Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2024 N 88-12342/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 08.11.2023 N 33-13680/2023 (УИД 24RS0054-01-2023-000126-57)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов: О запрете эксплуатации жилого дома в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами.
Обстоятельства: Истец использует принадлежащий ему на праве собственности индивидуальный жилой дом как стационарное учреждение (отделение) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в то время как здание для указанных целей не предназначено, постройка требованиям действующего законодательства, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, предъявляемым к пансионатам либо учреждениям социального обслуживания пожилых людей, не соответствует.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 08.11.2023 N 33-13680/2023 (УИД 24RS0054-01-2023-000126-57)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов: О запрете эксплуатации жилого дома в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами.
Обстоятельства: Истец использует принадлежащий ему на праве собственности индивидуальный жилой дом как стационарное учреждение (отделение) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в то время как здание для указанных целей не предназначено, постройка требованиям действующего законодательства, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, предъявляемым к пансионатам либо учреждениям социального обслуживания пожилых людей, не соответствует.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (ч. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2023 года
Судья ФИО4
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского ФИО3 суда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Ю.М.
судей Черновой Т.Л., Потехиной О.Б.
при ведении протокола помощником судьи ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО12
гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о запрете эксплуатации жилого дома в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО15
на решение Ужурского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО1 (паспорт серии N N, выдан ГУ МВД России по <адрес> <дата>, код подразделения N), прекратить использование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не по назначению.
Запретить ФИО1 эксплуатацию жилого дома площадью N кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в целях оказания услуг по круглосуточному размещению (обеспечению проживания) престарелых и инвалидов и уходу за ними (кормление, лечение, гигиенический уход).".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
установила:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 о запрете эксплуатации жилого дома в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами. Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который с <дата> принадлежит на праве собственности ФИО1, в ходе которой было установлено, указанное жилое здание, кадастровый N, площадь N года постройки, относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.4 и эксплуатируется в целях оказания услуг по круглосуточному проживанию и уходу за престарелыми людьми и инвалидами (кормление, лечение, гигиенический уход). Данная деятельность осуществляется ФИО1 Здание одноэтажное, состоит из N комнат, кухни и санузла, имеет один вход (выход), в нем проживает N человек, из них N маломобильных престарелых людей и инвалидов. Объект проверки фактически эксплуатируется для постоянного и временного проживания престарелых людей и инвалидов, в качестве специализированного дома престарелых и инвалидов - класс функциональной пожарной опасности Ф1.1. Таким образом, жилой дом эксплуатируется не в соответствии с его разрешенным использованием (назначением). Кроме того, в ходе проверки в указанном здании выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: абз. 67 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" - не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы;
абз. 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - запор (замок) на двери эвакуационного выхода (единственного) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
статей 103,
52 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности,
абз. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре (имеются только автономные пожарные извещатели);
ч. 7 ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - отсутствует устройство, дублирующее сигналы о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре;
абз. 116 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - отсутствуют носилки из расчета 1 носилки на 5 пациентов и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого работника дежурной смены медицинской организации;
абз. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - отсутствуют инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре;
абз. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (в наличии имеется один огнетушитель);
абз. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - не обеспечен обслуживающий персонал индивидуальной защитой органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;
абзацев 3 и
4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - обучение по мерам пожарной безопасности не пройдено, ответственные за обеспечение пожарной безопасности не назначены. Таким образом, здание эксплуатируется с грубым нарушением требований пожарной безопасности. Кроме того, при оказании в жилом доме социальных услуг в стационарной форме не могут быть реализованы в полном объеме требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности. С учетом нахождения в здании большого количества престарелых и инвалидов выявленные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров, террористических актов, тем самым нарушают права неопределенного круга лиц. <адрес> просил обязать ФИО1 прекратить использование жилого здания по адресу: <адрес>, не по назначению; запретить ФИО1 эксплуатацию данного жилого дома в целях оказания услуг по круглосуточному размещению (обеспечению проживания) престарелых и инвалидов и уходу за ними (кормление, лечение, гигиенический уход).