Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2025 N 14АП-3994/2025 по делу N А05-3310/2024
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесных участков.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2025 N 14АП-3994/2025 по делу N А05-3310/2024
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесных участков.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2025 г. по делу N А05-3310/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2025 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 августа 2025 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Колтаковой Н.А. и Черединой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии индивидуального предпринимателя Абрамова Владимира Андреевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2025 года по делу N А05-3310/2024,
установил:
индивидуальный предприниматель Абрамов Владимир Андреевич (ОГРНИП 304291815200177, ИНН 291100066391; адрес: 164144, Архангельская обл.; далее - ИП Абрамов В.А.) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесных участков от 20 ноября 2009 года N 106 путем изложения приложения N 3 "Ежегодный объем заготовки древесины по лесному участку" к договору в следующей редакции:
"1. В отношении лесных участков, расположенных: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. NN 92 ч., 93, 94 ч. (участок совхоза "Ухотский") кв. NN 10-13, 16ч, 32, 33, 34ч, 35, 50-55, 58ч, 59ч, 60, 63-65, 69, 70, 72, 74, 77, 78, 80ч, 82-87, 91, 93, 95-97, кадастровый номер 29:05:000000:84; Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. NN 90, 91ч, 92ч, 94ч (участок совхоз "Ухотский") кв. NN 1, 3, 14, 16 ч., 31, 34 ч., 36, 56, 58 ч., 59 ч., 61, 62, 71, 73 ч., 75 ч., 76, 80 ч., 88, 92, 94, кадастровый номер: 29:05:000000:580; Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кв. NN 128, 129, 136-141 кадастровый номер: 29:05:093101:1
Ходатайство
Ежегодный объем заготовки древесины (тыс. куб. м)
Всего
В том числе
сплошные рубки
выборочные рубки
Площадь, га
Запас в ликвиде
(тыс.куб. м)
Площадь, га
Запас в ликвиде
(тыс.куб. м)
Площадь, га
Запас в ликвиде
(тыс.куб. м)
I. Защитные леса
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Мягколиственное
8,0
0,3
0,0
0,0
8,0
0,3
Итого
8,0
0,3
0,0
0,0
8,0
0,3
2. При уходе за лесами
Хвойное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Мягколиственное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Итого
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
3. При вырубке погибших и поврежденных насаждений
Хвойное
-
-
-
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
-
-
-
Итого
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу I
8,0
0,3
0,0
0,0
8,0
0,3
II. Эксплуатационные леса
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
165,0
24,3
109,0
18,9
56,0
5,4
Мягколиственное
294,0
35,6
90,0
16,0
204,0
19,6
Итого
459,0
59,9
199,0
34,9
260,0
25,0
2. При уходе за лесами
Хвойное
2,8
0,1
-
-
2,8
0,1
Мягколиственное
2,8
0,1
-
-
2,8
0,1
Итого
5,6
0,2
-
-
5,6
0,2
3. При вырубке погибших и поврежденных насаждений
Хвойное
-
-
-
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
-
-
-
Итого
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу II
464,6
60,1
199,0
34,9
265,6
25,2
III. Всего в защитных и эксплуатационных лесах
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
165,0
24,3
109,0
18,9
56,0
5,4
Мягколиственное
302,0
35,9
90,0
16,0
212,0
19,9
Итого
467,0
60,2
199,0
34,9
268,0
25,3
2. При уходе за лесами
Хвойное
2,8
0,1
-
-
2,8
0,1
Мягколиственное
2,8
0,1
-
-
2,8
0,1
Итого
5,6
0,2
-
-
5,6
0,2
3. При вырубке погибших и поврежденных насаждений
Хвойное
-
-
-
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
-
-
-
Итого
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу III
472,6
60,4
199,0
34,9
273,6
25,5
2. В отношении лесного участка, расположенного: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кв. NN 128, 129, 136-141 кадастровый номер: 29:05:093101:1:
Ходатайство
Ежегодный объем заготовки древесины (тыс. куб. м)
Всего
В том числе
сплошные рубки
выборочные рубки
Площадь, га
Запас в ликвиде
(тыс.куб. м)
Площадь, га
Запас в ликвиде
(тыс.куб. м)
Площадь, га
Запас в ликвиде (тыс.куб. м)
I. Защитные леса
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Мягколиственное
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Итого
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2. При уходе за лесами
Хвойное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Мягколиственное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Итого
