Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 N 88-8624/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Томского областного суда от 12.12.2023 по делу N 33-4616/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-001577-79)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что ему неправомерно отказано о включении периодов работы в специальный стаж, поскольку занимаемая им в спорный период должность водителя автомобиля (пожарного) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Томского областного суда от 12.12.2023 по делу N 33-4616/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-001577-79)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что ему неправомерно отказано о включении периодов работы в специальный стаж, поскольку занимаемая им в спорный период должность водителя автомобиля (пожарного) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2023 г. по делу N 33-4616/2023
Дело N 2-1577/2023
Судья: Кривошеина К.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,
судей Титова Т.Н.,
Емельяновой Ю.С.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N 2-1577/2023 (70RS0001-01-2023-001577-79) по исковому заявлению П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж
по апелляционной жалобе истца П. на решение Кировского районного суда г. Томска от 10 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Титова Т.Н., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее Пенсионный орган), просил обязать включить в специальный стаж в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 периоды службы (работы) с 20.04.2000 по 31.12.2001, 1 год 8 мес. 11 дн. (записи в тр.кн. 13-14), с 01.01.2002 по 31.12.2008, 7 лет (записи в тр. кн 15-16), всего: 8 лет 8 мес. 11 дн.
В обоснование требований истец указал, что в спорные периоды проходил службу (работал) в должности водителя пожарного автомобиля в пожарной части /__/ Государственной противопожарной службы УВД Томской области и Государственной противопожарной службы МЧС России. Сотрудники противопожарной службы имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Между тем, решением ответчика от 14.02.2023 N 1846 спорные периоды исключены из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку не подтверждаются сведениями индивидуального лицевого счета и не учитываются при его исчислении в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании представитель ответчика Б. просила в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие истца П., представителя третьего лица - Главного управления МЧС России по Томской области.
Обжалуемым решением Кировского районного суда г. Томска от 10.08.2023 в удовлетворении заявленных П. требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе П. просит решение отменить, его требования удовлетворить. Ссылаясь на положения
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013,
ст. 4 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности", п. 1, п. п. 2 п. 3 постановления Правительства РФ "О Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы",
Указ Президента РФ "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" и т.д., полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в соответствии со Списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, предусматривающими в своем перечне водителя пожарного автомобиля.
Руководствуясь
ч. 3 ст. 167,
ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным
законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.
В силу
части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, обстоятельством, имеющим правое значение для применения
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" является установление факта работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что для исчисления стажа на соответствующих видах работ по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Согласно положениям
ст. 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
Следовательно, под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.
В случае, если по результатам аттестации сотруднику присваивается звание, то его пенсионное обеспечение регулируется
Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1.
Из вышеназванных положений федерального законодательства следует, что правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Судом установлено, следует из материалов дела, что истец П., /__/ г.р., зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 17.04.1999, в феврале 2023 года обратился в Пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях". Решением Пенсионного органа N 1846 от 14.02.2023 в назначении пенсии отказано, из подсчета стажа исключены спорные периоды работы (л.д. 8-9, 30).
Решение Пенсионного органа об отказе П. в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" мотивировано тем, что спорные периоды работы не могут быть включены в специальный стаж, поскольку не подтверждены сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица, страховые взносы за эти периоды не уплачивались.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды П. не являлся работником Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, а имел воинское звание и являлся военнослужащим федеральной противопожарной службы, в связи с чем спорные периоды не могут засчитывается в специальный трудовой стаж.
Данные выводы основаны на законе и представленных в дело доказательствах, которым суд первой инстанции дал надлежащую, соответствующую требованиям
ст. 67 ГПК РФ, оценку. Оснований не соглашаться с ними и обжалуемым решением по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Так, как следует из копии трудовой книжки П., записи 13-16, в спорные периоды истец проходил службу в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти (МВД, МЧС) (л.д. 11-12).
20.04.2000 г. Министерством внутренних дел РФ, в лице начальника ПЧ-/__/ ГПС УВД Томской области, с П. заключен контракт о службе в органах внутренних дел в должности водителя с испытательным сроком шесть месяцев (л.д. 59-60).
Согласно сведениям, содержащимся в справке, уточняющей особый характер работы от 30.05.2022 N ИВ-243-2694, архивной справке от 12.12.2022 N ИВ-243-6336, данных о стаже, ответе на запрос суда первой инстанции от 06.07.2023 N ИВ-243-3317, выписке из послужного списка от 06.07.2023 N ИВ-243-3317, в спорные периоды П. проходил службу на аттестованной должности, имел специальные воинские звания, в том числе младший сержант внутренней службы, сержант внутренней службы, прапорщик, а страховые взносы отчислялись (л.д. 15, 17, 29, 113, 114-115).
Поскольку на периоды прохождения службы в Государственной противопожарной службе не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным
законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются и не уплачиваются, граждане, проходящие службу в Государственной противопожарной службе, застрахованными лицами не являются.
Таким образом, оснований для уплаты работодателем в спорные периоды взносов на обязательное пенсионное страхование за П., проходящего службу в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, не имелось.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" от 04.06.2011 N 126-ФЗ, гражданам РФ, проходившим в том числе службу в Государственной противопожарной службе, в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемой за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным
законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.
Как следует из материалов дела, в частности данных о стаже, спорные периоды работы учтены П. в общий страховой стаж по ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 29).
Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, кроме того, пояснения об учете спорных периодов в общий страховой стаж отдельно приведены представителем ответчика в письменных дополнениях к отзыву на иск (л.д. 67-68).
Согласно правовым позициям Конституционного суда РФ, приведенным в
Определении от 23.09.2010 N 1152-О-О, военная служба является особым видом государственной службы, специальный правовой статус военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение, по общему правилу, осуществляется на основании вышеупомянутого
Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяющего условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий.
Кроме того, как указано Конституционным судом РФ в Определении, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что Пенсионный орган правомерно исключил спорные периоды из подсчета специального стажа.
Аналогичный правоприменительный правовой подход следует, в том числе из практики Восьмого кассационного суда общей юрисдикции - определение от 14.10.2021 N 88-17157/2021.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права, оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется. Таким образом, решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 10.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца П. - без удовлетворения.