Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2024 N 88-8454/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 05.12.2023 по делу N 33-10720/2023 (УИД 42RS0006-01-2023-001584-08)
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О запрете осуществления деятельности.
Обстоятельства: Нарушения, указанные в представлении прокурора, не устранены.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 05.12.2023 по делу N 33-10720/2023 (УИД 42RS0006-01-2023-001584-08)
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О запрете осуществления деятельности.
Обстоятельства: Нарушения, указанные в представлении прокурора, не устранены.
Решение: Удовлетворено.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2023 г. по делу N 33-10720/2023(2-902/2023)
Судья: Немирова В.В.
Докладчик: Акинина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Акининой Е.В.
судей: Сорокина А.В., Долговой Е.В.
при секретаре: К.
с участием прокурора Давыдовой Н.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В. гражданское дело (УИД N 42RS0006-01-2023-001584-08) по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "Гармония" В. на решение Кировского районного суда г. Кемерово
от 08 августа 2023 г.
по иску Прокурора Кировского района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Гармония" о запрете осуществления деятельности,
установила:
прокурор Кировского района г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Гармония" (далее - ООО "Гармония", Общество) о запрете осуществления деятельности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г. Кемерово с привлечением специалистов территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Кемерово, МАУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Кемерово" в связи с поступившим обращением ФИО., а также в целях контроля устранения ранее выявленных прокуратурой района нарушений федерального законодательства при предоставлении услуг по уходу за престарелыми и инвалидами, а также людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с обеспечением проживания, была проведена проверка в отношении ООО "Гармония".
В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения норм пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН; ООО "Гармония" не в полном объеме обеспечена открытость и доступность информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; договора об оказании социальных услуг, а также заявления о предоставлении социальных услуг оформлены не в соответствии с требованиями приказов Минтруда России; отсутствует паспорт доступности для инвалидов помещения, используемого для предоставления социальных услуг; нарушены требования
пункта 3 части 4 статьи 19 Федерального закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и
пунктов 6,
7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, установлены нарушения Федерального
закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Прокуратурой района установлено, что нарушения, указанные в представлении прокурора от 20 января 2023 г. не устранены.
Согласно предписанию, выданному отделением надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района об устранении ООО "Гармония" обязательных требований пожарной безопасности N от 03 марта 2023 г., на объекте защиты, расположенном по адресу: <адрес>, установлены нарушения Федерального
закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Выявленные многочисленные нарушения свидетельствуют о нарушении ответчиком требований законодательства, что влечет нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, создают угрозу жизни и здоровью граждан, неспособных по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности предпринять действенные меры для предотвращения вреда и сохранения жизни в чрезвычайной ситуации. Выявленные нарушения пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических правил устранить без запрета деятельности ООО "Гармония" невозможно.
Прокурор Кировского района г. Кемерово просил обязать запретить ООО "Гармония" осуществлять деятельность пансионата для инвалидов и престарелых с обеспечением проживания в здании по адресу: <адрес>, до устранения выявленных нарушений; обязать ООО "Гармония" в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения.
Решением Кировского районного суда г. Кемерово от 08 августа 2023 г. требования прокурора Кировского района г. Кемерово удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Гармония" В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Считает, что основания для приостановления деятельности ООО "Гармония" отсутствуют, поскольку деятельность ответчика осуществляется в соответствии с требованиями закона, выводы о наличии угрозы жизни и здоровью граждан документально не подтверждены.
На апелляционную жалобу прокурором Кировского района г. Кемерово Гавриленко Д.В. поданы письменные возражения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились третьи лица, сведений о причинах неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя ООО "Гармония" М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., поддержавшей доводы жалобы, заслушав пояснения прокурора Давыдовой Н.Н., просившей решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с положениями
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений
статьи 7 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Положениями
статей 20,
41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В силу
статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статьям 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании
пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу
пунктов 1,
3 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в том числе, при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
части 2,
3 статьи 4 Федерального закона).
В соответствии с
пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, настоящие
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(пункт 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре
(пункт 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(пункт 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара
(пункт 4).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование участка - для промышленного предприятия, расположенном по адресу: <адрес>, находится объект недвижимости - здание, площадью <данные изъяты> кв. м, собственником которого является Б.. Указанный земельный участок предоставлен Б. КУГИ Кемеровской области на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет; данный участок предоставлен под существующее нежилое здание, принадлежащего Б. на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано ООО "Гармония", учредители Общества - Р.., К. Основным видом деятельности ООО "Гармония" является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
В соответствии с Уставом ООО "Гармония", утвержденным решением единственного участника ДД.ММ.ГГГГ Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах, не запрещенных действующим законодательством (пункт 3.1).