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
3. При вырубке погибших и поврежденных насаждений
Хвойное
-
-
-
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
-
-
-
Итого
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу I
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
II. Эксплуатационные леса
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
49,0
5,0
34,0
4,2
15,0
0,8
Мягколиственное
45,0
4,6
10,0
1,5
35,0
3,1
Итого
94,0
9,6
44,0
5,7
50,0
3,9
2. При уходе за лесами
Хвойное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Мягколиственное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Итого
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
3. При вырубке погибших и поврежденных насаждений
Хвойное
-
-
-
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
-
-
-
Итого
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу II
94,0
9,6
44,0
5,7
50,0
3,9
III. Всего в защитных и эксплуатационных лесах
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
49,0
5,0
34,0
4,2
15,0
0,8
Мягколиственное
45,0
4,6
10,0
1,5
35,0
3,1
Итого
94,0
9,6
44,0
5,7
50,0
3,9
2. При уходе за лесами
Хвойное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Мягколиственное
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
Итого
0,0
0,0
-
-
0,0
0,0
3. При вырубке погибших и поврежденных насаждений
Хвойное
-
-
-
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
-
-
-
Итого
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу III
94,0
9,6
44,0
5,7
50,0
3,9
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице Архангельского филиала (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (далее - ООО "ГК "УЛК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2024 года (с учетом определения суда от 31 июля 2024 года об исправлении опечатки) иск удовлетворен, в договор внесены изменения; с Министерства в пользу ИП Абрамова В.А. взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2024 года решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2024 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2025 года решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2024 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2024 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2025 года иск удовлетворен, в договор аренды лесного участка от 20 ноября 2009 года N 106 внесены изменения, с Министерства в пользу ИП Абрамова В.А. взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не учтены выводы суда кассационной инстанции. В решении суд пришел к необоснованному выводу о том, что заготовка древесины в период с 2009 года по 2021 год в объеме, превышающем объем, выкупленный на конкурсах 2006 года, не препятствует внесению в договор изменений в части определения допустимого объема изъятия лесных ресурса при рассмотрении настоящего спора. В силу части 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) запрещено осуществление заготовки древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины). Фактически лесоустройство по спорному договору произведено, но соответствующие изменения в договор не внесены, следовательно, объемы заготовки должны быть первоначальными (указаны в протоколах конкурсов в 2005 году). В деле N А05-9528/2021 установлено и ФГБУ "Рослесинфорг" подтверждено, что объем лесных насаждений, приобретенный арендатором на торгах в 2005 году, исчерпан. Правовые основания для внесения изменений в договор отсутствуют.
ИП Абрамова В.А. в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
От ФГБУ "Рослесинфорг" и ООО "ГК "УЛК" отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Министерство и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, ФГБУ "Рослесинфорг" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей названных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения ИП Абрамова В.А., исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании протоколов о результатах лесных конкурсов от 05.05.2006 N 617, 618 с ИП Абрамовым В.А. 01 июня 2006 года заключен договор аренды участка лесного фонда в Печниковском и Кречетовском участковых лесничествах N 40 сроком действия 15 лет, до 01.06.2021, с правом заготовки древесины 12,2 тыс. куб. м в год.
На основании протокола о результате лесного конкурса от 28.07.2006 N 654 с ИП Абрамовым В.А. 21 августа 2006 года заключен договор аренды участка лесного фронда в Тихманьгском участковом лесничестве N 41 сроком действия 25 лет, до 21.08.2031, с правом заготовки древесины в объеме 6,1 тыс. куб. м.