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО15 просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на неверное указание площади спорного жилого помещения, которая составляет N кв. м в то время как суд учел N кв. м. Указывая на наличие регистрации по месту жительства в спорном доме ФИО16, ФИО17, ФИО2, ФИО6, ФИО19, ФИО20, полагает, что круг лиц по делу не является неопределенным. При этом указанные лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, никто из них не обращался в прокуратуру за защитой своих прав. Указывает, что жилой дом используется по назначению - для проживания граждан, какой-либо деятельности учреждения социального обслуживания в нем не осуществляется. При этом, ФИО1 как собственник спорного жилого помещения вправе по своему усмотрению распоряжаться им, в том числе предоставлять для проживания иным лицам. Указывает, что судом не принято во внимание, что гражданам, проживающим в указанном жилом доме, Социальным фондом России предоставляется компенсационная выплата, что свидетельствует о том, что уход за гражданами осуществляется в порядке, установленном пенсионным законодательством, и само по себе не свидетельствует о деятельности какого-либо пансионата. Полагает, что судом дана неверная оценка договорам безвозмездного пользования жилым помещением и действия лиц, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, проживающими по указанному адресу. Также указывает, что материал совместной проверки прокуратуры <адрес> и ОНД и ПР по <адрес>, <адрес> и <адрес>м является недопустимым доказательством, поскольку составлен в отсутствие правовых оснований и должностных полномочий, и не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия на основании
ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора ФИО7, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с
п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу
п. 1 и
п. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со
ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно
ч. 1 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Как следует из
п. 39 ст. 1 ГрКрФ объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в данном кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства данным кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (
п. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Из
абз. 1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ следует, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
В силу
абз. 3 п. 2,
п. 3 ст. 85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно
абз. 2,
7 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, использование земельного участка и здания должно осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с <дата> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Объект представляет собой одноэтажный жилой дом, общей площадью - N кв. м, имеет назначение - жилое, его строительство завершено в N году, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Земельный участок имеет разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью N кв. м.
Как следует из пояснений ответчика ФИО1 с N года по договоренности с прежними собственниками данного жилого дома ФИО13, ФИО14, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО8 и ФИО9, она пользовалась указанным жилым домом и земельным участком как своими собственными без оформления права собственности и только <дата> зарегистрировала право собственности на жилой дом и земельный участок, надлежащим образом.
<дата> ФИО1 обратилась в ФИО3 государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" по <адрес> с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, в котором просила назначить ей социальную помощь на основании социального контракта, в связи с тем, что имея инвалидность и не имея возможности устроится на работу хочет зарегистрироваться в качестве самозанятой и оказывать помощь престарелым людям, инвалидам с обеспечением проживания.
В рамках проведения проверки сведений, предоставленных для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта специалистами Территориального отделения КГКУ <данные изъяты>" по <адрес> и ЗАТО <адрес>, <дата> проведено комиссионное обследование материально-бытовых условий ФИО1, в ходе которого установлено, что ФИО1 осуществляет уход за пожилыми гражданами, которые проживают по адресу: <адрес>. На момент обследования в доме находилось N пожилых людей, в доме печное отопление, биотуалет, вода приносная. У всех проживающих имеется свое койко-место, чистое постельное. В доме тепло и чисто. По результатам составлен акт обследования материально-бытовых условий ФИО1 от <дата>.
Решением территориального отделения КГКУ "Управление социальной защиты населения" по <адрес> и ЗАТО <адрес> края N от <дата> ФИО1 назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе гражданами являющимися самозанятыми.
<дата> между КГКУ "Управление социальной защиты населения" и ФИО1 заключен социальный контракт N, предметом которого является сотрудничество между Управлением и заявителем по реализации мероприятий (действий) направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не сможет (не могут) преодолеть самостоятельно, указанных в п. N социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению N к социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В рамках оказания государственной помощи по социальному контракту, управление, в том числе, оказывает содействие заявителю в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности; осуществляет единовременную денежную выплату заявителю по мероприятию "Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" в размере 250 000 рублей; а также осуществляет контрольные мероприятия за деятельностью заявителя.
Социальный контракт заключается на срок с <дата> по <дата> (п. 5.1 контракта).
Как следует из Плана организации по осуществлению предпринимательской деятельности в рамках действия мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, являющемуся приложением N к социальному контракту N от <дата>, заявитель ФИО1 указала, что планирует оказывать социальные услуги по проживанию и обслуживанию пенсионеров и инвалидов <адрес> и <адрес> и других территорий, по адресу: <адрес>. В объем услуг входит круглогодичное проживание, уход, кормление, стирка, уборка, обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача. Объем финансирования проекта составляет N рублей для начала деятельности на N проживающего, единовременная денежная выплата N рублей, собственные средства N рублей. Прогноз выручки ежемесячно N рублей. Затраты необходимые на ремонт помещения N рублей, на оборудование и инструменты N рублей.