Согласно пункту 13.2 Устава руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором.
На основании решения учредителя Общества от 22 февраля 2023 г. должность генерального директора Общества заняла Н. в связи с досрочным прекращением полномочий генерального директора Г.
03 марта 2023 г. между ООО "Гармония" в лице генерального директора Н. и ИП Б. заключен договор аренды здания по адресу: <адрес> объект предоставлен для оказания услуг по организации временного размещения (проживания) или поселения заказчика (иного лица) в номерах.
Также установлено, что во исполнение поручения прокуратурой Кировского района г. Кемерово с привлечением специалистов территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Кемерово, МАУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Кемерово" была проведена проверка в отношении ООО "Гармония".
На момент проверки установлено, что в ООО "Гармония", находящегося по адресу: <адрес>, находится 41 постоялец, 17 мужчин и 24 женщины, из них 7 человек лежачих, то есть требующих ухода.
В ходе проверки в деятельности ООО "Гармония" выявлены нарушения требований законодательства в сфере социального обслуживания, охраны прав инвалидов и престарелых, требований в сфере пожарной безопасности при осуществлении деятельности, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, в том числе при возникновении пожара.
В соответствии с заключением Государственного инспектора Кемеровской области - Кузбасса по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, использование здания с кадастровым номером N для временного проживания граждан влечет за собой использование земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного под промышленные предприятия не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, в связи с чем, в действиях арендатора вышеуказанного земельного участка усматривается нарушение норм земельного законодательства, предусмотренных
статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с заключением Территориального управления Роспотребнадзора от 26 мая 2023 г. здания, помещения, в том числе технологические процессы в ООО "Гармония" на момент обследования 23 мая 2023 г., не соответствуют действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам:
разделу II пунктов 2.7;
разделу IX пунктов 9.2,
9.4,
9.8,
9.10,
9.12,
9.14,
9.18,
9.20,
9.21,
9.23,
9.24,
9.25,
9.28,
9.46,
9.49,
9.50 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудовании и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
Согласно заключению Территориального управления Роспотребнадзора от 06 июня 2023 г., в отношении пансионата ООО "Гармония" проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения пунктов 2.5, 2.18, 7.1.12, 3.8, 3.13, 7.1.6.,
4.5,
2.22,
2.21,
2.9.,
2.23,
7.1.10,
3.2,
3.4,
3.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения",
пункта 3 статьи 5,
пунктов 7,
8,
9 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Согласно экспертному заключению от 02 июня 2023 г. N ФБУЗ "<данные изъяты>" по полученным результатам лабораторных испытаний: непищевая продукция, отобранная 23 мая 2023 г. в пансионате для престарелых ООО "Гармония", не соответствует требованиям
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; технологические процессы в части оценки эффективности санитарной обработки производственного оборудования, кухонного инвентаря, разделочного инвентаря, столовой посуды, рук и санитарной одежды персонала в пансионате для престарелых ООО "Гармония", не соответствуют
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Из представленной МАУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского г. Кемерово" информации по совместной проверке 23 мая 2023 г. соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, престарелых и иных социально незащищенных граждан, в части соблюдения порядка оказания социальных услуг ООО "Гармония" по адресу: <адрес> следует, что ООО "Гармония", со слов управляющего, изменило статус поставщика социальных услуг на хостел мини-гостиницу, однако, в реестре поставщиков социальных услуг Кемеровской области учреждение состоит; на официальном сайте сети пансионатов "<данные изъяты>" указано как пансионат для пожилых и маломобильных граждан. По внешнему осмотру здания и помещений можно сделать вывод, что социально-бытовые услуги выполняются с нарушениями, в отдельных жилых комнатах заселены по 2-5 человек - все маломобильные граждане пожилого возраста и инвалиды. Мебель (шкафы, стулья, столы) в помещениях отсутствуют, прикроватные тумбочки имеются в ограниченном количестве, что не соответствует рекомендуемым нормативам, установленным
Правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 940н. Функционирует только одно помещение для предоставления санитарно-гигиенических услуг, второй санузел закрыт. В помещениях присутствует запах нечистот, грязно. Проведение досуга не обеспечено. Проживающие маломобильные пожилые граждане и инвалиды не ухожены, не разговорчивы, выглядят запуганными. Учреждением частично обеспечены открытость и доступность информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно нет информации о дате государственной регистрации, учредителе, о структуре, фамилии, имени, отчества и должности руководителей структурных подразделений, о тарифах на социальные услуги, в связи с чем нарушены требования
пунктов 1,
2 части 2 статьи 13 Закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации",
пункта 2 Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
пункта 2 Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления), утвержденного
приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 886н. На стендах учреждения размещена устаревшая информация от 2021 года, утвержденная бывшим директором организации. Договора об оказании услуг оформлены и заключены не в соответствии с требованиями
приказа Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг". Как следствие в договорах отсутствует перечень социальных услуг, который должен предоставляться поставщиком, объем услуг, периодичность, стоимость каждой услуги, что противоречит требованиям
статьи 17 Закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Заявления о предоставлении услуг оформлены не в соответствии с требованиями Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг". Индивидуальная программа предоставления социальных услуг и акты сдачи-приемки оказанных услуг имеются не на каждого ПСУ. Отсутствует паспорт доступности для инвалидов помещения, используемого для предоставления услуг (
пункт 9 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтруда России от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи". В нарушение требований
пункта 3 части 4 статьи 19 Закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и
пунктов 6 -
7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не обеспечено дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение поставщика социальных услуг знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории поставщика социальных услуг, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.
