Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2025 N 88-12202/2025 (УИД 56RS0027-01-2024-003094-45)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Пенсионное обеспечение.
Требования работника: 1) Об обязании произвести отчисления в фонды, предоставить соответствующие сведения; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, решением пенсионного органа истцу отказано. Весь период работы в должности пожарного и спасателя у ответчика-1 не учтен, поскольку работодатель не уплачивал дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также не представил сведения о коде особых условий труда и о занимаемой должности пожарного и спасателя.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2025 N 88-12202/2025 (УИД 56RS0027-01-2024-003094-45)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Пенсионное обеспечение.
Требования работника: 1) Об обязании произвести отчисления в фонды, предоставить соответствующие сведения; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, решением пенсионного органа истцу отказано. Весь период работы в должности пожарного и спасателя у ответчика-1 не учтен, поскольку работодатель не уплачивал дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также не представил сведения о коде особых условий труда и о занимаемой должности пожарного и спасателя.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2025 г. N 88-12202/2025
56RS0027-01-2024-003094-45
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И.,
судей Ереминой И.Н., Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Т. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 ноября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 марта 2025 г. по гражданскому делу N 2-2689/2024 по иску Т. к АО "Международный аэропорт "Оренбург", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об обязании начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, предоставлении корректирующих сведений персонифицированного учета, признании стажа специальным стажем, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании зачета периода работы для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Оренбургского районного суда Оренбургской области объяснения представителя Т. - адвоката Кузнецовой Т.А., действующей на основании ордера от 14 августа 2025 г. N А-283/017, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - Б., действующей на основании доверенности от 23 августа 2024 г., и представителя МЧС России - К., действующей на основании доверенностей от 27 декабря 2024 г. и от 10 января 2025 г., судебная коллегия,
установила:
Т. обратился в суд с вышеназванным иском к АО "Международный аэропорт "Оренбург", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области. В обоснование своих требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГг. он работал в АО "Международный аэропорт "Оренбург" в должности пожарного службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), но фактически имел удостоверение и статус спасателя, с ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 3 класса в Аварийно-спасательном формировании Службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) зарегистрирована в федеральном органе исполнительной власти, имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
В апреле 2024 года истец обратился в ОСФР по Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости по пункту 16 и пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Весь период работы в должности пожарного ПАСОП и спасателя СПАСОП в АО "Международный аэропорт "Оренбург" не учтен для целей досрочного назначения пенсии по старости, поскольку работодатель не уплачивал дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также не представил сведения о коде особых условий труда и о занимаемой должности пожарного спасателя.
Истец полагает, что бездействие работодателя АО "Международный аэропорт "Оренбург" по неуплате за период работы в должности пожарного и спасателя дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также не предоставление сведений о коде особых условий труда, нарушило его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Истец указывает, что СПАСОП относится к силам и средствам функциональной подсистемы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; пожарные СПАСОП и спасатели СПАСОП имеют те же права и обязанности, что пожарные и спасатели в государственных службах (МЧС) в единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, соответственно, имеют право на включение данного периода в специальный (льготный) стаж и на досрочное назначение страховой пенсии.
На основании изложенного, истец просил суд обязать АО "Международный аэропорт "Оренбург" начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за работу во вредных условиях труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 3 класса в аварийно-спасательном формировании службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Обязать АО "Международный аэропорт "Оренбург" представить корректирующие сведения персонифицированного учета в ОСФР по Оренбургской области о занимаемых должностях Т. в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и сведения о присвоении кода особых условий труда (класс опасности и вредности) в данный период. Признать стаж работы Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 3 класса в аварийно-спасательном формировании службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), специальным стажем, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> зачесть в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 3 класса в аварийно-спасательном формировании службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Взыскать с АО "Международный аэропорт "Оренбург" расходы на юридические услуги в размере 10000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Главное управление МЧС России по Оренбургской области, Государственная инспекция труда Оренбургской области.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 ноября 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 марта 2025 г., в удовлетворении искового заявления Т. к АО "Международный аэропорт "Оренбург", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об обязании начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, предоставлении корректирующих сведений персонифицированного учета, сведений о присвоении кода особых условий труда, признании стажа специальным стажем, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании зачета периода работы для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, взыскании судебных расходов, отказано.