На основании заявления ИП Абрамова В.А. от 11.09.2007 и в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" о приведении ранее заключенных договоров аренды в соответствие с новым ЛК РФ ИП Абрамов В.А. и Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства; далее - Департамент) 28 сентября 2007 года заключили договор аренды лесного участка N 38 в порядке объединения и приведения в соответствие с ЛК РФ ранее заключенных договоров от 01 июня 2006 года N 40 и от 21 августа 2006 года N 41, по условиям которого ИП Абрамову В.А. в аренду предоставлен лесной участок площадью 17 333 га в Тихманьгском участковом лесничестве, кадастровый номер 29:05:093101:0001, в Печниковском участковом лесничестве и в Кречетовском участковом лесничестве, кадастровый номер 29:05:000000:0076.
Согласно пункту 7.1 указанного договора срок договора устанавливается с 28.09.2007 по 20.08.2021 (15 лет), объем разрешенной к заготовке древесины - 18,3 тыс. куб. м в год.
Кроме того, 28 сентября 2007 года ИП Абрамов В.А. и Департамент заключили договор аренды лесного участка N 39, по условиям которого ИП Абрамову В.А. в аренду предоставляется лесной участок площадью 17 432 га в МО "Каргопольский муниципальный район" Каргопольского сельского лесхоза, Ухотское лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. NN 90-94 и с/з Ухотский кв. NN 1, 3, 10-14, 16, 31-36, 50-56, 58, 60-65, 76-78, 80, 91-93 и с/з Ухотский кв. NN 35, 36, 59, 69-75, 82-89, 94-97.
Договор аренды от 28 сентября 2007 года N 39 заключен на основании протоколов от 21.12.2006 N 11, 15.
Согласно пункту 7.1 указанного договора он заключается на срок с 28.09.2007 по 27.09.2027, объем разрешенной к заготовке древесины установлен 21 тыс. куб. м в год.
Таким образом, все лесные конкурсы проведены в 2006 году, общий объем древесины, разрешенный к заготовке, по всем 5 протоколам составил 39,3 тыс. куб. м. При проведении конкурсов в 2006 году качественный и количественный состав лесных насаждений на участках лесного фонда и, как следствие, объем разрешенной к заготовке древесины, определен на основании имевшихся на момент проведения лесных конкурсов материалов лесоустройства 1989 года.
Как следует из пояснений ФГБУ "Рослесинфорг", в 2006 году проведено лесоустройство в отношении Тихманьгского участкового лесничества, в 2008 году проведено лесоустройство в отношении Ухотского участкового лесничества, результаты которого учтены в лесохозяйственном регламенте Каргопольского лесничества, утвержденного в 2008 году.
На момент проведения лесоустройства в 2006-2008 годах действовали положения статей 67 и 68 ЛК РФ, предусматривавшие, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
На основании заявления истца от 12.10.2009 об объединении договоров от 28 сентября 2007 года N 38, от 28 сентября 2007 года N 39 и заключении одного нового договора аренды лесного участка ИП Абрамов В.А. и Департамент 20 ноября 2009 года заключили договор аренды лесных участков N 106, по условиям которого ИП Абрамову В.А. в аренду предоставляются лесные участки общей площадью 34 765 га, в том числе:
- в Тихманьгском участковом лесничестве (кв. NN 128, 129, 136-141) площадью 6 079 га, кадастровый номер 29:05:093101:0001,
- в Ухотском участковом лесничестве площадью 17 432 га (участок бывшего совхоза "Штурм") кв. 90-94, (участок бывшего совхоза "Ухотский) кв. N 1, 3, 10-14, 16, 31-36, 50-56, 58-65, 69-78, 80, 82-89, 91-97, кадастровый номер 29:05:000000:84,
- в Печниковском участковом лесничестве (кв. NN 10-12, 18, 19, 24-26, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170) и в Кречетовском участковом лесничестве кв. NN 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20) площадью 11 254 га, кадастровый номер 29:05:000000:0076.
