Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2024 N 88-2973/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.09.2023 N 33-8231/2023 (УИД 38RS0035-01-2022-001422-11)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истцом предприняты меры к намеренному и безосновательному ухудшению жилищных условий, что являлось основанием для принятия в отношении него решения об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.09.2023 N 33-8231/2023 (УИД 38RS0035-01-2022-001422-11)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истцом предприняты меры к намеренному и безосновательному ухудшению жилищных условий, что являлось основанием для принятия в отношении него решения об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2023 г. N 33-8231/2023
Судья Горбатько И.А. Дело N 2-7/2023
Судья-докладчик Сальникова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7/2023 (УИД 38RS0035-01-2022-001422-11) по иску Л. к Иркутской таможне о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по апелляционной жалобе и дополнению к ней Л. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 мая 2023 года,
установила:
Л. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с 27.03.1995 проходит службу в Иркутской таможне, имеет специальное звание полковника таможенной службы. Истец 03.08.2021 подала в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заявление установленной формы и все необходимые документы. Истец 10.12.2021 получила выписку из протокола N 4 от 01.11.2021 заседания Комиссии, в которой принято решение об отказе в постановке Л. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты. Из выписки из протокола следует, что основаниями для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты послужили намеренные действия истца по ухудшению жилищных условий, выраженные в добровольном снятии с регистрационного учета без каких-либо причин из жилого помещения, пригодного для проживания по адресу: <адрес изъят>; инициировании судебного обжалования заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 N 23.07.2020 N RU 38518101-20/3 о пригодности этого же жилого помещения; добровольной постановке на регистрационный учет в коммунальной квартире по адресу: <адрес изъят>; бездействии, выраженном в нереализации распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 N 233-р в части принятия в отношении этого жилого помещения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Между тем действий или бездействий по намеренному ухудшению жилищных условий она не совершала.
Истец Л. просит признать незаконным решение Комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащееся в протоколе заседания комиссии N 4 от 01.11.2021, об отказе в постановке Л. на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, обязать принять на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты; признать за Л. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22.05.2023 исковые требования Л. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов к отмене решения Л. указывает, что представленными в Комиссию документами подтверждается непригодность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>. Инициирование судебного процесса по обжалованию заключения межведомственной комиссии, которым жилое помещение истца признано пригодным для проживания, Л. обосновала правом на безопасное жилье, и правом требовать устранения нарушений ее прав. Иного, пригодного для проживания жилого помещения она не имеет, в связи с чем имелась необходимость постановки на регистрационный учет в квартире ее дочери по адресу: <адрес изъят>.
Распоряжением администрации Байкальского городского поселения N 233-р от 14.09.2020 "О признании жилого помещения непригодным для проживания (пункт 3), рекомендовано истцу принять в отношении указанного жилого помещения меры, предусмотренные законодательством РФ, однако какие-либо обязанности по совершению конкретных действий на истца не возложены. Кроме того, истец Л. указала, что в случае, если бы она не снялась с регистрационного учета в квартире, находящейся в <адрес изъят>, которая не пригодна для проживания и не встала бы на регистрационный учет в квартире, расположенной в <адрес изъят>, она бы все равно соответствовала критериям нуждаемости и имела бы право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, оснований расценивать действия истца как намеренное ухудшение жилищных условий, у Комиссии не имелось.
Суд не учел, что закон не предусматривает возможность отказа в постановке на учет гражданина в результате его бездействия, направленного на ухудшение жилищных условий.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика П. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют электронные уведомления, телефонограмма, в заседание судебной коллегии не явился представитель третьего лица Администрации Байкальского городского поселения, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил, об уважительности причин неявки не уведомил. Судебная коллегия в соответствии с
ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснение истца Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, полагавшей решение подлежащим отмене, представителя ответчика Иркутской таможни П., полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам
ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции установил, что Л. 03.08.2021 обратилась в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с заявлением о предоставлении указанной единовременной социальной выплаты.
К своему заявлению Л. представила ряд документов, свидетельствующих о наличии права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий (перечень документов перечислен в оспариваемом решении, (л.д. 120-128 том 1).
Решением Комиссии, содержащимся в протоколе заседания комиссии N 4 от 01.11.2021, Л. отказано в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. В обоснование принятого решения указано, что Л. совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий, выраженные в добровольном снятии с регистрационного учета без каких-либо причин из жилого помещения, пригодного для проживания по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят>; инициировании судебного обжалования заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 N 23.07.2020 N RU 38518101-20/3 о пригодности этого же жилого помещения; добровольной постановке на регистрационный учет в коммунальной квартире по адресу: <адрес изъят>; бездействии, выраженном в нереализации распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 N 233-р в части принятия в отношении этого жилого помещения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор, суд не нашел правовых оснований к его удовлетворению. Оценив представленные доказательства по правилам
ст. 67 ГПК РФ, установив, что Л. снялась с регистрационного учета из квартиры по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят>, Дата изъята - в момент пригодности ее жилого помещения для проживания в нем, при этом доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение рекомендаций, изложенных в п. 3 распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 N 233-р "О признании жилого помещения непригодным для проживания", не представлено, суд пришел к выводу, что истцом предприняты меры к намеренному и безосновательному ухудшению жилищных условий, что в свою очередь являлось основанием для принятия в отношении нее решения об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда сделаны в строгом соответствии с правилами
ст. 67 ГПК РФ и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, суд не допустил.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в настоящее время жилое помещение по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят>, признано непригодным для проживания, отмену решения суда не влекут, поскольку данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, вместе с тем, установлено, что на момент снятия Л. с регистрационного учета по данному адресу жилое помещение было пригодно для проживания. А заключением межведомственной комиссии от 23.07.2020 N 23.07.2020 N RU 38518101-20/3, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, принадлежащее на праве собственности истцу Л., признано не соответствующим требованиям
п. 20 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, касающегося объемно-планировочных решений, при этом выводов о непригодности жилого помещения для проживания заключение не содержит. Таким образом доказательств о наличии небезопасных условий для проживания в жилом помещении по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят> не представлено. Сам жилой дом, в котором находится квартира аварийным не признан, площадь жилого помещения в 38,2 кв. м не свидетельствует о нуждаемости истца (л.д. 114 т. 1).
Доводы апелляционной жалобы о том, что у комиссии не было оснований расценивать действия Л. как намеренное ухудшение жилищных условий, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется. Суд верно указал в решении, что юридически значимым обстоятельством является описание хронологической цепочки событий, предшествующих обращению в Комиссию.
Ссылка истца в жалобе на отмену решения межведомственной комиссии и принятии обратного решения не опровергает доводы ответчика об отсутствии оснований для снятия с регистрационного учета и постановки на регистрационный учет в коммунальной квартире, заведомо не соответствующей жилищным условиям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что закон не предусматривает возможность отказа в постановке на учет гражданина в результате его бездействия, направленного на ухудшение жилищных условий, противоречат положениям пункта 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которым в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Все доводы апелляционной жалобы истца свидетельствуют фактически о несогласии с установленными судом обстоятельствами, оценкой представленных доказательств и выводами, что не является основанием для отмены или изменения постановленного решения суда.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 мая 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.Л.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Н.К.ЧЕРЕМНЫХ
Н.А.САЛЬНИКОВА
Определение в окончательном виде изготовлено 28.09.2023