Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 N 88-11349/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 09.11.2023 N 33-35949/2023 (УИД 23RS0029-01-2023-000342-80)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Фактически спорный земельный участок расположен в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 09.11.2023 N 33-35949/2023 (УИД 23RS0029-01-2023-000342-80)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Фактически спорный земельный участок расположен в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
Решение: Удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2023 года
Судья: ... 5
Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего ... 11
судей ... 12, ... 6
по докладу судьи ... 12
при ведении протокола помощником судьи ... 7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора ... к ... 1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ... 1 по доверенности ... 8 на решение Лазаревского районного суда ... Краснодарского края от ...
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор ... в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ... 1, в котором просил признать отсутствующим права собственности ... 2, зарегистрированное в ЕГРН ..., на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:352, площадью 734 кв. м, категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенный по адресу: Краснодарский край, ..., с. ... 4, с/т "Родничок", уч. ...; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:352, площадью 734 кв. м, категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенный по адресу: Краснодарский край, ..., с. ... 4, с/т "Родничок", уч. ...; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записей о праве собственности ... 2, зарегистрированное в ЕГРН ..., на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:352, площадью 734 кв. м, категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенный по адресу: Краснодарский край, ..., с. ... 4, с/т "Родничок", уч. ...; в решении суда указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:352, площадью 734 кв. м, категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенного по адресу: Краснодарский край, ..., с. ... 4, с/т "Родничок", уч. ...
Решением Лазаревского районного суда ... Краснодарского края от ... иск заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора ... в интересах Российской Федерации к ... 1, третьи лица - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и ..., ФГБУ "Сочинский национальный парк", администрация ..., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании отсутствующим права собственности на земельный участок - удовлетворен.
Признано отсутствующим право собственности ... 1, зарегистрированное ... в Едином государственном реестре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:352, площадью 734 кв. м, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: Краснодарский край, ..., садоводческое товарищество "Родничок", участок ...
Снят с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:352, площадью 734 кв. м, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: Краснодарский край, ..., садоводческое товарищество "Родничок", участок ...
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записей о праве собственности ... 1 и снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:352, площадью 734 кв. м, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: Краснодарский край, ..., садоводческое товарищество "Родничок", участок ...
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ... 1 - ... 8 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Прокурор ... 9 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Сведений о причинах неявки в судебное заседание не представлено.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного с нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии со
ст. 9 Конституции Российской Федерации земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также принцип разграничения государственной собственности на землю.
Согласно
п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
п. 2 ст. 23,
ст. ст. 67,
68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный
закон от ... N 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ... ..., определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
ст. 72 ЛК РФ 1997 года,
п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ... ...
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Лазаревского участкового лесничества Сочинского национального парка ... на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:42 категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ... (далее - ЕГРН), письмом Территориального отдела ... филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от ... ..., а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ...
Пункт 3 ст. 84 ЗК РФ устанавливает, что включение земельных участков в границы земель населенных пунктов не влечет за собой прекращение возникших прав собственности Российской Федерации, что подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от ... ...
Исходя из
п. 5 ч. 2,
ч. ч. 6,
7 ст. 111,
п. 3 ч. 2 ст. 23,
ч. 1,
п. 5 ч. 2,
ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Следовательно, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ... ...-АПГ15-5.
В силу
п. 2 ст. 3,
п. 2 ст. 6,
пп. 1,
6 ст. 11 ЛК РФ,
п. 3 ст. 3,
п. 8 ст. 27,
п. 12 ст. 85 ЗК РФ,
абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ... N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ... ...-КГ14-9070.
Статьей 25.2 Федерального закона от ... N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от ...),
ст. 49 Федерального закона N 218-ФЗ (в ред. от ...) установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, является акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
При этом не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. В частности, в силу его ограничения в обороте (
п. 8 ст. 27 ЗК РФ, п. 9.1 ст. 3.1 Федерального
закона ...-ФЗ).