В кассационной жалобе Т. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение от 12 марта 2025 г., как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель указывает на то, что судами не учтено, что он более 22 лет проработал во вредных условиях труда, в том числе 3.1. - шум, получил заболевание, <данные изъяты>, в связи с чем был уволен по медицинским показаниям на основании медицинского заключения о непригодности к выполнению отдельных видов работ от ДД.ММ.ГГГГг. по пункту 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Также не учтено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ условия труда пожарного ПАСОП были отнесены к опасным, а согласно карте специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ условия труда спасателя СПАСОП отнесены к вредным - 3.1 класс, но работодатель сведения и код условий работы спасателей (опасный и вредный) в СФР (ранее Пенсионный фонд) не предоставлял. Заявитель ссылается на перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", (пп. "и" п. 1), а также на положения ч. 7 ст. 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, согласно которым спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель также указывает, что спасатели СПАСОП, к которым относится истец, выполняющие свою работу в тех же условиях, что и спасатели МЧС, руководствующиеся Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, Боевым Уставом пожарной охраны МЧС России, Приказами МЧС, незаконно лишены равных льгот, в том числе на досрочное назначение пенсии по выслуге лет. Также указывает, что СПАСОП АО "Международный аэропорт "Оренбург" зарегистрирован в МЧС России в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, относится к силам и средствам функциональной подсистемы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца - адвокат Кузнецова Т.А. доводы кассационной жалобы истца поддержала, просила ее удовлетворить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОСФР по Оренбургской области - Б. и представитель МЧС России - К. возражали против удовлетворения кассационной жалобы истца, просили оставить без изменения обжалуемые судебные постановления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГг. Т. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Т. отказано в назначении досрочной пенсии по старости.
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не засчитаны периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного СПАСОП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника СПАСОП, пожарного службы ПАСОП ФГУП Оренбургские авиалинии", пожарного службы ПАСОП ФГУП "Международный аэропорт Оренбург", отпуск без сохранения заработной платы.
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не засчитаны периоды с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного, начальника СПАСОП, пожарного службы ПАСОП ФГУП Оренбургские авиалинии", пожарного службы ПАСОП ФГУП "Международный аэропорт Оренбург", отпуск без сохранения заработной платы.
Из материалов дела следует, что Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал пожарным СПАСОП ФГУП "Оренбургские авиалинии", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальником пожарно-спасательного расчета пожарной машины СПАСОП ФГУП "Оренбургские авиалинии", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пожарным ПАСОП ФГУП "Оренбургские авиалинии", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пожарным службы ПАСОП ФГУП "Международный аэропорт Оренбург", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - спасателем 3 кл. 24 СПАСОП АО "Международный аэропорт "Оренбург", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - спасателем Аварийно-спасательного формирования АО "Международный аэропорт "Оренбург".
Судом также установлено, что ФГУП "Международный аэропорт "Оренбург" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. N 1052, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 1239-р является правопреемником ФГУП "Оренбургские авиалинии".
Из Устава ФГУП "Международный аэропорт "Оренбург" следует, что предприятие является коммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении Федерального агентства воздушного транспорта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 746-р ФГУП "Международный аэропорт "Оренбург" передан в государственную собственность Оренбургской области.
4 октября 2012 г. зарегистрирован ГУП "Аэропорт Оренбург".
Функции учредителя ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" осуществляло Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
26 ноября 2020 г. произведена государственная регистрация АО "Аэропорт Оренбург".
Таким образом, установлено, что АО "Аэропорт Оренбург" является юридическим лицом, коммерческой организацией, правопреемником ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург", и в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) не входило.
