Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2025 N 88-19625/2025 (УИД 91RS0002-01-2024-001790-42)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Суд пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд, поскольку он знал о составе денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, получая ежемесячно расчетные листки, доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока представлено не было.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2025 N 88-19625/2025 (УИД 91RS0002-01-2024-001790-42)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Суд пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд, поскольку он знал о составе денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, получая ежемесячно расчетные листки, доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока представлено не было.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2025 г. N 88-19625/2025
Дело N 2-2079/2024
УИД 91RS0002-01-2024-001790-42
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Донсковой М.А.
судей Яковлева А.М. и Якубовской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по республике Крым о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации за выполнении служебных обязанностей, компенсации за задержу выплаты, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Е. на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2024 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19 марта 2025 г.,
заслушав доклад судьи Донсковой М.А., выслушав объяснения представителей ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по республике Крым- Л. и Ш., действующих на основании доверенности, судебная коллегия,
установила:
Е. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым (далее - ГУ МЧС России по Республике Крым) о взыскании задолженности по оплате за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1 апреля 2014 г. по 30 июня 2023 г. он проходил службу ГУ МЧС России по Республике Крым в должности начальника 7 пожарно - спасательной части федерального государственного казенного учреждения, 1 пожарно -спасательного отряда федеральной противопожарной службы по Республике Крым. До увольнения со службы, 20 июня 2023 г. им на имя начальника ГУ МЧС России по Республике Крым был подан рапорт о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020 год - 49 календарных дней, за 2021 год - 60 календарных дней, за 2022 год - 6 календарных дней, 2023 год - 21 календарный день. По результату рассмотрения рапорта ему произведена компенсация за период 2022 года по 2023 год, в компенсации за 2020 и 2021 годы отказано. Ссылаясь на нарушение своих трудовых прав, Е. просил суд взыскать с ГУ МЧС России по Республике Крым задолженность по выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020 год в размере 102 047 руб. 40 коп. (49 календарных дней), за 2021 года в размере 125 415 рублей (60 календарных дней); компенсацию за задержку выплаты; компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Решением Киевского районного суда от 19 ноября 2024 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19 марта 2025 года решение Киевского районного суда от 19 ноября 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Е. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, принятых без надлежащей правовой оценки, представленных в материалы дела доказательств, просит направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы ссылается на неверное исчисление срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагает, что спорные правоотношения вытекают из специального законодательства о службе в федеральной противопожарной службе, которое не ограничивает срок обращения сотрудника федеральной противопожарной службы по вопросу выплаты компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни вместо предоставления дополнительных дней отдыха. В этой связи срок, установленный ст. 392 Трудового кодекса, подлежит исчислению со дня его увольнения со службы, поскольку невыплата причитающейся суммы должна была быть произведена в дату увольнения.
На кассационную жалобу истца поступило письменное возражение от ответчика, согласно которому, ответчик возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по республике Крым- Л. и Ш., возражали против удовлетворения кассационной жалобы, полагали обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу при указанной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по доводам жалобы при рассмотрении дела допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Е. проходил службу на различных должностях с 2 февраля 2005 г. по 31 марта 2014 г. в МСЧ Украины, с 1 апреля 2014 г. по 30 июня 2023 г. в ГУ МЧС России по Республике Крым, уволен приказом от 22 июня 2023 г. N 81 - нс.
Приказом по личному составу от 18 мая 2016 г. N 56 - нс Е. был назначен на должность начальника 7 пожарно - спасательной части 1 пожарно - спасательного отряда федеральной противопожарной службы по Республике Крым с 18 мая 2016 г.
21 июня 2023 г. Е. обратился с рапортом о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: за учетный период 2020 года в количестве 49 календарных дней, за учетный период 2021 года в количестве 60 календарных дней, за учетный период 2022 года в количестве 65 календарных дней, за учетный период 2023 года в количестве 21 календарных дней.
На основании приказа ГУ МСЧ России по Республике Крым от 26 июня 2023 г. N 286 - нс Е. была произведена выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за учетный период 2022 года в количестве 65 календарных дней, за учетный период 2023 года в количестве 21 календарного дня.
Также из материалов дела следует, что в соответствии с приказом ГУ МЧС России по Республике Крым от 17 апреля 2023 г. N 176 - нс Е. были представлены дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 59 календарных дней, из которых: 47 календарных дней за учетный период 2019 г., 12 календарных дней за учетный период 2020 г. с 17 апреля 2023 г. по 14 июня 2023 г.
