Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2025 N 88-10995/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 10.02.2025 N 33-2862/2025 (УИД 03RS0001-01-2024-001699-46)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании недействительными результатов межевания; 2) Об установлении границ земельного участка.
Обстоятельства: Как указывает истец, границы земельных участков были сформированы без учета подъезда к земельному участку истца и зданию, расположенному в его границах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 10.02.2025 N 33-2862/2025 (УИД 03RS0001-01-2024-001699-46)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании недействительными результатов межевания; 2) Об установлении границ земельного участка.
Обстоятельства: Как указывает истец, границы земельных участков были сформированы без учета подъезда к земельному участку истца и зданию, расположенному в его границах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Содержание
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 1 - 3 Постановления от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов Согласно ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2025 г. N 33-2862/2025
Дело N 2-1885/2024 УИД 03RS0001-01-2024-001699-46
Судья Демского районного суда г. Уфы
Республики Башкортостан К.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Мугиновой Р.Х.,
Судей Лазарева Р.Н., Саенко Е.Н.
секретаря судебного заседания И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - М.Л., представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан - М.Ч. на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2024 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Е. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании результатов межевания земельных участков и последующей постановки на кадастровый учет недействительными, установлении границ земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Лазарева Р.Н.
установила:
Е. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, просил суд первой инстанции: обязать Администрацию ГО город Уфа Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов истца, как собственника земельного участка с кадастровым номером N... и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером N..., сформировать технический коридор в границах земельных участков с кадастровыми номерами N... и N..., в соответствии с техническими условиями энергоснабжающих организаций для строительства линейных объектов (электроэнергия, газ), а также организации нормативного проезда к земельному участку истца; для возможности проезда и пользования земельным участком и расположенным на нем здании, согласовать с Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан работы истца, выраженные в выравнивании и отсыпке сыпучими материалами существующего проезда; установить истцу право ограниченного пользования соседними земельными участками (сервитут), находящимися в государственной собственности на следующих условиях: цель использования сервитута - организация нормативного подъездного пути и технического коридора для размещения линейных объектов, инженерных коммуникаций (электроэнергия, газ) к объекту капитального строительства с кадастровым номером N..., расположенному на земельном участке по адресу: адрес, с кадастровым номером: N..., со сроком действия сервитута - бессрочный (постоянный), платой за сервитут - безвозмездно, сведения о земельном участке N... (части земельного участка), площадью 118 кв. м, с условным кадастровым номером N..., расположенном по адресу: адрес ориентир: адрес, и сведения о земельном участке N... (части земельного участка), площадью 793 кв. м, с условным кадастровым номером N... расположенном по адресу: адрес ориентир: адрес. В обосновании иска указано, что Е. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N..., общей площадью 5017 кв. м по адресу: адрес, категория земель - земли населенных пунктов, дата постановки на кадастровый учет дата. (далее Земельный участок). На земельном участке расположено здание площадью 46,6 кв. м, кадастровый N..., дата постановки на кадастровый учет дата. (далее Здание), принадлежащее Е. на праве собственности. К земельному участку существует проезд, который является съездом с дороги, соединяющей адрес и адрес (СНТ "Здоровье"), имеет ширину 4-6 м, длину 157 м, деревья и кустарники отсутствуют. Текущее состояние проезда, не обеспечивает полноценный доступ к Земельному участку, в том числе, спецтранспорта экстренных служб, так как не имеет твердого покрытия. Однако, согласно данным публичной кадастровой карты вышеуказанный земельный участок полностью находится внутри границ земельного участка N... Согласно данным Росреестра датой присвоения кадастрового номера участка является дата Существующий подъездной путь к вышеуказанному земельному участку полностью находится внутри границ земельного участка N... Согласно данным Росреестра датой присвоения кадастрового номера участку является дата Учитывая даты постановки на кадастровый учет истец полагает, что при проведении кадастровых работ, образовании данных земельных участков и формировании границ Уфимского городского лесничества производственного участка N... кварталов N... и 19 не были учтены права и законные интересы собственника земельного участка с кадастровым номером N... и расположенного на нем здания - объекта капитального строительства с кадастровым номером N... С учетом уточнения, истец просил суд первой инстанции: признать недействительными результаты межевания и последующей постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N... и N... в части границ нарушающих права истца в пользовании земельным участком с кадастровым номером N... и расположенного на нем здания - объекта капитального строительства с кадастровым номером N..., выраженные в невозможности организации проезда (прохода) и обеспечения основных нужд как собственника вышеуказанного имущества. Координаты части участка с кадастровым номером N... площадью 204 кв. м:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Координаты части участка с кадастровым номером N... площадью 1658 кв. м:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Установить часть южной границы по направлению с востока на запад контура 1 многоконтурного участка с кадастровым номером N..., смежной с границами участка N... и территорией, определенной для проезда и строительства коммуникаций, по следующим точкам:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Установить часть северной границы по направлению с запада на восток контура 3 многоконтурного участка с кадастровым номером N..., смежной с территорией, определенной для проезда и строительства коммуникаций, по следующим точкам:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Внести в сведения кадастрового учета данные о новом обособленном контуре участка с кадастровым номером N..., определенный по следующим координатам:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Протокольными определениями Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно спора, привлечены ФГБУ "Рослесинфорг", Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управление Росреестра по Республике Башкортостан.
