дочь).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2015 г. решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 октября 2014 г. оставлено без изменения.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии N заседания комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 19 марта 2014 г., в соответствии с решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 октября 2014 г. П. с составом семьи из четырех человек принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления - 17 апреля 2014 г.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии N от 15 ноября 2016 г. П. был снят с учета комиссией Главного управления МЧС России по Алтайскому краю в связи с передачей дел из Главного управления МЧС России по Алтайскому краю в ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" и поставлен на учет с составом семьи 4 человека с 17 апреля 2014 г.
Согласно сведениям МЧС России, номер П. в единой очереди сотрудников, состоящих на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - 2 205.
П. уволен из Государственной пожарной службы МЧС России по пункту 4 части второй статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что с момента его постановки на учет прошло более десяти лет, вместе с тем, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения ему не выплачена, что нарушает его права, установленные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что реализация прав истца не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц, а в нарушение ст. 56 ГПК РФ, стороной истца не представлено доказательств того, что в настоящий момент его очередность для получения соответствующей выплаты наступила.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов и Федеральной таможенной службе на осуществление деятельности в установленной сфере.
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членам семьи сотрудника относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Согласно пункту 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и исходя из того, что правила предоставления выплаты устанавливают очередность предоставления указанной выплаты и не содержат положения о порядке выплат в определенные сроки, а также не содержат положений о внеочередном порядке выплат с учетом <данные изъяты>, тяжелого материального или жилищного положения лиц, состоящих на учет, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований П. о возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Доводы жалобы о невыплате ответчиком единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на протяжении длительного периода времени более 10 лет, не могу служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что единовременная выплата не может быть выплачена истцу ранее сотрудников вставших на учет до 17 апреля 2014 г. на заявленных в иске условиях.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной истца не представлено доказательств того, что в настоящий момент его очередность для получения соответствующей выплаты наступила, либо доказательства наличия у истца первоочередного права на получение единовременной социальной выплаты ранее других лиц.
Кроме того, судами указано, что реализация прав истца не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что в нарушение установленной очередности граждан на получение единовременной социальной выплаты требования П. не могут быть удовлетворены.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 10 января 2025 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 апреля 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя П. - Д. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 9 сентября 2025 г.