Согласно приказу ГУ МСЧ России по Республике Крым от 22 июня 2023 г. N 281 - нс Е. выплачено единовременное пособие при увольнении со службы в размере семи окладов месячного денежного содержания, премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей за период с 1 по 30 июня 2023 года в размере 25% оклада месячного денежного содержания, денежная компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2023 год в количестве 30 календарных дней.
Разрешая спор и принимая решение об отказе Е. в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске им срока для обращение в суд с требованием о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, поскольку получая ежемесячно расчетные листки, он знал о составе денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока представлено не было.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые решение Киевского районного суда от 19 ноября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19 марта 2025 г. законными и обоснованными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведен исчерпывающий перечень норм материального, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судами положений ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и неверном исчислении указанного срока, судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном понимании норм материального права.
Так, отношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и ее прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ).
Исходя из положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в ч. 1 названной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
В силу ч.ч. 2, 9 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова.
Согласно ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
В силу частей 2, 9 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова.
Согласно части 6 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
С учетом положений части 10 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5, 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Как следует из материалов дела, истцу установлена нормальная продолжительность служебного времени.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410 утвержден Порядок привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков (далее - Порядок).
Согласно п. 11 раздела IV Порядка сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха.
Отдых соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику федеральной противопожарной службы предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Согласно ч. 3 ст. 58 федерального закона от 23 мая 2016 N 141-ФЗ сотруднику федеральной противопожарной службы, не реализовавшему свое право на основной отпуск в установленный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем.
По просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни выделен в отдельный раздел вышеназванного приказа.
Пунктом 18 Порядка определено, что по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МЧС России от 21 марта 2013 года N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу пункта 94 указанного Порядка обеспечения денежным довольствием денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (за сверхурочную работу) выплачивается на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 98 Порядка обеспечения денежным довольствием).
Требование о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени носит заявительный характер.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Аналогичные нормы предусмотрены положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных чч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).
Вопреки доводам кассационной жалобы Е., суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно применили последствия пропуска срока обращения в суд с иском о взыскании задолженности по оплате сверх продолжительности служебного времени за период с 2020 г. и 2021 г.г., учитывая, что спорные суммы не были начислены ответчиком, отношения не могут быть признаны длящимися. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд истец не представил. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, истцом не заявлялось.
При этом суды нижестоящих инстанций обоснованно указали на то, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, помимо факта работы в выходные и нерабочие праздничные дни либо сверх продолжительности служебного времени, необходимо обращение самого сотрудника к непосредственному руководителю с соответствующим рапортом в пределах установленного срока. При этом выполнение сотрудником обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должно быть компенсировано не позднее календарного года, следующего за учетным периодом.
Анализ приведенных правовых положений свидетельствует о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха необходимо соблюдение следующих условий: наличие дополнительно отработанных дней; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника с данным рапортом.
Установив, что с рапортом о выплате денежной компенсации за работу в нерабочие праздничные дни за 2020-2023 г.г. истец обратился только 27 ноября 2023 года, а с иском в суд 2 ноября 2023 г., доказательств, что истец обращался за предоставлением дополнительных дней отдыха или выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей ранее этой даты, а ответчик рапорт истца не рассмотрел, не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о пропуске истцом срока обращения по требованиям о взыскании оплаты за работу в нерабочие праздничные дни за период с 2020 г. по 2021 г.
Ссылка в жалобе на отсутствие в законодательстве МЧС России о времени, в течение которого сотрудник ФПС может воспользоваться правом на получение компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, не состоятельна.
Порядок предоставления дополнительных дней отдыха или выплаты компенсации за работу в выходные и праздничные дни предусмотрен с ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, п. 11, 12, 18 Порядка утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", Приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410.
Из указанных норм права следует, что выполнение сотрудником ФПС обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также дополнительная работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут быть компенсированы не позднее календарного года, следующего за учетным периодом.
В соответствии с указанными нормами права требование о предоставлении выплат или дополнительных дней отдыха носит заявительный характер, однако соответствующие рапорты Е. в 2021 - 2022 гг. не подавал.
Приведенные Е. в кассационной жалобе доводы, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права не допущено, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19 марта 2025 г., оставить без изменения, кассационную жалобу Е., без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.ДОНСКОВА
Судьи
А.М.ЯКОВЛЕВ
Е.В.ЯКУБОВСКАЯ
Мотивированное определение в окончательной форме принято 1 сентября 2025 г.