Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2025 N 88а-13623/2025 (УИД 29RS0021-01-2024-000961-65)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности устранить нарушения, организовать надлежащее материально-техническое и финансовое обеспечение исправительного учреждения.
Обстоятельства: В ходе прокурорских проверок выявлены недостатки: наличие в стене камеры штрафного изолятора разрушение кирпичной кладки, электропроводка в центральном коридоре у отсекающей решетки камер ШИЗО не проложена скрыто, двери эвакуационных выходов из здания ШИЗО, ПКТ открываются не по направлению выхода из здания, ограждение участка коридора от дежурной части до здания ШИЗО не отвечает требованиям и требует ремонта, недостатки не были устранены.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2025 N 88а-13623/2025 (УИД 29RS0021-01-2024-000961-65)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности устранить нарушения, организовать надлежащее материально-техническое и финансовое обеспечение исправительного учреждения.
Обстоятельства: В ходе прокурорских проверок выявлены недостатки: наличие в стене камеры штрафного изолятора разрушение кирпичной кладки, электропроводка в центральном коридоре у отсекающей решетки камер ШИЗО не проложена скрыто, двери эвакуационных выходов из здания ШИЗО, ПКТ открываются не по направлению выхода из здания, ограждение участка коридора от дежурной части до здания ШИЗО не отвечает требованиям и требует ремонта, недостатки не были устранены.
Решение: Удовлетворено в части.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2025 г. N 88а-13623/2025
Дело N 2а-601/2024
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А.,
Судей: Стаховой Т.М., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 4 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 4 декабря 2024 года по административному делу N 2а-601/2024 по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, организовать надлежащее материально-техническое и финансовое обеспечение исправительного учреждения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с административным иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о возложении обязанности организовать надлежащее материально-техническое и финансовое обеспечение исправительного учреждения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства: игнорируется наличие в стене камеры штрафного изолятора N 4 разрушение кирпичной кладки, электропроводка в центральном коридоре у отсекающей решетки камер ШИЗО не проложена скрыто, двери эвакуационных выходов из здания ШИЗО, ПКТ открываются не по направлению выхода из здания, ограждение участка коридора от дежурной части до здания ШИЗО не отвечает требованиям и требует ремонта (выравнивания относительно вертикальной оси).
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц начальник ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области Ш., филиал "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 29 Федеральной службы исполнения наказаний".
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 4 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 4 декабря 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно: не проложена скрыто электропроводка в центральном коридоре у отсекающей решетки камер ШИЗО; не выполнен ремонт ограждения участка коридора от дежурной части до здания ШИЗО (выравнивания относительно вертикальной оси).
На ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу организовать финансовое и материально-техническое обеспечение ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, а на ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а именно: проложить скрыто электропроводку в центральном коридоре у отсекающей решетки камер ШИЗО; выровнять ограждение участка коридора от дежурной части до здания штрафного изолятора относительно вертикальной оси.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 июня 2025 года, представитель заявителей просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований в связи с добровольным удовлетворением его требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права и указывая на то, что понуждение ФСИН к выделению финансирования является вмешательством в административно - хозяйственную деятельность федерального органа государственной власти.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях обеспечивается соблюдение определенного режима - установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года и до 2030 года, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р и от 29 апреля 2021 года N 1138-р, последовательно предполагают в сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществление мероприятий по созданию коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил, улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях.
В развитие распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден и введен в действие свод правил "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", определивший требования к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе, исправительных колоний.
Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, которое в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора и применяется с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Обязательные требования, направленные на обеспечение надлежащего материально-технического оснащения исправительных учреждений, установлены также Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276.
В целях повышения эффективности работы в области пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, а также в развитие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Судами установлено и следует из материалов дела, что занимаемые исправительным учреждением здания, их оборудование не отвечают требованиям: в нарушение статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 12.7.1 Инструкции N 276 игнорируется наличие в стене камеры ШИЗО N 4 разрушение кирпичной кладки; в нарушение статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 10.1.7 Правил N 214 электропроводка в центральном коридоре у отсекающей решетки камер ШИЗО не проложена скрыто; в нарушение статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 3.1.17 Правил N 214 двери эвакуационных выходов из здания ШИЗО, ПКТ, открываются не по направлению выхода из здания; в нарушение статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, подпункта 19 пункта 17 Наставления N 279, ограждение участка коридора от дежурной части до здания ШИЗО не отвечает требованиям и требует выравнивания относительно вертикальной оси.
Стороной административных ответчиков представлены документы, подтверждающие частичное устранение нарушений: восстановлена целостность камеры ШИЗО N 4, эвакуационные выходы из здания ШИЗО, ПКТ оборудованы дверьми, открывающимися по направлению выхода из здания.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что выявленные в ходе прокурорских проверок недостатки: наличие в стене камеры штрафного изолятора N 4 разрушение кирпичной кладки, электропроводка в центральном коридоре у отсекающей решетки камер ШИЗО не проложена скрыто, двери эвакуационных выходов из здания ШИЗО, ПКТ открываются не по направлению выхода из здания, ограждение участка коридора от дежурной части до здания ШИЗО не отвечает требованиям и требует ремонта (выравнивания относительно вертикальной оси), не были устранены исправительным учреждением в полном объеме.
Характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, допустимых доказательств устранения которых на момент рассмотрения дела не имеется, не обеспечивает надлежащую реализацию режимных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно - исполнительного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и персонала учреждения в случае возникновения внештатных ситуаций, возможность повреждения имущества учреждения, а также не обеспечивает единый, соответствующий требованиям национального законодательства, подход к материально - бытовому обеспечению осужденных в учреждениях системы исполнения наказаний в связи с длительным невыполнением в отношении указанного в административном иске имущества требований законодательства о периодичности проведения ремонтных работ зданий и сооружений.
Принимая во внимание, что Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного исправительному учреждению на праве оперативного управления, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области отвечает по обязательствам казенного учреждения, как учредитель казенного учреждения, и соответствующий территориальный орган - УФСИН России по Архангельской области в порядке субсидиарной ответственности, руководствуясь положениями статей 158, 161, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, данных в третьем абзаце пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды пришли к выводу о том, что на административных ответчиков должна быть возложена обязанность организовать материально-техническое и финансовое обеспечение обязательств ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области по реализации установленных требований к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения осуществляется административными ответчиками самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 4 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 4 декабря 2024 года по административному делу N 2а-601/2024 - оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 4 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 4 декабря 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 сентября 2025 года.