Договор аренды от 20 ноября 2009 года N 106 заключен на срок с 20.11.2009 по 20.08.2021, общий объем разрешенной к заготовке древесины по всем лесным участкам установлен 73,0 тыс. куб. м.
В связи с уточнением границ по кадастровым паспортам участков сторонами 05 декабря 2014 года заключено соглашение N 2 о внесении изменений в договор аренды от 20 ноября 2009 года N 106, в соответствии с которым пункт 1.2 договора в части описания лесных участков изложен в следующей редакции:
Лесные участки, передаваемые в аренду, имеют следующие основные характеристики: местоположение Архангельская область, МО "Каргопольский муниципальный район", Каргопольское лесничество, общая площадь 35 940 га:
- Тихманьгское участковое лесничество (кв. NN 128, 129, 136-141) площадь участка 6 117,4684 га, кадастровый номер 29:05:093101:1,
- Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. 92ч, 93, 94ч, участок совхоза "Ухотский" кв. NN 10-13, 16ч, 32, 33, 34ч, 35, 50-55, 58ч, 59ч, 60, 63-65, 69, 70, 72, 74, 77, 78, 80ч, 82-87, 89, 91, 93, 95-97. Площадь участка 11 894,0680 га, кадастровый номер 29:05:000000:84,
- Печниковское участковое лесничество кв. NN 10-12, 18, 19, 24-26, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170 и Кречетовское участковое лесничество кв. NN 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20) площадь 11 322,8409 га, кадастровый номер 29:05:000000:76,
- Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. NN 90, 91ч, 92 ч, 94ч и участок совхоза "Ухотский" кв. NN 1, 3, 14, 16ч, 31, 34ч, 36, 56, 58ч, 59ч, 61, 62, 71, 73ч, 75ч, 76, 802ч, 88, 92, 94 площадью 6 605,7191 га кадастровый номер 29:05:000000:580.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 сентября 2023 года по делу N А05-9528/2021, вступившим в законную силу 13 декабря 2023 года, в договор аренды от 20 ноября 2009 года N 106 внесены изменения в части срока действия договора, а именно пункт 7.1 договора изложен в следующей редакции:
7.1. Действие аренды по настоящему договору устанавливается:
7.1.1. Сроком до 01 июня 2021 года в отношении лесных участков расположенных: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Печниковское участковое лесничество кв.
NN 10-12, 18, 19, 24-26, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170, Кречетовское участковое лесничество кв. NN 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20), Площадь участка 11322,7931 га. Кадастровый номер: 29:05:000000:76.
7.1.2. Сроком до 21 августа 2031 года в отношении лесных участков расположенных: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кв. NN 128, 129, 136-141. Площадь участка - 6072,9516 га. Кадастровый номер 29:05:093101:1.
7.1.3. Сроком до 27 сентября 2027 года в отношении лесных участков расположенных: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. NN 92 ч., 93, 94 ч., (участок совхоза "Ухотский") кв. NN 10-13, 16ч, 32, 33, 34ч, 35, 50-55, 58ч, 59ч, 60, 63-65, 69, 70, 72, 74, 77, 78, 80ч, 82-87, 91, 93, 95-97. Площадь участка 11886,3736 га. Кадастровый номер 29:05:000000:84. Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. NN 90, 91ч, 92 ч, 94 ч (участок совхоз "Ухотский") кв. NN 1, 3, 14, 16 ч., 31, 34 ч., 36, 56, 58 ч., 59 ч., 61, 62, 71, 73 ч., 75 ч., 76, 80 ч., 88, 92, 94. Площадь участка 6 605,3395 га. Кадастровый номер: 29:05:000000:580.
Таким образом, указанным решением в договор аренды от 20 ноября 2009 года N 106 внесены изменения в части сроков его действия, а именно срок аренды по каждому участку установлен так, как он определен по итогам лесных конкурсов, проведенных в 2006 году.