В рамках проведения контрольных мероприятий при предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта специалистами Территориального отделения КГКУ "УСЗН" по <адрес> и ЗАТО <адрес> установлено, что ФИО1 в жилом доме по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность по уходу за пожилыми людьми. В доме произведен ремонт: выделена комната под санузел, проведена вода, установлено отопление, проведена канализация (септик), произведен косметический ремонт. На момент обследования в доме проживают пожилые люди (по состоянию на <дата> и <дата> проживали N женщин пожилого возраста и N мужчин). В доме тепло, чисто у всех проживающих имеются отдельные спальные места. Пожилые люди выглядят опрятно, чисто. По результатам обследования составлены акты от <дата>, <дата> и от <дата>.
<дата> начальник ОНД и ПР-главный государственный инспектор <адрес>, Шарыповского и <адрес> по пожарному надзору обратился к прокурору <адрес> по вопросу принятия мер прокурорского реагирования в отношении ФИО1, осуществляющей социальные услуги. Обращение мотивировано тем, что от Министерства социальной политики <адрес> поступила информация, что по состоянию на <дата> в деревянном жилом доме с самодельной котельной проживают 8 граждан пожилого возраста. Организатором указанной деятельности является ФИО1 оформленная как самозанятый гражданин. Сотрудниками социальной защиты <адрес> установлено, что данный дом не приспособлен для оказания социальных услуг.
В ходе совместной проверки прокуратуры <адрес> и ОНД и ПР по <адрес>, Шарыповскому и <адрес>м установлено, что по состоянию на <дата> в жилом доме по адресу: <адрес>, проживало N человек, N из которых маломобильные, престарелые люди, а также выявлены нарушения требований пожарной безопасности по классу функциональной пожарной опасности Ф1.4 (жилой дом) и Ф1.1 (специализированных домов престарелых и инвалидов), а именно нарушения: 1) п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N (далее Правил противопожарного режима) - на земельном участке не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы; 2)
п. 26 Правил противопожарного режима - запор (замок) на двери эвакуационного выхода (единственного) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа; 3)
ст. 52 и
103 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент),
п. 54 Правил противопожарного режима - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре (имеются только автономные пожарные извещатели); 4)
ч. 7 ст. 83 Технического регламента - отсутствует устройство, дублирующее сигналы о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре; 5)
п. 116 Правил противопожарного режима - отсутствуют носилки из расчета 1 носилки на 5 пациентов и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого работника дежурной смены медицинской организации; 6)
п. 2 Правил противопожарного режима - отсутствуют инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре; 7)
п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (в наличии имеется один огнетушитель); 8)
п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации - не обеспечен обслуживающий персонал индивидуальной защитой органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного; 9)
п. 3 и
4 Правил противопожарного режима - обучение по мерам пожарной безопасности не пройдено, ответственные за обеспечение пожарной безопасности не назначены.
Далее судом установлено, что по состоянию на <дата> в жилом помещении по адресу: <адрес>, на регистрационном учете по месту жительства (временная регистрация) состояли N человек пожилого возраста.
Из справки о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход ФИО1 на N год от <дата> следует, что общая сумма дохода ФИО1 за период с января по ноябрь <дата> года составила N рублей.
Возражая против заявленных требований, ответчик представила договоры безвозмездного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, заключенные ФИО1 (собственник) с ФИО20, ФИО17, ФИО19, ФИО2, ФИО16, ФИО18, (проживающие), по условиям которых собственник обязуется предоставить в безвозмездное пользование для проживания данное жилое помещение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, установив факт использования ФИО1 принадлежащего ей на праве собственности индивидуального жилого дома как стационарного учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, исходил из отсутствия доказательств адаптации здания для вышеуказанных целей, соответствия постройки требованиям действующего законодательства, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, предъявляемым к пансионатам либо учреждениям социального обслуживания пожилых людей, что свидетельствует о повышенной вероятности причинения вреда их жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайной ситуации, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором <адрес> требований, возложив на ФИО1 обязанность прекратить использование жилого дома не по назначению, а также запретив эксплуатацию жилого дома в целях оказания услуг по круглосуточному размещению (обеспечению проживания) престарелых и инвалидов и уходу за ними.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и обстоятельствам дела, которым дана надлежащая оценка.
