Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 N 88а-7639/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.11.2023 по делу N 33а-12031/2023 (УИД 63RS0029-02-2023-002585-61)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что на объекте образовательного учреждения имеются нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.11.2023 по делу N 33а-12031/2023 (УИД 63RS0029-02-2023-002585-61)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что на объекте образовательного учреждения имеются нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2023 г. по делу N 33а-12031/2023
Дело N 2а-5304/2023 УИД: 63RS0029-02-2023-002585-61
Судья: Кознова Н.П.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89 имени В.И. Исакова" (МБУ "Школа N 89") на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 29.06.2023,
заслушав доклад судьи Мыльниковой Н.В., возражения представителя прокуратуры <данные изъяты> на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти с иском к МБУ "Школа N 89" об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области с привлечением специалиста ОНД и ПР по городскому округу Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, в том числе, соблюдения действующего законодательства о противопожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях, в ходе которой установлено, что на объекте МБУ "Школа N 89" по адресу: <адрес>, имеются нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточнения, прокурор Автозаводского района г. Тольятти Самарской области просит суд обязать МБУ "Школа N 89", расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения противопожарной безопасности: обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89" устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- систему противопожарной защиты в случае пожара обеспечить устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием шлагбаумов (ворот), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума (ворот). Оборудовать устройство видео- и (или) аудио-связи с местом установки шлагбаума (ворот) для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждения оборудовать устройством их дистанционного открывания;
- организовать работы по ремонту и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - шлейфы N, N, обеспечивающие исправное состояние указанных средств;
- произвести демонтаж горючих материалов на путях эвакуации в рекреациях на 2 и 3 этажах - паркета, предоставить документацию, подтверждающую класс пожарной опасности и показателей пожарной опасности на вновь применяемые строительные изделия и материалы, при ремонте напольного покрытия;
- помещение костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; помещение склада на против кабинета N привести в соответствие с нормативным требованием по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
- помещение различных классов функциональной пожарной опасности - помещение костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; помещение склада напротив кабинета N разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- двери лестничных клеток оборудовать уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания дверей, обеспечивающих их полное закрывание;
обязать администрацию городского округа Тольятти Самарской области принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89" по адресу: <адрес>.
Определением суда от 10.05.2023 дело передано к рассмотрению по правилам административного судопроизводства в коллегию по административным делам Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89 имени В.Н. Исакова" в течение 10 (десять) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- систему противопожарной защиты в случае пожара обеспечить устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием шлагбаумов (ворот), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, и (или) установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума (ворот). Оборудовать устройство видео- и (или) аудио-связи с местом установки шлагбаума (ворот) для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждения оборудовать устройством их дистанционного открывания;
- организовать работы по ремонту и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - шлейфы N, N, обеспечивающие исправное состояние указанных средств;
- произвести демонтаж горючих материалов на путях эвакуации в рекреациях на 2 и 3 этажах - паркета, предоставить документацию, подтверждающую класс пожарной опасности и показателей пожарной опасности на вновь применяемые строительные изделия и материалы, при ремонте напольного покрытия;
- помещение костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; помещение склада на против кабинета N привести в соответствие с нормативным требованием по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
- помещение различных классов функциональной пожарной опасности - помещение костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; помещение склада напротив кабинета N разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- двери лестничных клеток оборудовать уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания дверей, обеспечивающих их полное закрывание. В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 157-164).
В апелляционной жалобе МБОУ городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 178-196).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
От представителя административного истца прокурора Автозаводского района г. Тольятти поступило заявление об отказе от части заявленных административных требований в связи с добровольным удовлетворением организовать работы по ремонту и эксплуатации средств работы по ремонту и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности -шлейфы N, N, обеспечивающие исправное состояние указанных средств; двери лестничных кленок оборудовать уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания дверей, обеспечивающих их полное закрывание.