Кроме того, при проведении проверки выявлены нарушения Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ).
Согласно информации, предоставленной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, допущена эксплуатация здания, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами.
Согласно предписанию, выданному отделением надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района об устранении ООО "Гармония" обязательных требований пожарной безопасности N от 03 марта 2023 г., на объекте защиты установлены следующие нарушения: в нарушение
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
части 2,
части 6 статьи 87,
таблицы 21,
таблицы 22 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости строительных конструкций лестничных клеток, ведущих со второго этажа (с торцов здания), в связи с чем невозможно установить соответствие предела огнестойкости и класса пожарной опасности строительных конструкций лестничных клеток принятой степени огнестойкости и классу пожарной опасности здания в нарушение; в нарушение
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 52,
статьи 53,
статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 4.4.1 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ширина пути эвакуации по лестницам, ведущим со второго этажа (с торцов здания) менее 1,35 метра (фактически 1,25 м); в нарушение
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 52,
статьи 53 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 4.4.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ширина пути эвакуационных лестниц, ведущих со второго этажа (с торцов здания) менее 25 см (фактически 22 см); второй этаж здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 не имеет второго эвакуационного выхода, отвечающего нормативным требованиям в области пожарной безопасности в нарушение
статьи 6,
статьи 52,
статьи 53,
89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 4.2.9 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; ширина пути эвакуации лестничного марша со второго этажа здания менее 1,35 метра (фактически 0,98 м) в нарушение
статей 6,
52,
53,
89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 4.4.1 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Дверь эвакуационного выхода (центральный вход) имеет запор, препятствующий свободному открыванию двери изнутри без ключа в нарушение
пункта 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479; ширина эвакуационных путей в коридорах второго этажа менее 1,2 метра с учетом уменьшения ширины эвакуационного пути на ширину дверного полотна при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридоры (фактически ширина пути эвакуации составляет 1,56 м, ширина дверного полотна 0,85 м, следовательно, ширина эвакуационных путей, уменьшенная на ширину дверного полотна, составляет 0,71 м) в нарушение
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 52,
53 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 4.3.4,
5.1.2 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; ширина эвакуационных выходов, ведущих на внутреннюю лестничную ветку со второго этажа здания менее 1,2 м (фактически 0,85 м) в нарушение
части 4 статьи 4,
части 1 статей 6,
52,
53,
части 2 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 5.1.4 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации первого этажа здания открываются не по направлению выхода из здания в нарушение
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
52,
53 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 4.2.22 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; ширина эвакуационных выходов с первого этажа здания менее 1,2 м (фактически 0,85 м)
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
52,
53,
части 2 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 5.1.4 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара из здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в нарушение
части 1 статьи 6,
части 7 статьи 83,
6 Федерального закона N 123-ФЗ; допущено размещение мебели (шкафов) на путях эвакуации на первом этаже здания в нарушение
пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479; показатели пожарной опасности материала, используемого для покрытия полов путей эвакуации (линолеума) превышают требуемые показатели части группы воспламеняемости (ВЗ) и токсичности (ТЗ). (Предоставлен сертификат соответствия покрытия напольного из поливинилхлорида N RU С-ВЕ.ПБ71.В.00004/19) в нарушение
части 1 статьи 6,
статей 52,
53,
части 6 статьи 134 табл. 28 Федерального закона N 123-ФЗ; показатели пожарной опасности материала, используемого для покрытия полов в палатных помещениях превышают требуемые показатели в части группы воспламеняемости (ВЗ), токсичности (ТЗ) и группы распространения пламени по поверхности (РП2). (Предоставлен сертификат соответствия покрытия напольного из поливинилхлорида N RU С-ВЕ.ПБ71.В.00004/19) в нарушение
части 1 статьи 6,
части 7 статьи 134 Федерального закона N 123-ФЗ; на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая показатели пожарной опасности декоративно-отделочных материалов, примененных для отделки стен в палатных помещениях в нарушение
части 1 статьи 6,
части 7 статьи 134 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479; на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая показатели пожарной опасности декоративно-отделочных материалов, примененных для отделки стен путей эвакуации в коридорах второго этажа в нарушение
части 1 статьи 6,
статей 52,
53,
части 6 статьи 134,