Решением Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2024 г. постановлено: "Исковые требования Е. к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ, Министерству земельный и имущественных отношений Республики Башкортостан удовлетворены. Признать недействительными результаты межевания и последующей постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N... в части границ нарушающих права Е. в пользовании земельным участком с кадастровым номером N... и расположенного на нем здания - объекта капитального строительства с кадастровым номером N..., выраженные в невозможности организации проезда (прохода) и обеспечения основных нужд как собственника вышеуказанного имущества, а именно: По координатам характерных точек части границы земельного участка с кадастровым номером N... площадью 204 кв. м с характерными точками:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
По координатам характерных точек части границы земельного участка с кадастровым номером N... площадью 1658 кв. м.
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Установить часть южной границы по направлению с востока на запад контура 1 многоконтурного участка с кадастровым номером N..., смежной с границами участка N... и территорией, определенной для проезда и строительства коммуникаций, по следующим точкам:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Установить часть северной границы по направлению с запада на восток контура 3 многоконтурного участка с кадастровым номером N..., смежной с территорией, определенной для проезда и строительства коммуникаций, по следующим точкам:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Внести в сведения кадастрового учета данные о новом обособленном контуре участка с кадастровым номером N... определенном по следующим координатам:
Номер точки на чертеже | Координата Х | Координата У |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
N... | N... | N... |
Решение суда является основанием для изменения сведений о координатах характерных точек границ, внесенных в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N... и внесения записи в ЕГРН сведений в отношении местоположения границ и площади указанных земельных участков, без заявления собственников, арендаторов и иных правообладателей...".
Не согласившись с решением суда, представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - М.Л. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не распоряжается земельными участками, расположенными на территории городских лесов. Управление по городу Уфе и Уфимскому району является структурным подразделением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, на которого возложена обязанность обеспечивать принятие исчерпывающих мер в интересах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан при наличии к тому оснований, а не как иной оказывающий юридическую помощь орган. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком.
Не согласившись с решением суда, представителем Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан - М.Ч. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указала, что дорога к земельному участку с кадастровым номером N... не предусмотрена и при ее образовании произойдет уменьшение площади городских лесов. Судом первой инстанции принято уточнение исковых требований в нарушении требований
ст. 39 ГПК РФ, согласно которой одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена в открытом доступе на официальном сайте Верховного суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://vs.bkr.sudrf.ru/). По смыслу
статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Лица, участвующие по делу в качестве сторон, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается списком почтовых отправлений, отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами, отчетами об СМС-оповещении.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в
пунктах 1 -
3 Постановления от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (
часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно
ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно
статье 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
В соответствии со
статьей 329 ГПК РФ
постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения. В апелляционном определении указываются: 1) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, дата и место вынесения определения; 2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда; 3) лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление; 4) краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы, представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции; 5) обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; 6) мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части; 7) выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются. В определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Согласно
статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: 1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в
статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; 7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения. При наличии оснований, предусмотренных
частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Согласно
статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании
пунктов 1 и
2 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных
пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По общему правилу
пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное
(абзац 3).
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу
пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное
(абзац 3).
Согласно
ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В силу
ч. 1,
ч. 2 ст. 87 ГПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу
ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются или вручаются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. Суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии со
ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу
ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
В соответствии с
ч. 1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В силу
ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно
пп. 9 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В силу
п. 1 ст. 1,
п. 1 ст. 11,
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ),
ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В силу положений
ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно
ч. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с
ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В силу
статей 304,
305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные
статьями 301 -
304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно
п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости, ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным
законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно
пп. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Согласно
п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.
В соответствии со
ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных
главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим
Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения
главы V.3 настоящего Кодекса не применяются. Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом; 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети, гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети, а также геодезических пунктов геодезических сетей специального назначения, создание которых организовано органами государственной власти, органами местного самоуправления, и обеспечения доступа к ним; 3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных
статьей 39.37 настоящего Кодекса. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных
пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса. Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении. Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель. В случае, если размещение объекта, указанного в
подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный
подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных
статьями 49 и
56.3 настоящего Кодекса. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным
законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных
пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных
статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются
главой V.7 настоящего Кодекса. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным
законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно
ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены
статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела; 2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей
статьей. Категории работников организаций транспорта, лесного комплекса, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, федерального казенного учреждения, обеспечивающего функционирование Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций. Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами
пункта 1 статьи 41 и
абзацев второго -
четвертого,
седьмого -
девятого статьи 42 настоящего Кодекса.