Представитель административного истца прокурор ФИО6 поддержала заявление об отказе в части заявленных административных требований в связи с добровольным удовлетворением требований, просила в остальной части решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 20.02.2023 прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области с привлечением специалиста ОНД и ПР по городскому округу Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, в том числе, соблюдения действующего законодательства о противопожарной безопасности, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения и отражены в справке по результатам совместной проверки (л.д. 11-13):
1. система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов (ворот), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума (ворот) не предусмотрено. Устройство видео- и (или) аудиосвязи с местом установки шлагбаума (ворот) для их дистанционного открывания не предусмотрено. Конструкция ворот ограждения не предусматривает их дистанционного открывания;
2. руководитель организации не организовал работы по ремонту и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (по факту - на момент проверки отключены шлейфы N, N);
3. при установлении требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по классу конструктивной пожарной опасности, к применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, изделий и материалов (на пути эвакуации в рекреациях на 2 и 3 этаже применены материалы (паркет покрытый лаком), информация о пожарной опасности которых, с указанием принадлежности конкретных сертификатов к каждому из материалов, отсутствует) документы не представлены);
4. на объекте защиты допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности помещений санитарного узла в здании школы, под помещение складского и технического назначения (помещении костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; в помещении склада на против кабинета N), не отвечающих нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
5. помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещении костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; в помещении склада на против кабинета N);
6. допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника (кабинет N; помещении спорт зала и столовой);
7. допущено размещение (складирование) ближе 1 метра от электрощитов, горючие вещества и материалы (в кабинетах N; в помещении биологического центра на 3 этаже и помещении столовой).;
8. двери лестничных клеток не в полном объеме оборудованы уплотнениями в притворах. Имеющиеся приспособления для самозакрывания дверей не обеспечивают их полное закрывание на всех дверях;
9. ручные огнетушители, установленные на объекте, не размещены в специальных тумбах, в результате чего не обеспечивается их фиксация, безопасная эвакуация людей, а также удобство и оперативность пользования ими (огнетушитель в кабинете N);
10. верх огнетушителей расположен на высоте более 1,5 м от пола (все огнетушители), а также огнетушители размещены не в специальных подставках из негорючих материалов (на полу), исключающих падение или опрокидывание (в кабинетах NN, помещении столовой);
11. ковры (ковровые дорожки) на путях эвакуации не закреплены надежно к полу (эвакуационный выход N);
12. при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов допущено их загромождение различными материалы, изделиями и другими предметами (в столовой установлены столы для приема пищи).
Судом установлено наличие технической возможности для выполнения вышеуказанных требований законодательства о противопожарной безопасности.
В ходе судебного разбирательства часть нарушений требований законодательства о пожарной безопасности (пункты 6, 7, 9, 10, 11, 12 справки) административным ответчиком МБУ "Школа N 89" устранены самостоятельно, за счет собственных средств, о чем представлены соответствующие документы. Устранение данных нарушений подтверждено и пояснениями специалиста ОНД и ПР по городскому округу Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области ФИО7.
Из пояснений представителя МБУ "Школа N 89" следует, что для обеспечения системы противопожарной защиты необходимы значительные финансовые вложения, которыми образовательное учреждение не обладает даже с учетом предоставления платных образовательных услуг. В подтверждение данного довода представлен локальный сметный расчет (л.д. 107-118).
Направленные в адрес руководителя департамента образования городского округа Тольятти письма с просьбой выделения дополнительного финансирования для устранения вышеуказанных замечаний оставлены без удовлетворения, денежные средства не выделены (л.д. 97-102).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что общеобразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, удовлетворил уточненные административные исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, в части возложения на административного ответчика МБОУ "Школа N" обязанности устранить нарушения пожарной безопасности. Учитывая отсутствие доказательств устранения нарушений пожарной безопасности по пунктам 2, 8 не нашел оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора в данной части.
При этом суд первой инстанции указал, что возложение на администрацию г.о. Тольятти Самарской области обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на устранение нарушений пожарной безопасности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность данного органа, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований к администрации г.о. Тольятти.
В суд апелляционной инстанции от представителя административного истца прокурора Автозаводского района г. Тольятти поступило заявление об отказе от части заявленных административных требований в связи с добровольным удовлетворением, а именно: организовать работы по ремонту и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - шлейфы N, N, обеспечивающие исправное состояние указанных средств; двери лестничных кленок оборудовать уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания дверей, обеспечивающих их полное закрывание.
Согласно статье 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со статьей 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Применительно к изложенному установлено, что отказ административного истца от административных исковых требований в части является добровольным, отказ от административного иска выражен в письменной форме, подписан административным истцом, и не противоречит положениям КАС РФ, иным федеральным законам и не нарушает прав сторон и других лиц. Совершение указанного распорядительного действия по данной категории административных дел допускается, последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, о том, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, заявителю известны и понятны.
При таких данных, судебная коллегия полагает, что отказ от административного иска в вышеуказанной части подлежит принятию в связи с добровольным удовлетворением требований.
Судебная коллегия, проверяя законность принятого судом первой инстанции решения в остальной части, пришла к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон N 273-ФЗ) одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с положениями части 7 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункты 8, 9 части 1 статьи 41 Закона N 273-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Закон N 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статья 9 Закона N 273-ФЗ).
Так, согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности предполагают под собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом названный Федеральный закон устанавливает, что нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу абзаца четвертого пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Пунктом 25 Правил N 1479 регламентировано, что в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Положениями пунктов 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Вышеуказанным законом установлены классификации технологических сред по пожаровзрывоопасности и строительных конструкций по пожарной опасности (статьи 16, 36).
Из представленных в материалы дела документов, что не опровергалось представителем административного ответчика Школы N 89 следует, что указанные требования закона образовательным учреждением не выполнены, нарушения пожарной безопасности указанные в пунктах 1, 3, 4, 5 справки не устранены, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на образовательное учреждение обязанности по их устранению.
