Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2025 N 88-6368/2025 по делу N 2-5858/2024 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.03.2025 N 33-730/2025 (УИД 07RS0001-02-2024-005023-12)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что у него отсутствует требуемый страховой стаж.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.03.2025 N 33-730/2025 (УИД 07RS0001-02-2024-005023-12)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что у него отсутствует требуемый страховой стаж.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2025 года
Судья: Тхазаплижева Б.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Шомахова Р.Х.
судей Савкуева З.У. и Тогузаева М.М.
при секретаре Т.
с участием: представителя Д.Р.Х.-А.М.Х., представителя ОСФР по КБР-Ч.Д.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тогузаева М.М. гражданское дело по иску Д.Р.Х. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о включении периода работы в страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе отделения фонда пенсионного и социального страхования по Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Д.Р.Х., полагая, что им выработан требуемый страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N Д.Р.Х., отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что у него отсутствует требуемый страховой стаж, поскольку период работы в ГКУ "Кабардино-Балкарская служба спасения", ГКУ "Кабардино-Балкарская противопожарно-спасательная служба" в разных должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключен из подсчета его страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с тем, что указанные учреждения не входят в состав министерства по чрезвычайным ситуациям России (далее-МЧС России).
Полагая решение нарушающим его право на пенсионное обеспечение, Д.Р.Х., обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика включить в его страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика счел требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержав решение пенсионного органа.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Д.Р.Х., к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о включении периода работы в страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости, были удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актам, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ОСФР по КБР подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование незаконности обжалуемого судебного акта, апеллянт в жалобе указывает о том, что при вынесения решения, Нальчикский суд аргументировал, тем что состава и характера фактически выполняемых истцом трудовых обязанностей в периоды работы в УГПС МВД КБР, ГПС КБР тождественны составу и характеру труда, лиц имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 ч. 1 ст. 30 N 400-ФЗ.
К такому определению суд первой инстанции пришел, ссылаясь на Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N.
Также отмечает, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности.
По мнению апеллянта, суд допустил неправильное истолкование закона и нарушил нормы материального права по подпункту 3 пункта 2 статьи 330 ГПК РФ.
Таким образом, при вынесении судом обжалуемого решения, не были доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, рассмотрев его в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся в судебное заседание истца, в пределах, как это установлено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводов, изложенных в апелляционной жалобе поддержанных представителем ответчика-Ч.Д.К., выслушав возражение на нее представителя истца-А.М.Х., Судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и удовлетворяя, суд, руководствуясь положениями статей 39 Конституции Российской Федерации, 66 Трудового кодекса Российской Федерации, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Перечнем должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 октября 2001 N 702, Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665, 10 Приказа Минздрава-соцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходил из того, что о тождественности состава и характера фактически выполняемых истцом трудовых обязанностей в периоды работы в УГПС МВД КБР, ГПС КБР составу и характеру труда, лиц имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 ч. 1 ст. 30 N 400-ФЗ.
Судебная коллегия, с такими выводами суда, согласится не может.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом из трудовой книжки Д.Р.Х. усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ он был принят старшим пожарным в Государственную противопожарную службу МВД России.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был учтен ответчиком, на основании того, что Д.Р.Х. проходил службу в ОВД и Государственной противопожарной службы МЧС России.
Из Акта проверки обоснованности выдачи и содержания справки на льготное обеспечение от ДД.ММ.ГГГГ N, проведенный ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике усматривается, что Д.Р.Х. был зачислен приказом на службу N от ДД.ММ.ГГГГ (данные о приказе обозначены в карточке денежного довольствия за 1998-2005гг.), где имеются данные о зачислении Д.Р.Х. старшим пожарным с ДД.ММ.ГГГГ, без присвоения звания, а с ДД.ММ.ГГГГ ему было присвоено звание старшего сержанта (Приказ N от 15.06.1998 г.) и приказом N-ЛС п. 103 от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по собственному желанию прапорщика внутренней службы, командира отделения пожарной части N.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были учтены ответчиком, на основании того, что Д.Р.Х. осуществлял трудовую деятельность в должности командира ПЧ N и нет возможности подтвердить факт работы документально лицевыми счетами.
Также, из акта проверки обоснованности выдачи и содержания справки на льготное обеспечение N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенный ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике в отношении Д.Р.Х. усматривается, что, приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Д.Р.Х. был назначен на должность командира отделения пожарной части N и приказом N от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", действующего с ДД.ММ.ГГГГ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет (часть 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список).
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются в числе прочих водитель (шофер) автомобиля (пожарного), пожарный (боец, респираторщик), а также начальник караула пожарной части (команды).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы МЧС России.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 года N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что Федеральная противопожарная служба в лице Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляет тушение пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают исключительно работники государственной противопожарной службы МЧС России. Аналогичное право для работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Обстоятельства, имеющие юридическое значение и подлежащие установлению, судом первой инстанции определены не правильно.
Включение в стаж для назначения досрочной пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденным списком Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 не предусмотрено.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, законодателем предусмотрена дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, которая основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости согласно пункту 18 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, не зачислены следующий период работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку период работы в ГКУ "Кабардино-Балкарская служба спасения", ГКУ "Кабардино-Балкарская противопожарно-спасательная служба" в должности командира ПЧ N качестве спасателя указанные учреждения не входят в состав МЧС России.
Этим решением в подсчет страхового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии установлен продолжительностью стажа 14 лет, 10 месяцев, 20 дней.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В то же время включение в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с частью 2 статьи 30 того же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ) (подпункт 16 пункта 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Согласно части 3 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20.04.1993 N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпункта 16 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 N 551-О-П.
На основании вышеизложенного, учитывая, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, тогда как доказательств работы истца в спорный период, непосредственно в структуре МЧС России не представлено, суд правомерно, вопреки доводам апеллянта, сделал вывод об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца, проходившей в ГКУ "Кабардино-Балкарская служба спасения", ГКУ "Кабардино-Балкарская противопожарно-спасательная служба" в качестве спасателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Иные доводы апеллянта, повторяют правовую позицию стороны истца в суде первой инстанции, и были обоснованно отклонены судом, поскольку досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, указанным в п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности МЧС России. При этом спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, их компетенция ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, поэтому правом на досрочное назначение страховой "пенсии" по старости, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС России, указанные лица не пользуются.
Конституционный суд Российской Федерации, в своем определении от 27 июня 2023 N 1693-О, указал, что законодатель, действуя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий, с учетом специфики, повышенной степени сложности и интенсивности работ, выполняемых спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранил в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение страховой пенсии по старости для указанной категории лиц, что само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за счет включения в него спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, является исключительной прерогативой законодателя.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными доказательствами, в обжалуемом решении содержатся мотивированные выводы суда, вытекающие из установленных фактических обстоятельств дела.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 и статьей 329 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, отменить и принять по гражданскому делу новое решение.
Исковые требования Д.Р.Х. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности включении в страховой стаж периодов дающих право на досрочное назначение пенсии, и назначении досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
Р.Х.ШОМАХОВ
Судьи
З.У.САВКУЕВ
М.М.ТОГУЗАЕВ