Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2024 N 88а-10378/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 02.11.2023 N 33а-7205/2023 (УИД 29RS0007-01-2023-000200-67)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий (бездействия) администрации (должностного лица) исправительного учреждения, о возложении обязанности.
Обстоятельства: В адрес начальника ФКУ ИК ОУХД УФСИН России прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, которые до настоящего времени не исполнены в полном объеме. Ответчиком не исполнены обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение обязательств учреждения, устранить допущенные нарушения.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Архангельского областного суда от 02.11.2023 N 33а-7205/2023 (УИД 29RS0007-01-2023-000200-67)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий (бездействия) администрации (должностного лица) исправительного учреждения, о возложении обязанности.
Обстоятельства: В адрес начальника ФКУ ИК ОУХД УФСИН России прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, которые до настоящего времени не исполнены в полном объеме. Ответчиком не исполнены обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение обязательств учреждения, устранить допущенные нарушения.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2023 г. N 33а-7205/2023
Дело N 2а-224/2023
УИД 29RS0007-01-2023-000200-67
Судья Зайцева М.В.
Докладчик Калашникова А.В.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Лобановой Н.В.,
судей Калашниковой А.В., Торицыной С.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения Исправительная колония N 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Коношского районного суда Архангельской области от 23 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения Исправительная колония N 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Калашниковой А.В., судебная коллегия
установила:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения Исправительная колония N 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области), выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), выразившегося в неисполнении обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение обязательств учреждения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано на результаты проведенных прокурором проверок в отношении ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, по результатам которых выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства. Внесенные в адрес начальника ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области представления прокурора от 29 сентября 2022 года, 15 декабря 2022 года об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации исполнены исправительным учреждением не в полном объеме. В целях устранения допущенных нарушений просит возложить на административных ответчиков обязанность организовать финансовое и материально-техническое обеспечение, устранить нарушения, а именно: проложить проводку трубопроводов к санитарным приборам камер штрафного изолятора скрыто; обеспечить камеры штрафного изолятора горячим водоснабжением; защитить радиаторы отопления, трубопроводы отопления в камерах штрафного изолятора кожухами из листового металла из металлического уголка и заполнением листовым металлом толщиной 3,0 мм; оборудовать камеры штрафного изолятора изолированными кабинами с унитазом; установить светильники общего освещения камер штрафного изолятора в нишах; оборудовать в прогулочных двориках искусственное освещение; установить в зоне видимости осужденных, находящихся в прогулочных дворах, уличные часы, показывающие местное время; оборудовать дизельную электрическую станцию, расположенную на участке колонии поселения (поселок Ерцево), выхлопной трубой высотой не менее 2 м выше уровня конька кровли в срок, указанный в административном иске.
Решением Коношского районного суда Архангельской области от 23 мая 2023 года административный иск прокурора удовлетворен частично.
С указанным решением не согласились Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и административный ответчик.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда изменить, дополнив его резолютивную часть признанием незаконным бездействия УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что источником финансирования деятельности исправительного учреждения является федеральный бюджет, учреждение может выполнять возложенные на него обязанности лишь в пределах выделенных лимитов финансирования. При строительстве здания исправительного учреждения действующими на тот период требованиями ведомственных нормативных правовых актов в помещениях штрафного изолятора горячее водоснабжение предусмотрено не было. Капитальных ремонтов и реконструкций наружных и внутренних сетей водоснабжения в здании не проводилось. ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области организован надзор за техническим состоянием объектов, при выявлении неисправностей и повреждений, возникших в процессе эксплуатации, проводятся ремонтные работы. Во исполнение требований закона административным ответчиком уже оборудована дизельная электрическая станция, расположенная на участке колонии поселения (поселок Ерцево), с выхлопной трубой высотой не менее 2 м выше уровня конька кровли; установлены в зоне видимости осужденных, находящихся в прогулочных дворах, уличные часы, показывающие местное время.
Дополнительным решением Коношского районного суда Архангельской области от 1 августа 2023 года признано незаконным бездействие УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, выразившееся в неисполнении обязанности по организации финансового и материально-технического обеспечения обязательств исправительного учреждения по реализации установленных требований.
Заслушав представителя ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Шатровскую Н.Н., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно пунктам 2.1, 2.5.1 Устава ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области целью и предметом деятельности учреждения являются, в том числе, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядка и законности в учреждении; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В развитие распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден и введен в действие свод правил "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)" (далее по тексту - Свод правил 308.1325800.2017), определивший требования к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе, исправительных колоний.