При этом к моменту рассмотрения спора срок аренды в отношении участков в Печниковском участковом лесничестве и Кречетовском участковом лесничестве истек (01.06.2021). По утверждению истца, которое не оспаривается ответчиком, участки в данных лесничествах возвращены арендодателю.
После вступления решения Арбитражного суда Архангельской области от 26 сентября 2023 года по делу N А05-9528/2021 в законную силу ИП Абрамов В.А. обратился в ФГБУ "Рослесинфорг" для определения расчета размера ежегодной заготовки древесины на лесных участках, срок действия договора аренды в отношении которых продлен названным решением.
ИП Абрамов В.А. и ФГБУ "Рослесинфорг" 15 января 2024 года заключили договор N 29-2024-2Р, согласно которому ФГБУ "Рослесинфорг" обязано выполнить и передать заказчику приложения N 1, N 2 и N 3 к договору аренды, а также ведомости определения товарной структуры спелых и перестойных лесных насаждений, в которых возможна заготовка древесины, ведомости деления лесов по разрядам лесных такс на лесные участки.
С сопроводительным письмом от 19.01.2024 ФГБУ "Рослесинфорг" передало ИП Абрамову В.А.:
- приложение N 1 "Схема расположения и границы лесного участка", приложение N 2 "Характеристика лесного участка", "Характеристика насаждений лесного участка", приложение N 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" в отношении лесного участка: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кв. NN 128, 129, 136-141, согласно которому ежегодный объем заготовки по данному участку составляет 9,6 тыс. куб. м;
- приложение N 1 "Схема расположения и границы лесного участка", Приложение N 2 "Характеристика лесного участка", "Характеристика насаждений лесного участка", Приложение N 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" в отношении лесных участков: Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кв. NN 128, 129, 136-141; Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кв. NN 90, 91ч, 92ч, 93, 94ч, Ухотское участковое лесничество (участок с-з "Ухотский") кв. 1, 3, 10-14, 16ч, 31-33, 34ч, 35, 36, 50-56, 58ч, 59ч, 60-65, 69-72, 73, 74, 75ч, 76-78, 80, 82-88, 91-96, 97, согласно которому ежегодный объем заготовки по данному участку составляет 60,4 куб. м.
ИП Абрамов В.А. обратился в Министерство с письмом от 23.01.2024 N 2, в котором просил внести изменения в договор аренды от 20 ноября 2019 года N 106 согласно материалам, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг".
В ответ на обращение ИП Абрамова В.А. Министерство направило в его адрес соглашение от 22 февраля 2024 года N 3 о внесении изменений в договор аренды от 20 ноября 2009 года N 106, согласно которым в приложении N 3 "Цели и объемы использования лесов" ежегодный объем заготовки составляет 0 куб. м.
ИП Абрамов В.А. вновь обратился в Министерство с письмом от 07.03.2024 с просьбой внести в договор сведения о размере расчетной лесосеки согласно материалам ФГБУ "Рослесинфорг".
Ссылаясь на то, что требования истца оставлены без удовлетворения, ИП Абрамов В.А. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, при новом рассмотрении дела оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, признал исковые требования обоснованными по праву и удовлетворил иск.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
В силу части 5 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В части 10 статьи 29 ЛК РФ закреплено ограничение, согласно которому предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается, если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ЛК РФ введена статья 69.1 ЛК РФ, определяющая, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (часть 1); при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (часть 2).
Следовательно, допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) подлежит определению на основании качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, оценка состояния которых должна осуществляться не реже одного раза в 10 лет.
До внесения в ЛК РФ изменений о периодичности проведения таксационных работ сроки лесоустройства определялись Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265, в пункте 1.7.1 которой предписывалось проводить повторное периодическое лесоустройство в лесах с интенсивным ведением хозяйства без актуализации на естественный прирост - раз в 10 лет, с актуализацией на естественный прирост - раз в 15 лет.