Следовательно, входившие в территорию Сочинского национального парка земельные участки, имеют правовой режим земель общего пользования, что исключает их оформление в частную собственность.
Кроме того, при государственной регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные для садоводства до дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, подлежат правовой оценке правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельные участки на предмет законности их издания уполномоченным органом в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания.
Так, ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ... ...-VII,
ст. ст. 3,
12,
13,
34,
35,
85 Земельного кодекса ... 3, утвержденного Законом ... 3 от ... (далее - ЗК ... 3 1970 года),
ст. ст. 29,
37 ЛК ... 3 1978 года, п. п. 14, 15, 16, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением ... 3 от ... ..., предусмотрено, что земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. При этом отвод земельного участка производится только после изъятия земель у землепользователей.
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, к которым относятся леса национальных парков, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению ... 3.
В последующем, вступившими в законную силу ...
ст. ст. 24,
25 Земельного кодекса ... 3, утвержденного постановлением ВС ... 3 от ... ... (далее - ЗК ... 3 1991 года), установлен запрет на изъятие земель природно-заповедного фонда и других особо охраняемых территорий. Изъятие земель лесов первой группы осуществлялось в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации.
В частности, п. 15 Указа Президента Российской Федерации от ... ... "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ... 3" установлено, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства Российской Федерации изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ... ...-ПВ01 в соответствии со
ст. ст. 24,
25 ЗК РСФРС 1991 года изъятие земель, занятых лесами первой группы, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
При этом использование лесов первой группы для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется с разрешения Правительства Российской Федерации.
Таким образом, до введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, предоставление земель национальных парков для организации коллективного садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, допускалось только после изъятия этих земель на основании постановления (распоряжения) ... 3 (Правительства Российской Федерации).
Кроме того,
ст. ст. 17,
18 ЗК ... 3 1970 года,
ст. ст. 31,
32 ЗК ... 3 1991 года предусмотрено, что право собственности, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления их границ в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования.
Положениями ст. 7 Закона ... 3 от ... "О земельной реформе" установлено, что до юридического закрепления земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение двух лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.
Следовательно, если в течение двух лет не произведено изъятие земель национального парка в установленном порядке, то утрачивают юридическую силу принятые органами местного самоуправления решения об отводе (предоставлении) земель национальных парков для садоводства, о переоформлении прав на такие земельные участки, выдаче государственных актов и свидетельств, а также государственные акты и свидетельства о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.
Последующая регистрация (перерегистрация) прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на основании вышеуказанных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки, образованные за счет земель национального парка является незаконной.
Из приведенных положений ранее действовавшего законодательства следует, что право пользования земельными участками национального парка, возникает только на земли, изъятые из его состава в установленном законом порядке, с момента выдачи государственного акта, подтверждающего границы землепользования.
Вместе с тем вопреки вышеуказанным требованиям законодательства в отсутствие изъятия земель ... 3 (Правительством Российской Федерации), а также волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и ..., в настоящее время в их границах сформированы земельные участки с регистрацией на них права собственности третьих лиц.
В силу
ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... ... "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим; исковая давность на такие требования не распространяется (
ст. 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ... ...-КГ18-15, ...-КГ18-17 и др.).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что спорный участок не огорожен, покрыт лесной растительностью, свободен от строений и не осваивается, следовательно, фактически из владения Российской Федерации не выбывал.
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании отсутствующим права собственности, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка.
В соответствии с распоряжением ... 3 от ... ...-р Сочинскому городскому исполнительному комитету ... 3 народных депутатов (далее - Сочинский ГИК) отведено 244,34 га земель, изъятых в установленном законом порядке из Сочинского национального парка, для последующего выделения земельных участков предприятиям и организациям под коллективное садоводство.
Краснодарским управлением лесного хозяйства письмом от ... ... в Сочинский национальный парк сообщено об изъятии 244,34 га земель национального парка (лесов первой группы) за счет Нижне-Сочинского, Лазаревского, Кудепстинского, Головинского, Мацестинского, Дагомысского, ... 4-Сочинского лесничеств и предоставлении этих земель Сочинскому ГИК для распределения между предприятиями и организациями ...