Согласно Положению о службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов, утв. Приказом ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" от 19 октября 2012 г. N 332/1, СПАСОП является самостоятельным структурным подразделением предприятия и непосредственно подчиняется генеральному директору предприятия. Сотрудники СПАСОП назначаются на должность и освобождаются от должности приказом генерального директора предприятия. Сотрудники СПАСОП в процессе своей производственной деятельности руководствуются Воздушным кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов в области гражданской авиации, Уставом предприятия, коллективным договором предприятия, локальными актами предприятия, настоящим положением.
Из ответа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ФГУП "Оренбургские авиалинии", ФГУП "Международный аэропорт "Оренбург", ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург", АО "Международный аэропорт "Оренбург" в ведении МЧС России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не находились и не находятся. СПАСОП ФГУП "Оренбургские авиалинии", ФГУП "Международный аэропорт "Оренбург", ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург", АО "Международный аэропорт "Оренбург" профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями МЧС России не являлись и не являются.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пункта 16 и пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 27 июня 2023 г. N 1693-О, от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О.
Разрешая исковые требования в части признания стажа работы Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 3 класса в аварийно-спасательном формировании службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), специальным стажем, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области зачесть указанные периоды работы специальный стаж, судебные инстанции исходили из того, что Т. не отнесен к лицам, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно: спасатели и начальники профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, входящих в организационную структуру МЧС России, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; доказательств того, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии, в материалы дела не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали на то, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют спасатели, работающие в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях, входящих в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при этом служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО "Международный аэропорт "Оренбург", где истец работал спасателем в спорные периоды, не является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, судебные инстанции указали, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Иные сотрудники противопожарных служб к данной категории не относятся.
Суды отклонили доводы стороны истца о том, что СПАСОП АО "Международный аэропорт "Оренбург" зарегистрирован в МЧС России, указав, что наличие регистрации в МЧС России указанной службы не свидетельствует о том, что она является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; иных доказательств, подтверждающих что СПАСО является структурным подразделением МЧС России, не представлено.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их с учетом установленных по делу обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отказе в удовлетворении исковых требований о признании стажа работы Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 3 класса в аварийно-спасательном формировании службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), специальным стажем, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании ОСФР по Оренбургской области зачесть указанные периоды работы специальный стаж.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, не усмотрел оснований для обязания АО "Международный аэропорт "Оренбург" начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя 3 класса в аварийно-спасательном формировании службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), обязания АО "Международный аэропорт "Оренбург" представить корректирующие сведения персонифицированного учета в ОСФР по Оренбургской области за спорные периоды с указанием кода особых условий труда, взыскания с АО "Международный аэропорт "Оренбург" расходов на юридические услуги.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
В обжалуемых судебных актах приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, не согласиться с которым у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 (подпункт "л" пункта 1) определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" вышеуказанным Федеральным органом исполнительной власти является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Согласно пункту "л" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам и женщинам по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций (в ред. Федерального закона от 22 августа 1995 г.).
Согласно положениям статьи 78.2 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с работой спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) может устанавливаться независимо от возраста при выслуге лет не менее 15 лет (в ред. Федерального закона от 22 августа 1995 г.).
Таким образом, основными критериями предоставления права на досрочную пенсию на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является постоянная работа не менее 15 лет в соответствующих формированиях МЧС России в должностях, предусмотренных Перечнем и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Лицами, имеющими право на досрочное пенсионное обеспечение, являются спасатели и начальники профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России и предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные формирования, военизированные горно-спасательные части, образовательные, научные, судебно-экспертные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
Согласно подпункту 9 пункта 12 вышеуказанного Положения Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует работу МЧС России, руководит деятельностью федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и иных формирований и осуществляет управление спасательными воинскими формированиями.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение только работникам, пожарным Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Проанализировав представленные доказательства, установив, что служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО "Международный аэропорт "Оренбург", где истец работал спасателем в спорные периоды, не является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не подтвержден постоянный характер работы истца в условиях, предусмотренных пунктом 16 и пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела и исследованных доказательств, тогда как кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 ноября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 марта 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.НИКОНОВА
Судьи
И.Н.ЕРЕМИНА
Н.А.ПИЯКОВА
Мотивированное определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции составлено 28 августа 2025 г.