В силу части 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Таким образом, специфика аренды лесных участков, предоставляемых для такого вида использования лесов как заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ), заключается не в передаче арендатору лесного участка определенной площади, а в предоставлении со стороны арендодателя права заготовить конкретный объем древесины, из которого и рассчитывается арендная плата.
Частями 1, 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей в период с 01.01.2007 до 01.03.2017, предусматривалось, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", согласно части 2 которой изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса).
В части 3 статьи 74.1 ЛК РФ устанавливалось, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Статья 74.1 ЛК РФ вступила в действие с 01.10.2015.
Как правильно указал суд первой инстанции, с 01.10.2015 законодатель предусмотрел возможность внесения изменений в договор аренды лесного участка, заключенного на торгах, но только в определенных случаях, в частности, при существенных изменениях качественных и количественных характеристик лесных насаждений. Такие изменения могли быть внесены в договор только в судебном порядке.
Федеральным законом от 29.12.2022 N 600-ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2023, часть 1 статьи 74.1 ЛК РФ изложена в новой редакции, определяющей, что изменение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
При этом часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ, положения которой предусматривали возможность изменения договора аренды, заключенного на торгах, в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка только по решению суда, также изложена в новой редакции Федерального закона от 29.12.2022 N 600-ФЗ, а именно: "Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть досрочно расторгнут по решению суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом".
Из положений статьи 74.1 ЛК РФ в редакции, действующей с 01.09.2023, следует, что изменение договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, допускается как по соглашению сторон, так и в судебном порядке, но только при наличии оснований, предусмотренных в части 2 указанной статьи.
При повторном рассмотрении дела судом первой инстанции правильно установлено, что в договорах от 01 июня 2006 года N 40 и от 21 августа 2006 года N 41 при их заключении установлен объем заготовки 12,2 тыс. куб. м и 6,1 тыс. куб. м соответственно, то есть объем, который обозначен в протоколах лесных конкурсов (всего 18,3 тыс. куб. м).
При объединении договоров N 41 и N 40 в договор от 28 сентября 2007 года N 38 объем заготовки установлен 18,3 тыс. куб. м, что соответствовало общему объему заготовки по объединяемым договорам.
При заключении 28 сентября 2007 года договора N 39 в нем установлен допустимый объем изъятия в размере 21 тыс. куб. м, что соответствовало условиям лесного конкурса.
До 2009 года общий объем заготовки по договорам N 38 и N 39 (39,3 тыс. куб. м) не менялся.
При заключении договора от 20 ноября 2009 года N 106 в порядке объединения договоров N 38 и N 39 разрешенный допустимый объем изъятия установлен 73,0 тыс. куб. м. Какие-либо изменения в части объема заготовок период действия договоров N 38 и N 39 не вносились, установленный в них объем соответствовал конкурсному.
В договоре от 20 ноября 2009 года N 106 объединены все 5 лесных участков, предоставленных ИП Абрамову В.А. по итогам лесных конкурсов 2006 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2023 N 306-ЭС23-5655, оснований для изменения договора аренды лесного участка не имеется, если при заключении договора сведения о количественных и качественных характеристиках лесного участка не соответствовали фактическому состоянию, а обстоятельства, послужившие причиной существенного изменения характеристик лесного участка, возникли не в период действия договора.
Материалами дела подтверждается, что при выставлении лесных участков на лесные конкурсы в 2006 году разрешенный к заготовке объем установлен по материалам лесоустройства 1989 года.
Доказательства, подтверждающие, что материалы лесоустройства 1989 года содержали сведения о состоянии лесных участков, не соответствующие их фактическому состоянию, в дело не представлены.
Иными материалами лесоустройства для определения объема, выставляемого на конкурсы в 2006 году, в том числе арендодатель, специализированная организация (ФГБУ "Рослесинфорг") не располагали, в связи с чем оснований считать, что при заключении договоров от 01 июня 2006 года N 40 и от 21 августа 2006 года N 41, а затем договора от 28 сентября 2007 года N 39 стороны исходили из несоответствия сведений о состоянии леса фактическому, не имеется.