В связи с этим на основании решений Сочинского ГИК изъятые земли Сочинского национального парка в полном объеме предоставлены предприятиям и организациям ... для коллективного садоводства с выдачей последним в период с ... по ... годы соответствующих государственных актов на право пользования землей совокупной площадью 244,34 га.
Изъятые земельные участки национального парка, удостоверенные государственными актами, отведены для коллективного садоводства 70 садоводческим товариществам, в числе которых садоводческое товарищество "Родничок" ... отсутствует.
Таким образом, изъятые распоряжением ... 3 от ... ...-р земли Сочинского национального парка по состоянию на ... в полном объеме распределены для размещения 70 садоводческих товариществ.
Информациями ФКУ "Государственный Архив Российской Федерации" от ..., от ... ...-т, от ... ...-т подтверждается, что иные распоряжения ... 3 (Правительства Российской Федерации) об изъятии земель национального парка для организации коллективного садоводства в документах архивного фонда не имеется, следовательно, дополнительное изъятие земель Сочинского национального парка не осуществлялось.
По результатам проведенного ФГБУ "Сочинский национальный парк" анализа установлено, что на планах лесонасаждений ... 4-Сочинского, Нижне-Сочинского, Головинского, Дагомысского, Лазаревского, Макопсинского, Мацестинского лесничеств Сочинского национального парка лесоустройства 1997-1998 годов имеются обозначения произведенных изъятий земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства, следовательно, указанные земли исключены из состава Сочинского национального парка при лесоустройстве.
На указанных планах лесонасаждений местоположение участков и площадь изъятых земель Сочинского национального парка для коллективного садоводства (исключенных из национального парка) соответствуют площади земель и местоположению земельных участков садоводческих товариществ, которым предоставлены в пользование изъятые земли Сочинского национального парка. Садоводческие товарищества расположены в границах изъятых земель.
Заключением специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ... установлено, что в границах земель Дагомысского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 25 квартала 40 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка сформированы земельный участок садоводческого товарищества "Родничок" с кадастровым номером 23:49:0503001:352. Пересечение границ земельного участка с землями федеральной собственности отражено на схемах пересечений (наложений).
Вместе с тем для размещения садоводческого товарищества "Родничок" (...), из территории которого образованы спорные земельные участки, земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались и в пользование не предоставлялись.
Решением Сочинского ГИК от ... ... "Об отводе предприятиям и организациям города земель для коллективного садоводства рабочих и служащих организаций садоводческих товариществ" Лазаревскому мехлесхозу отведен земельный участок площадью 3 га за счет земель совхоза Лазаревский в с. ... 4 для организации садоводческого товарищества "Родничок".
Решением Сочинского ГИК от ... ... Сочинскому ГПНП (филиал "... 4") отведен земельный участок площадью 1,98 га за счет земель Лазаревского плодосовхоза.
Во исполнение указанного решения, Сочинскому ГПНП (филиал "... 4") выдан государственный акт на право пользования землей, предоставленной для коллективного садоводства серии А-1 ...
Однако, обозначенный земельный участок не подлежал выделению за счет земель Сочинского национального парка, поскольку правомерная площадь земель, изъятых в установленном порядке, для его образования отсутствовала, в том числе не осуществлялось дополнительное изъятие земель национального парка после ... (дата окончания распределения земель национального парка, изъятых в установленном порядке).
Таким образом, права пользования землями СТ "Родничок" и производные от них права собственности на спорные земельные участки возникли незаконно.
На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503001:352 зарегистрировано ... право собственности за ... 13, на основании договора купли-продажи от ... перешло к ... 1, что подтверждается выписками из ЕГРН от ...
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:352 и последующей регистрации права собственности на него за ... 13 послужило свидетельство на право собственности на землю серии РФ-ХХХУП1-426-365-002-666 ..., выданное последнему в соответствии с постановлением главы администрации ... от ... ... "О передаче земельных участков в собственность в садоводческом товариществе "Родничок" ...".
