Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2023 N 88-10996/2023, 2-175/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 06.07.2023 по делу N 33-3-5997/2023 (УИД 26RS0018-01-2023-000158-73)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального округа имеется источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный водоем. В нарушение требований законодательства не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно емкость пожарного водоема не заполнена водой на пожаротушение в связи с неисправностью данного источника.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 06.07.2023 по делу N 33-3-5997/2023 (УИД 26RS0018-01-2023-000158-73)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального округа имеется источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный водоем. В нарушение требований законодательства не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно емкость пожарного водоема не заполнена водой на пожаротушение в связи с неисправностью данного источника.
Решение: Удовлетворено.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2023 г. по делу N 33-3-5997/2023(2-175/2022)
УИД 26RS0018-01-2023-000158-73
Судья Сердюков А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.,
судей Берко А.В., Загорской О.В.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе директора МБУК "СКО КМО СК" ФИО5
на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 11 апреля 2023 года
по исковому заявлению исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Социально-культурное объединение Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края" о возложении обязанности обеспечить водой источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный водоем (ПВ N 22),
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
установила:
<адрес> обратился в суд с указанным иском, впоследствии ст. помощником прокурора уточнил требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, указав, в ходе прокурорской проверки проведенной в феврале 2022 года установлено, что на территории Красногвардейского муниципального округа имеется источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный водоем, расположенный по адресу: <адрес> б/н <адрес> (ПВ N). Данный источник противопожарного водоснабжения является одним из источников наружного противопожарного водоснабжения <адрес> и предназначен для эффективной работы пожарных подразделений путем обеспечения бесперебойной подачи огнетушащих средств к месту тушения пожара.
В нарушение требований законодательства в <адрес> муниципального округа <адрес> не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно емкость пожарного водоема не заполнена водой на пожаротушение, в связи с неисправностью данного источника.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
По результатам контрольной проверки исполнения требований прокурора, установлено, что указанный пожарный водоем подключен к системе центрального водоснабжения <адрес>. Однако на ДД.ММ.ГГГГ - день проверки, в источнике наружного противопожарного водоснабжения - пожарном водоеме, расположенном по адресу: <адрес> N, <адрес> (ПВ N) отсутствует вода.
Указанное свидетельствует, что конкретных мер направленных на устранение нарушений законодательства не принято.
Неисполнение требований федерального законодательства о пожарной безопасности нарушают права неопределенного круга лиц на охрану жизни здоровья, жилища и иного имущества в случае пожара.
Просил возложить на муниципальное бюджетное учреждение культуры "Социально-культурное объединение Красногвардейского муниципального округа <адрес>" обязанность в течение 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить водой источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный водоем, расположенные по адресу: <адрес> б/н, <адрес>.
Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен. Возложена на муниципальное бюджетное учреждение культуры "Социально-культурное объединение Красногвардейского муниципального округа <адрес>" обязанность в течение 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить водой источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный водоем, расположенные по адресу: <адрес> б/н, <адрес> (ПВ N).
В апелляционной жалобе директор МБУК "СКО КМО СК" ФИО5 просит решение отменить. Указала, что судом не учтено, что пожарный водоем неисправен и исполнение решения суда приведет к утечке воды и подтоплению подвальных помещений близлежащих жилых домов. Решение не отвечает требованиям исполнимости судебных актов. Также пожарный водоем не подключен к системе централизованного водоснабжения.
Письменные возражения на жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайств об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причины неявки не представили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О судебном решении").
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает в полной мере.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В абзаце 2 преамбулы указанного Федерального закона закреплено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
На основании ст. 37 приведенного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ): собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 N 390, ответственным лицом за соблюдением указанных Правил является руководитель организации.
В соответствии с ч. 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 и 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности, согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района, по представленной информации из ОНД и ПР (по Новоалександровскому городскому округу и Красногвардейскому муниципальному округу) УНД и ПР ГУ МЧС России по СК в деятельности Красногвардейского территориального управления администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края выявлены нарушения требований ЖК РФ, Федеральных законов от 22.08.2007 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ходе прокурорской проверки проведенной в феврале 2022 года установлено, что на территории Красногвардейского муниципального округа имеется источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный водоем, расположенный по адресу: <адрес> б/н <адрес> (ПВ N). Данный источник противопожарного водоснабжения является одним из источников наружного противопожарного водоснабжения <адрес>. Он предназначен для эффективной работы пожарных подразделений путем обеспечения бесперебойной подачи огнетушащих средств к месту тушения пожара.
В нарушение требований вышеуказанного законодательства в <адрес> муниципального округа <адрес> не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно емкость пожарного водоема не заполнена водой на пожаротушение, в связи с неисправностью данного источника.
В этой связи 22 февраля 2022 года прокуратурой района главе администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
По результатам контрольной проверки исполнения требований прокурора, установлено, что вышеуказанный пожарный водоем подключен к системе центрального водоснабжения с. Красногвардейского.
Однако на 03 февраля 2023 года - день проверки, в источнике наружного противопожарного водоснабжения - пожарном водоеме, расположенном по адресу: <адрес> N, <адрес> (ПВ N) отсутствует вода.
Согласно акту совместного профилактического осмотра объектовых, абонентских пожарных водой источников от ДД.ММ.ГГГГ составленного зам. директора учреждения ФИО6 совместно с представителем 43 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГУ МЧС России по <адрес> начальником 3 караула ФИО7, ПВ-22, расположенный на <адрес>, не исправен.
Правообладателем сооружения - пожарного водоема (ПВ N), площадью 25 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, кадастровый N, является Красногвардейский муниципальный округ <адрес>, который передан в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению культуры "Социально - культурное объединение Красногвардейского муниципального округа <адрес>", регистрационная запись 26:01:091811:560-26/139/2021-3 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что выявленные нарушения пожарной безопасности непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, нахождение которых на прилегающих к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Социально-культурное объединение Красногвардейского муниципального округа <адрес>" территории с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни и здоровья при возможном возникновении пожара, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы апеллянта о неисполнимости решения суда в связи с неисправностью водоема, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Как обосновано, указал суд апелляционной инстанции, согласно преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 37 приведенного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Не являются основанием для отмены решения суда и доводы жалобы об отсутствии бюджетных ассигнований, поскольку это не освобождает ответчика от исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению противопожарного водоснабжения.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную апеллянтом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июля 2023 года.