Согласно пункту 19.2.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, канализационные стояки следует размещать за пределами спальных комнат и спальных помещений, камер, палат зданий медицинского назначения и прокладывать в вертикальных штробах или технических нишах в стенах со стороны коридора. Допускаются размещение трубопроводов и канализационных стояков в приставных коробах при прокладке их в коридорах зданий медицинского назначения, за исключением зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, коридорах общежитий, помещений для проведения длительных свиданий, а также прокладка трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в исполнении согласно 19.1.1.
В силу пункта 19.2.5 Свода правил СП 308.1325800.2017 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения. К зданиям дополнительных КПП (кроме здания дополнительного КПП, располагаемого на входе (въезде) в обособленную производственную зону) подводку холодной и горячей воды допускается не предусматривать.
В соответствии с пунктом 16.3.8 Свода правил СП 308.1325800.2017 радиаторы отопления, трубопроводы отопления в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах следует защищать кожухами из листового металла. Кожух трубопровода отопления допускается предусматривать в виде футляра прямоугольной формы с каркасом из металлического уголка и заполнением листовым металлом толщиной 3,0 мм.
Согласно пункту 17.2 Свода правил СП 308.1325800.2017 камеры, 1-местные помещения безопасного места необходимо оборудовать унитазами и умывальниками. В камере, 1-местном помещении безопасного места унитаз следует размещать в кабине. Перегородки кабины следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. В дверном проеме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок с дверным полотном, открывающимся наружу. Умывальник размещается за пределами кабины.
В силу пункта 14.5 Свода правил СП 308.1325800.2017 в зданиях и сооружениях ИУ следует предусматривать искусственное освещение: рабочее, аварийное (эвакуационное и резервное) и дежурное. Освещенность прогулочных дворов должна составлять 20 лк.
В соответствии с пунктом 21.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 в зоне видимости осужденных, находящихся в прогулочных дворах, следует устанавливать уличные часы, показывающие местное время.
Согласно пункту 10.2.17 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214, высота выхлопной трубы должна быть не менее чем на 2 м выше уровня конька кровли.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что в исправительном учреждении имеют место выявленные прокурором и указанные в административном исковом заявлении нарушения, так в нарушение пункта 19.2.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 подводки трубопроводов к санитарным приборам камер штрафного изолятора не проложены скрыто; в нарушение пункта 19.2.5 камеры штрафного изолятора не обеспечены горячим водоснабжением; в нарушение пункта 16.3.8 радиаторы отопления, трубопроводы отопления в камерах штрафного изолятора не защищены кожухами из листового металла из металлического уголка и заполнением листовым металлом толщиной 3,0 мм; в нарушение пункта 17.2 камеры штрафного изолятора не оборудованы изолированными кабинами с унитазом в соответствии; в нарушение подпункта 9 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, светильники общего освещения камер штрафного изолятора не установлены в нишах; в нарушение пункта 19.4 в прогулочных двориках отсутствует искусственное освещение.
Указанные нарушения были предметом прокурорских проверок, в адрес начальника ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области были внесены представления от 29 сентября 2022 года, 15 декабря 2022 года об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, которые до настоящего времени не исполнены в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил административное исковое заявление Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в указанной части, установив разумный срок для устранения установленных по делу нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
При этом судом приняты во внимание доказательства, представленные административным ответчиком, об устранении отдельных нарушений: оборудована дизельная электрическая станция, расположенная на участке колонии поселения (поселок Ерцево), выхлопной трубой высотой не менее 2 м выше уровня конька кровли; установлены в зоне видимости осужденных, находящихся в прогулочных дворах, уличные часы, показывающие местное время.
В указанной части в удовлетворении требований прокурора решением суда отказано, поэтому доводы апелляционной жалобы административного ответчика относительно устранения указанных нарушений не влияют на законность принятого решения.
Содержащиеся в апелляционной жалобе административного ответчика доводы о незаконности выводов суда в части удовлетворения требований не могут быть приняты во внимание. Указанные доводы являются аналогичными доводам, изложенным в суде первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Финансирование проведения требуемых к выполнению работ за счет средств федерального бюджета, осуществление деятельности учреждения в пределах выделенных лимитов денежных средств не освобождает исправительное учреждение от обязанности соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства, в обязанности государства входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
Предметом ранее вынесенных судебных постановлений являлись иные нарушения уголовно-исполнительного законодательства, допущенные ФКУ ИК-28 ОУХД УФСИН России по Архангельской области.
С учетом буквального содержания принятого судом дополнительного решения от 1 августа 2023 года доводы апелляционного представления прокурора также не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, не влекут его изменения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Коношского районного суда Архангельской области от 23 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения Исправительная колония N 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 ноября 2023 года