Согласно информации МБУ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи "Муниципальный институт генплана" от ... ..., границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0503001:352, учтенные в ЕГРН технически имеют пересечение с контуром участка ... 1, который согласно инвентаризационной описи от ... входит в состав земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:42.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации ... от ... и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчика и иных граждан указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с представленным истцом в материалы дела заключением специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк", считает его недопустимым доказательством по делу.
Вместе с тем, для проведения проверки прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным
законом "О прокуратуре Российской Федерации", привлечен специалист ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, имеющий соответствующее высшее образование, опыт работы по специальности "физическая география" 30 лет, обладающий специальными познаниями в данной области.
Для определения границ земель федеральной собственности Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997 года был использован План лесонасаждений Лазаревского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года) - масштаб 1:25000, общая площадь 11370 га (Для служебного пользования: инвентарный ..., экземпляр 1).
При проведении работ в 1997 году результат был оформлен на бумажных носителях.
В рамках проведения очередного планового лесоустройства в 2007 году результаты работ были векторизованы и закоординированы в местной системе координат.
В соответствии с
п. 9 Правил проведения Лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... ... действовавших в указанный временной период, проведение геодезических и картографических работ при лесоустройстве осуществлялось в соответствии с Федеральным
законом от ... N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Учитывая, что часть материалов лесоустройства 1997 года и 2007 года идентичны друг другу и не изменялись, привязка Плана лесонасаждений Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка осуществлялась по общим точкам контуров. Для этого общие точки были идентифицированы на двух картографических произведениях.
В результате проведенного совмещения были получены координаты контуров, отображенные на Плане лесонасаждений в местной системе координат.
Посредством программного комплекса "ArcGIS" произведено совмещение координат границ земель населенных пунктов ... с границами плана лесонасаждений Лазаревского участкового лесничества Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года)
Наложение выполнено в системе координат МСК-23 зона 2 (Краснодарский край), предназначенной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
При совмещении границ подготовлены векторные слои (изображения) материалов дистанционного зондирования земли и планов лесонасаждений Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года), карты-схемы пересечений границ земель, выполненных в электронном виде, определены координаты поворотных точек границ лесничества Сочинского национального парка по состоянию на 1998 год.
С использованием программы "ArcGIS" полученные контуры нанесены на кадастровые планы территории муниципального образования город-курорт Сочи.
По результатам получена многослойная цифровая карта пересечения границ планов лесонасаждений Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года) с земельными участками категории "земли населенных пунктов", сформированными в границах населенных пунктов города-курорта Сочи.
Координаты границ Лазаревского участкового лесничества трансформированы в систему координат МСК-23 и использовались специалистом ... 10 при подготовке указанного заключения.
Заключение специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ ... 10 признано судом первой инстанции допустимым доказательством, между тем при рассмотрении спора и в жалобе стороной не представлено конкретных нарушений, повлиявших на выводы специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" о наложении спорных земельных участков на земли национального парка, равно как не представлено доказательств противоречивости вывода специалиста, а также доказательств заинтересованности лица в исходе дела, оказания на него какого-либо давления.
План лесоустройства в схематичном виде изображен в заключении специалиста, в связи с чем в дополнительном его исследовании не имеется необходимости.
Необходимо учитывать, к представленному истцом заключению специалиста в силу специфики доказательства не применимы требования законодательства об экспертной деятельности.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции дана верная оценка законности заключения специалиста его относимости, допустимости, именно в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами, а также сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для назначения экспертизы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не состоятельны и по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с обстоятельствами данного дела, дав оценку доводам сторон, представленным доказательствам, установленным фактам и обстоятельствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности исковых требований.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, не влияют на правильность принятого судом первой инстанции решения, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами
ст. ст. 12,
56,
67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, постановленным с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
определила:
Решение Лазаревского районного суда ... Краснодарского края от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ... 1 по доверенности ... 8 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть
обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.