табл. 28 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479; на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая показатели пожарной опасности декоративно-отделочного материала, примененного для отделки стен путей эвакуации (для отделки стен во внутренней лестничной клетке применены декоративные панели) в нарушение
части 1 статей 6,
52,
53,
части 6 статьи 134,
табл. 28 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479; не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций чердачного помещения не реже 1 раза в год при условии отсутствия технической документации со сведениями о периодичности проведения проверки (предоставлен протокол проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций N ИВ-428 от 2021 г.) в нарушение
пункта 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479; здание пансионата не оборудовано установками автоматического пожаротушения в нарушение
части 3,
4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 61 Федерального закона N 123-ФЗ,
пунктов 4.4,
4.8,
7 табл. 1 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требований пожарной безопасности"; чердачное помещение здания пансионата (класс функционально пожарной опасности - Ф 1.1) не оборудовано системой пожарной сигнализации в нарушение пунктов 4.4,
4.8,
4.9,
7 табл.1 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требований пожарной безопасности". Допущена эксплуатация здания после изменения класса функциональной пожарной опасности, не отвечающего нормативным документам пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности в нарушение
пункта 16 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Таким образом, функционирование учреждения, оказывающего социально-бытовые услуги с учетом выявленных нарушений контингента людей в нем находящихся создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому дальнейшая эксплуатация здания может привести к чрезвычайной ситуации, повлечь в будущем причинение вреда неопределенному кругу лиц, в первую очередь социально незащищенной группе граждан.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" соблюдение правил пожарной безопасности является обязанностью руководителей организаций.
В соответствии со
статьями 4,
46,
83,
84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктом 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В соответствии со
статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно
пункту 3 статьи 29 вышеназванного Федерального закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных
пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу
пункта 3 статьи 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с положениями
части 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии с требованиями
статьи 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Разделом IX СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" определены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию зданий, помещений и деятельности организаций социального обслуживания.
Установлено и подтверждается проведенной проверкой, что земельный участок и расположенное на нем здание используются ответчиком фактически для социального и бытового обслуживания, при этом объект не отвечает требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям, тогда как эксплуатируется в качестве пансионата для престарелых людей и инвалидов.
Выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании письменными доказательствами оценка которым дана судом в соответствии с требованиями
статей 67,
71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Указание в жалобе ответчика на устранение части нарушений не исключает необходимости соблюдения всех предусмотренных действующим законодательством условий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья проживающих в этом здании престарелых граждан, за которыми осуществляется уход.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
Пожарная безопасность объекта может быть признана обеспеченной при соблюдении требований пожарной безопасности, установленных требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г.N
123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Эксплуатация ответчиком здания по адресу: <адрес> с целью оказания социальных услуг по проживанию и уходу за престарелыми гражданами и инвалидами с установленными нарушениями норм пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество, как лиц, непосредственно проживающих в указанных помещениях, так и неопределенного круга лиц.
Доводы об отсутствии оснований для запрещения деятельности ООО "Гармония" несостоятельны, поскольку функционирование пансионата, оказывающего социально-бытовые услуги в здании, нарушают и создает реальную угрозу нарушения прав постояльцев.
Прокурором в соответствии с требованиями
статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлены доказательства наличия оснований для применения к ответчику меры гражданско-правовой ответственности, предусмотренной
статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Способ защиты соответствует характеру выявленных нарушений и в полной мере обеспечивает восстановление прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 327.1 частью 1,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Кемерово от 08 августа 2023 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Гармония" В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.АКИНИНА
Судьи
А.В.СОРОКИН
Е.В.ДОЛГОВА
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05 декабря 2023 г.