В соответствии с
п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Согласно
п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
Согласно
пп. 5 п. 2 ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) установлен запрет строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства, и гидротехнических сооружений
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются совокупностью основных, условно разрешенных и вспомогательных видов, допустимых в данной территориальной зоне в соответствии с положениями таблицы 4.19 вышеуказанных Правил.
При наличии утвержденной документации по планировке территории разрешенными видами использования являются только те виды из перечня соответствующей территориальной зоны, которые не противоречат установленной зоне планируемого размещения объектов капитального строительства, а также соответствуют видам разрешенного использования, установленным для образуемых земельных участков в составе проекта межевания территории.
Согласно
п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Таким образом, в случае предоставления земельного участка в собственность будут нарушены права неопределенного круга лиц, и ограничено использование испрашиваемого земельного участка гражданами.
Согласно
ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Из
статьи 6.1 ЛК РФ следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно
ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего
Кодекса.
Согласно
п. 1 ст. 11 ЛК РФ установлено пребывание граждан в лесах, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Ограничение пребывания запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами; пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.
Согласно
п. 6 ст. 11 ЛК РФ устанавливает, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей
статьей, не допускается.
В силу
части 4 статьи 12 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Статьей 111 ЛК РФ установлено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных
частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.
Данной
статьи ЛК РФ четко определено, что отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса.
Согласно
п. 1 ст. 116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования. Городские леса отнесены к защитным лесам.
Согласно
п. 3 ст. 116 изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В соответствии с
п. 2 ст. 110 ЛК РФ установлены общие положения отнесения лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 и
82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией.
На основании
п. 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с
Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", Минземимущество РБ распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Минземимущество РБ не распоряжается земельными участками, расположенными на территории городских лесов.
Согласно
Закону Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные
абзацами вторым четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Закон Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-3 "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" вступил в силу с 1.01.2021 г.
На основании п. 1.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 г. N 35 "Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан" органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Согласно
пункту 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории. В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным
законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным
законом, запрещает размещение таких линейных объектов. В случаях, предусмотренных
статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.
Согласно
ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Решением Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 8 сентября 2016 г., вступившего в законную силу 9 октября 2016 г., за С. признано право собственности на земельный участок, с кадастровым номером N..., площадью 5017 кв. м, расположенный по адресу: адрес.
Согласно договору купли-продажи от дата, заключенному между С. (продавцом) и Е. (покупателем), продавец продал, а покупатель купил в собственность следующее недвижимое имущество: здание, назначение объекта: нежилое, площадью 46,6 кв. м с кадастровым номером N... и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 5017 кв. м с кадастровым номером N...
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Е. с дата на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N..., общей площадью 5017 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок на кадастровый учет поставлен дата.
В границах указанного земельного участка расположено нежилое здание площадью 46,6 кв. м с кадастровым номером N..., которое также принадлежит истцу на праве собственности с дата Данный объект поставлен на кадастровый учет дата.
Из представленного истцом заключения кадастрового инженера ООО "Топограф" - А. по результатам пространственного анализа данных кадастрового учета установлено, что доступ к землям общего пользования правообладателя участка с кадастровым номером N..., отсутствует. Фактически доступ осуществляется по существующему проезду по территории земельных участков с кадастровыми номерами N... (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - охрана природных территорий).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N... площадью 717137 кв. м с местоположением: адрес категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: охрана природных территорий, поставлен на кадастровый учет дата Кроме того, имеется указание на то, что земельный участок состоит из 7 контуров.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N... площадью 731892 кв. м с местоположением адрес), категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: охрана природных территорий, поставлен на кадастровый учет дата
Из истребованных реестровых дел на земельные участки N... установлено следующее.
Приказом Рослесхоз N 433 от 17.05.2018 г. постановлено: "Определить, что на землях населенных пунктов ГО г. Уфа, занятых городскими лесами, располагается Уфимское городское лесничество. Установить границы Уфимского городского лесничества согласно приложению". Согласно сведениям о границах Уфимского городского лесничества, расположенного на землях населенных пунктов ГО г. Уфа Республики Башкортостан, занятых городскими лесами, отнесен производственный участок N..., номера лесных кварталов N..., площадью ... га (в указанный производственный участок входят также земельные участки с кадастровыми номерами N...).
