Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.02.2024 по делу N 88-5941/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 14.09.2023 N 33-10014/2023 (УИД 34RS0008-01-2023-003436-75)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О взыскании единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит и не состоял, в период прохождения службы в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения он не обращался.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 14.09.2023 N 33-10014/2023 (УИД 34RS0008-01-2023-003436-75)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О взыскании единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит и не состоял, в период прохождения службы в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения он не обращался.
Решение: Отказано.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2023 г. N 33-10014/2023
Дело N 2-3160/2023
УИД N 34RS0008-01-2023-003436-75
Судья Артеменко И.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Колгановой В.М.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-3160/2023 по иску К. к УФСИН России по Волгоградской области о взыскании единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе К. (в лице представителя по доверенности С. <...>)
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2023 года, которым постановлено:
"Исковые требования К. к УФСИН России по Волгоградской области о взыскании единовременной социальной выплаты, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав истца К. и его представителя по доверенности СокО. О.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - по доверенности Г. и представителя третьего лица - по доверенности Ш., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к УФСИН России по Волгоградской области о взыскании единовременной социальной выплаты.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в <...> в должности главного инженера. Приказом УФСИН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ <...> был уволен по ст. 58 п. "з" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. На момент увольнения выслуга составила <...> в календарном исчислении, <...> в льготном исчислении.
ДД.ММ.ГГГГ во время исполнения служебных обязанностей, К., получил травму, которая признана "военной травмой". В результате резкого ухудшения состояния здоровья ДД.ММ.ГГГГ К. была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причиной инвалидности указана "военная травма".
К. в собственности, служебного жилья не имел, не являлся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо сособственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не получал.
По месту регистрации <...>, К. не проживает с <...> указанная квартира принадлежит бывшей супруге <...>
ДД.ММ.ГГГГ К. обратился к начальнику УФСИН России по Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, либо выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес К. направлен ответ УФСИН России по Волгоградской области о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ N 283 от ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России по Волгоградской области отсутствуют жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Добровольно УФСИН России по Волгоградской области К. не выплачена единовременная социальная выплата в размере 4 210 304,17 рублей для приобретения или строительства жилого дома.
Просил взыскать единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4 210 304,17 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К. (в лице представителя по доверенности СокО. О.Г.) просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
В пункте 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном пункта 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, имеется у действующих сотрудников органов уголовно-исполнительной системы.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ отмечал, что необходимость постановки на жилищный учет в период прохождения гражданами государственной службы в целях предоставления им дополнительных жилищных гарантий, обусловленных особенностями этой службы, соответствует правовой природе данных гарантий; решение же воспользоваться дополнительными жилищными гарантиями принимается самим государственным служащим и оформляется подачей соответствующего заявления, рапорта в целях постановки на жилищный учет в федеральном органе исполнительной власти, в котором они проходят службу (Определение от 28 ноября 2019 г. N 3051-0).
В соответствии с пунктом 14 Правил, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Положениями ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют:
- действующие сотрудники, продолжительность службы которых составляет не менее 10 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ;
- граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ в органах уголовно-исполнительной системы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, К. являлся сотрудником УФСИН России по Волгоградской области, проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ К. уволен со службы на основании п. "З" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья). Заявителю была установлена категория годности "В" - ограниченно годен к военной службе, а в <...> году была установлена <...> группа инвалидности с причинной связью - "военная травма".
Выслуга лет К. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. в календарном исчислении составила <...>, в льготном исчислении - <...>
ДД.ММ.ГГГГ К. обратился к начальнику УФСИН России по Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, либо выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес К. направлен ответ УФСИН России по Волгоградской области о том, что на момент обращения К. не является сотрудником уголовно-исполнительной системы и за время прохождения службы не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ N 283-ФЗ от 30.12.2012 в УФСИН России по Волгоградской области отсутствуют жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно сведений, представленных УФСИН России по Волгоградской области, К. за период прохождения службы в УФСИН России по Волгоградской области с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, за безвозмездной финансовой помощью, государственным жилищным сертификатом, служебным жилым помещением не обращался.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Указав, что К. на учете нуждающихся в жилых помещениях в УФСИН России по Волгоградской области не состоит и не состоял, в период прохождения службы в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения он не обращался.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку в соответствии с п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N 369, право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Между тем, истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, в период службы и на момент увольнения истец также не был поставлен на соответствующий учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обратился с заявлением о постановке на учет только в <...> то есть спустя <...> лет после увольнения со службы, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции обоснованно не имелось.
Возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований п. 4 Правил, а также ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрена только в отношении действующих сотрудников, то есть, лиц, проходящих службу до их увольнения, а право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возникает лишь при наличии обязательных условий указанных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, тогда как в отношении истца такие условия не соблюдаются.
Судебная коллегия полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку истец в настоящее время не является действующим сотрудником УФСИН России по Волгоградской области, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не состоит, лицом, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, не является, обратился с рассматриваемым заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в <...> году, уже после увольнения со службы, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований пункта 4 Правил, а также части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрена только в отношении сотрудников федеральных органов исполнительной власти, то есть, лиц, проходящих службу до их увольнения.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. (в лице представителя по доверенности С. <...>) - без удовлетворения.