Суд первой инстанции верно отметил, что конкурсы, по результатам которых заключен договор N 39, состоялись в декабре 2006 года, однако в связи с вступлением в действие с 01.01.2007 нового ЛК РФ заключение договора откладывалось до разработки формы примерного договора аренды лесного участка, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно пояснениям ФГБУ "Рослесинфорг" изменение состояния лесных насаждений зафиксировано в ходе проведенных в период действия договоров N 41 и N 40, N 39 и N 38 лесоустроительных работ (2006 года - таксация, полевой сезон, утверждение материалов лесоустройства в 2007-2008 годах по разным лесным участкам).
При повторном рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что указываемый в пояснениях ФГБУ "Рослесинфорг" на основании материалов регламента 2008 года объем допустимого изъятия по договору N 38 равный 27,3 тыс. куб. м, а по договору N 39 - 44,5 тыс. куб. м (всего 71,6 тыс. куб. м, который сопоставим (идентичен) объему 73,0 тыс. куб. м), по договорам N 38 и N 39 в период их действия с 28.09.2007 до 20.11.2009 не устанавливался, изменения в указанные договоры не вносились.
Таким образом, разрешенный к заготовке объем равный 73,0 тыс. куб. м установлен сразу в договоре N 106, объединившем все 5 лесных участков, предоставленных истцу по результатам конкурсов 2006 года по всем ранее заключенным договорам.
Материалами дела подтверждается, что до 2010 года ИП Абрамов В.А. производил заготовку древесины в объеме, не превышающем ежегодный объем, выставленный на конкурсы - 39,3 тыс. куб. м (2006 год - 16 тыс. куб. м, 2007 год - 23 тыс. куб. м, 2008 год - 20,6 тыс. куб. м, 2009 год - 29,7 тыс. куб. м, 2010 год - 12,0 тыс. куб. м).
В 2011 году фактически заготовлен объем - 57,1 тыс. куб. м, в 2012 году - 50,0 тыс. куб. м, в 2013 году - 58,3 тыс. куб. м, в 2014 году - 65,2 тыс. куб. м, в 2015 году - 60,6 тыс. куб. м, в 2016 году - 70,5 тыс. куб. м, в 2017 году - 69,3 тыс. куб. м, в 2018 году - 67 тыс. куб. м, в 2019 году - 62 тыс. куб. м, в 2020 году - 56,8 тыс. куб. м, в 2021 году - 65,1 тыс. куб. м), с 2022 года заготовка не производилась в связи с наличием дела N А05-9528/2021.
Суд первой инстанции правомерно отклонил повторно изложенные в апелляционной жалобе доводы Министерства о том, что ИП Абрамов В.А. заготовил весь приобретенный на конкурсах объем.
Как верно установлено судом первой инстанции, предметом исковых требований в деле N А05-9528/2021 являлось требование об установлении срока аренды лесных участков согласно срокам, которые определены по итогам лесных конкурсов. Требование о допустимом объеме изъятия (разрешенном к заготовке объеме) в споре по делу N А05-9528/2021 не состояло. При этом выяснение объемов фактически заготовленной древесины осуществлялось в целях проверки довода ИП Абрамова В.А. о том, что им не получен тот объем, на который он рассчитывал первоначально. Данный довод ИП Абрамова В.А. отклонен, поскольку выборка всего купленного на конкурсах объема состоялась в связи с увеличением объема допустимого изъятия при переоформлении договоров в один договор от 20 ноября 2009 года N 106, такое увеличение объема не обусловлено сокращением срока аренды.
На момент заключения договора N 106 в порядке объединения всех ранее заключенных договоров действовавшее лесное законодательство не предусматривало возможность изменения ежегодного объема заготовки, как в части оснований такого изменения, так и в части порядка изменения, поэтому установление расчетной лесосеки в объеме 73,0 тыс. куб. м в договоре N 106 произведено сторонами договора в нарушение требований действовавшего на тот момент законодательства.