Во исполнение указанного
приказа решением Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан N 1764 от 6.09.2018 г. утверждены схемы расположения земельных участков Уфимского городского лесничества с условным кадастровым номером N..., в том числе, производственного участка N... квартал N... площадью 731823 кв. м и 13584 кв. м с видом разрешенного использования "охрана природных территорий" и производственного участка N... квартал N... площадью 717597 кв. м с видом разрешенного использования "охрана природных территорий".
дата кадастровым инженером Р. подготовлен межевой план образования 7 земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, расположенного по местоположению: адрес.
дата кадастровым инженером П. по результатам кадастровых работ подготовлен межевой план, которым уточнены границы земельного участка N...
Согласно заключению N... от дата кадастровым инженером А. сделаны следующие выводы: ...
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
...
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
...
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
...
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
...
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что при подготовке межевого плана и формировании границ Уфимского городского лесничества ни кадастровый инженер, ни администрация ГО г. Уфа не учли, что земельный участок с кадастровым номером N..., находится в частной собственности Е., на нем расположено капитальное строение и не сформировали к нему проезд, тогда как границы земельного участка истца уже состояли в ЕГРН и отображались на публичной карте. Отсутствие подъезда к земельному участку истца и зданию, расположенному в его границах нарушает права и создает угрозу пожарной безопасности, жизни и здоровью людей, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При таких обстоятельствах, учитывая, что межевание участков Уфимского городского лесничества с кадастровыми номерами N... проведено с нарушением норм действующего законодательства, поскольку границы земельных участков сформированы за счет территории проезда, возможность проезда (шириной проезда не менее 3,5 м) к земельному участку истца и к заданию, расположенном в его границах, в ином месте согласно сведениям ЕГРН отсутствует, суд полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Е. о признании недействительными результатов межевания в части границ, нарушающих права Е. в пользовании земельным участком с кадастровым номером N... и расположенного на нем здания - объекта капитального строительства с кадастровым номером N..., выраженные в невозможности организации проезда (прохода) и обеспечения основных нужд как собственника вышеуказанного имущества и последующей постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N..., установлении границ земельных участков.
Однако, судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно выпискам из ЕГРН от дата земельные участки с кадастровыми номерами N... имеют вид разрешенного использования "Охрана природных территорий".
Из материалов дела следует, что граница земельного участка с кадастровым номером N... состоит из 2-х контуров, имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные
ст. 56 ЗК РФ, сроком действия с 5.07.2022 г., на основании
Приказа "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Уфа" от 18.08.2020 г. N 1052-П Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Также из материалов дела следует, что граница земельного участка с кадастровым номером N... состоит из 7-ми контуров, имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные
ст. 56 ЗК РФ, сроком действия с 19.09.2018 г., на основании
Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей" от 20.11.2000 г. N 878, сроком действия с 22.04.2022 г., на основании
Приказа "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Уфа" от 18.08.2020 г. N 1052-П Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и сроком действия с 4.07.2022 г., на основании
Приказа "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Уфа" от 18.08.2020 г. N 1052-П Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Таким образом, Е. не доказано факта нарушения его прав для прохода и проезда к его земельному участку с кадастровым номером N..., поскольку у него имеется проход и проезд по землям населенного пункта с кадастровыми номерами N..., что также подтверждается фотографиями в материалах дела, а значит, основания для установления сервитута отсутствуют. Кроме того, у Е. на земельном участке с кадастровым номером N... имеется нежилое здание площадью 46,6 кв. м с кадастровым номером N..., при заключении договора купли-продажи от дата, заключенному между С. (продавцом) и Е. (покупателем), стороны указали, что к данному объекту недвижимости линии электропередачи не подведены (п. 4.1 договора), то есть Е. при заключении договора купли-продажи знал об отсутствии линий электропередач к его нежилому зданию. Земельный участок с кадастровым номером N... площадью 717137 кв. м с местоположением: адрес, поставлен на кадастровый учет дата, а земельный участок с кадастровым номером N... площадью 731892 кв. м с местоположением адрес категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: охрана природных территорий, поставлен на кадастровый учет дата, то есть до возникновения права собственности у Е. на нежилое здание, площадью 46,6 кв. м, с кадастровым номером N... и на земельный участок с кадастровым номером N... Кроме того, в соответствии с
п. 3 ст. 116 Лесного кодекса запрещается уменьшение площади городского леса, а значит сформировать технический коридор в границах земельных участков с кадастровыми номерами N..., в соответствии с техническими условиями энергоснабжающих организаций для строительства линейных объектов (электроэнергия, газ), не представляется возможным.
На основании изложенного, основания для удовлетворения исковых требований Е. отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2024 г. подлежит отмене, а по делу необходимо принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Е. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании результатов межевания земельных участков и последующей постановки на кадастровый учет недействительными, установлении границ земельного участка необходимо отказать.
Руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2024 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Е. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании результатов межевания земельных участков и последующей постановки на кадастровый учет недействительными, установлении границ земельного участка - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2025 г.