Согласно
ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания.
В соответствии со
статьей 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из разъяснений, содержащихся в
пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (
ч. 1 ст. 17 ЖК РФ,
п. 2 ст. 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (
ч. 4 ст. 30 ЖК РФ). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных
ч. 2 и
3 ст. 17 ЖК РФ,
п. 3 ст. 288 ГК РФ.
Согласно
п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
По смыслу вышеприведенных норм собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности, тогда как предоставление социальных услуг, услуг размещения и питания неограниченному кругу лиц является самостоятельным видом деятельности. Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению услуг временного проживания, размещения в жилом помещении неограниченному кругу лиц предполагает применений иных санитарно-гигиенических требований и оснащение указанных помещений дополнительным оборудованием, не требующимся в стандартной квартире (доме) и необходимым для оказание потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, средствами для уборки и санитарной очистки помещения и так далее. Несоблюдение указанных требований может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов лиц, которые по тем или иным основаниям посещают данный дом.
Следовательно, использование дома, имеющего статус жилого помещения, собственником, а также иными лицами для временного заселения посторонних граждан, противоречит как
п. 3 ст. 288 ГК РФ, так и
п. 2 ст. 17 ЖК РФ.
Учитывая, что в данном случае жилой дом и земельный участок используются не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, принимая во внимание, что возведение объекта для оказания услуг в сфере социального обслуживания требует соблюдения всех предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации процедур архитектурно-строительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, а также отсутствие сведений о соответствии здания градостроительному регламенту, строительным нормам, об обеспечении пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности при совместном проживании пожилых и немощных людей, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что выявленные нарушения градостроительного и земельного законодательства являются основанием к запрету эксплуатации капитального строения, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не осуществляет деятельность по оказанию социальных услуг по проживанию и обслуживанию пенсионеров и инвалидов, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе документами, на основании которых заключен социальный контракт N, при оформлении которых ФИО1 указала, что планирует оказывать социальные услуги по проживанию и обслуживанию пенсионеров и инвалидов (круглогодичное проживание, уход, кормление, стирка, уборка, обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача) в жилом доме, по адресу: <адрес>.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав третьих лиц и отсутствии у прокурора оснований обращаться с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг определен проживающими в доме гражданами, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку функционирование пансионата, оказывающего социально-бытовые услуги, в здании, которое строилось для иных целей, а также в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки, нарушает и создает реальную угрозу нарушения прав как самих постояльцев, так и соседей и иного неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный дом (гостей, сотрудников экстренных служб, в том числе медицинских работников, сотрудников полиции, МЧС, работников обслуживающей организаций, иных лиц). Кроме того, из материалов дела следует, что количество и круг лиц, проживающих в пансионате, меняется.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не допускала нарушений закона, в том числе требований пожарной безопасности, судебная коллегия признает несостоятельным, опровергающийся исследованными в судебном заседании доказательствами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт получения гражданам, проживающим в указанном жилом доме, компенсационных выплат, а также наличие договоров безвозмездного пользования жилым помещением не опровергают выводов суда о неправомерном использовании ответчиком принадлежащего ей жилого дома в качестве стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, который не соответствует требованиям действующего законодательства, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, предъявляемым к пансионатам либо учреждениям социального обслуживания пожилых людей.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с материалами совместной проверки прокуратуры <адрес> и ОНД и ПР по <адрес>, Шарыповскому и <адрес>м сводятся по существу к несогласию с выводами суда и переоценке исследованных судом доказательств, однако по существу такие доводы не опровергают выводы суда и правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, также не могут явиться основанием к отмене состоявшегося по делу судебного постановления. При этом, никаких объективных и достоверных доказательств, опровергающих результаты проведенной совместной проверки, в нарушение требований
ст. 56 ГПК РФ подателем жалобы не представлено.
Судебная коллегия полагает, что правила оценки доказательств судом первой инстанции нарушены не были, материалы совместной проверки были оценены судом в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами в соответствии с
ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки отражены в решении.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом оценки суда первой инстанции, правильность выводов суда не опровергают, направлены на переоценку доказательств, оснований к чему судебная коллегия не усматривает, находя постановленное по делу решение законным, не подлежащим отмене.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Ужурского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО15 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.М.МАКАРОВА
Судьи
Т.Л.ЧЕРНОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.