Довод апелляционной жалобы, о том, что пункт 25 Правил N 1479 ужесточает ранее действовавшие требования пожарной безопасности (в части обязательного наличия документации, подтверждающей класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов) в связи с чем обратной силы не имеют (Письмо МЧС России от 09.04.2021 N ИГ-19-1061 "О рассмотрении обращения"), поскольку здание школы было введено в эксплуатацию в 1978 году, не принимаются судебной коллегией во внимание.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Вместе с тем, учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, в данном случае, в том числе несовершеннолетних.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, в связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что техническая возможность для устранения выявленных нарушений в отделке помещений образовательного учреждения имеется, у суда первой инстанций отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований лишь по основанию недоказанности проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения на объектах защиты.
Пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации возлагает обязанность выполнить либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки. То есть, ручное открывание является альтернативой автоматической разблокировке и (или) открыванию при пожаре.
Судом первой инстанции принято решение о возложении на МБОУ "Школа N 89" обязанности обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием шлагбаумов (ворот), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, и (или) установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума (ворот). Оборудовать устройство видео- и (или) аудио-связи с местом установки шлагбаума (ворот) для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждения оборудовать устройством их дистанционного открывания.
Учитывая, что законодатель предусмотрел альтернативу при соблюдении законодательства о пожарной безопасности, таким образом, довод апелляционной жалобы о наличии оснований для изменения решения суда в данной части, заслуживает внимания, на МБОУ "Школа N 89" подлежит возложению обязанность обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием шлагбаумов (ворот), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; и (или) установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума (ворот), или оборудовать устройство видео- и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания, при этом конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановленного решения суда в приведенной выше части.
Вместе с тем, учитывая доводы административного ответчика МБОУ "Школа N 89" о недостаточности средств для устранения нарушений пожарной безопасности, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на администрацию г.о. Тольятти обязанности принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБУ "Школа N 89".
Как верно установлено судом первой инстанции, учредителем муниципальных образовательных учреждений города Тольятти является Администрация городского округа.
Согласно уставам муниципальных образовательных учреждений города, имущество учреждений, находящееся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, закрепляется за ними на праве оперативного управления.
Из Устава образовательного учреждения, что МБУ "Школа N 89" является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Учредителем Школы является - Администрация городского округа Тольятти Самарской области.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее Закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 Закона N 131-ФЗ полномочия по решению вопросов местного значения наделяется местная администрация.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (статья 9 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
На территории г. Тольятти полномочиями по решению вопросов местного значения обладает Администрация городского округа Тольятти, что закреплено в Уставе.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно положениям Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, на администрацию городского округа Тольятти как учредителя образовательной организации должна быть возложена обязанность финансирования расходов на обеспечение пожарной безопасности, как неотъемлемой части общих условий безопасности получения общего образования.
Получение МБУ "Школа N 89" доходов от оказания платных услуг не является основанием для освобождения администрации г.о. Тольятти от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по финансированию деятельности МБУ. Доказательств того, что доход от оказания платных услуг является достаточным для исполнения требований законодательства о пожарной безопасности здания школы, не представлено.
Таким образом, на администрацию города Тольятти Самарской области возлагается обязанность принять меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБОУ "Школа N 89", расположенной по адресу: <адрес>.
При этом судебная коллегия отмечает, что возложение указанной обязанности на администрацию г.о. Тольятти не нарушает требования бюджетного законодательства, не ограничивает право главного распорядительного органа местного бюджета на самостоятельное решение вопросов отнесенных к его компетенции, и не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, поскольку данная обязанность не определяет размер необходимого финансирования, либо способ принятия мер по устранению нарушений противопожарной безопасности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения о возложении на администрацию г. Тольятти обязанности принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБОУ "Школа N 89".
Иные доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять отказ заместителя прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от административных исковых требований в части возложения на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89 имени В.Н. Исакова" обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в виде организации работ по ремонту и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - шлейфы N, N, обеспечивающие исправное состояние указанных средств; двери лестничных клеток оборудовать уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания дверей, обеспечивающих их полное закрывание.
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 июня 2023 г. отменить, производство по делу в указанной части прекратить. В остальной части решение суда изложить следующим образом:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89 имени В.Н. Исакова" в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием шлагбаумов (ворот), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; и (или) установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума (ворот), или оборудовать устройство видео- и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания, при этом конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания.
- провести демонтаж горючих материалов на путях эвакуации в рекреациях на 2 и 3 этажах - паркета, предоставить документацию, подтверждающую класс пожарной опасности и показателей пожарной опасности на вновь применяемые строительные изделия и материалы, при ремонте напольного покрытия;
- помещение костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; помещение склада напротив кабинета N привести в соответствие с нормативным требованием по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной опасности;
- помещение различных классов функциональной пожарной опасности - помещение костюмерной на 2 этаже; складские помещения, расположенные в актовом зале; помещение склада напротив кабинета N разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Обязать администрацию городского округа Тольятти принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89 имени В.Н. Исакова" по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.