Предметом настоящего спора является требование о внесении изменений в договор N 106 в части объема допустимого изъятия (ежегодного разрешенного объема изъятия), в отношении тех лесных участков, срок аренды которых продлен судебными актами по делу N А05-9528/2021. При разрешении данного требования необходимо установить, имеются ли предусмотренные законом основания для изменения условий договора в этой части.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 ЛК РФ), проводимой в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Как правильно отметил суд первой инстанции, сославшись на положения статей 4, 422 ГК РФ, если на момент перезаключения договоров в договор N 106 закон не допускал возможности изменения его условий, однако впоследствии такая возможность предоставлена сторонам, а именно возможность внесения изменений в условия договора при наличии определенных оснований, к которым относятся объективные обстоятельства, связанные с изменением состояния лесов, это не означает, что стороны не вправе прибегнуть к изменению договора, воспользоваться введенным разрешением, а запрет должен сохраняться на весь период действия договора.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 68-О внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора, инициирующих необходимую процедуру путем подачи иска. Непринятие же арендатором мер по внесению изменений в договор после законодательного установления такой возможности ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2024 N 307-ЭС23-23005 указано, что увеличение срока действия договора аренды лесного участка, предоставленного с целью заготовки древесины, не должно повлечь изменение иных существенных условий аукционной документации и договора аренды лесного участка, в том числе увеличение предусмотренного договором объема изъятия лесных ресурсов на арендованном участке.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в спорной ситуации имеет место не увеличение срока аренды, а его установление судебными актами по делу N А05-9528/2021 в пределах того срока, который изначально определен по итогам лесных конкурсов в 2006 году.
При этом в силу закона, действующего на момент рассмотрения настоящего спора, изменение предусмотренного договором аренды объема изъятия лесных ресурсов без изменения его срока, допустимо при наличии оснований, предусмотренных в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ.
Материалами дела подтверждается, что изменение качественных и количественных характеристик лесных участков установлено в период действия договоров от 01 июня 2006 года N 40 и от 21 августа 2006 года N 41, а также договора от 28 сентября 2007 года N 38 и от 28 сентября 2007 N 39.
Изменение носит объективный характер, так как на участке в Тихманьгском участковом лесничестве за период между лесоустройствами 17% от общей площади лесных насаждений достигли возраста рубки и перешли из группы приспевающих в группу спелых насаждений. На участке в Ухотском участковом лесничестве за период между лесоустройствами достигло возраста рубки 4,5 тыс. га лесных насаждений, что составляет 43% от их общей площади. В 2018 году по результатам натурного обследования составлены акты от 24.01.2018 несоответствия данных государственного лесного реестра, учтенные при утверждении лесохозяйственного регламента Каргопольского лесничества постановлением Министерства от 10.10.2018 N 30 п.
Как следует приложения N 3, изменения в которое к договору аренды просит внести истец, объем заготовки 60,4 тыс. куб. м определен как допустимый ежегодный объем изъятия в отношении трех лесных участков: 1) Тихманьгское участковое лесничество, 2) Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм" в определенных кварталах), 3) Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Ухотский" и участок совхоза "Штурм" в определенных кварталах), сохраняющихся в аренде на срок до 27.09.2027.
С 28.09.2027 до 31.08.2021 в аренде у ИП Абрамова В.А. остается только один из трех участков - в Тихманьгском участковом лесничестве с объемом допустимого изъятия 9,6 тыс. куб. м в год.
Таким образом, максимальный допустимый объем изъятия по всем трем участкам на период до 27.09.2027 составляет 60,4 тыс. куб. м, в который входит объем 9,6 тыс. куб. м, с 28.09.2027 допустимый объем изъятия составит 9,6 тыс. куб. м на одном лесном участке.
Согласно протоколам лесных конкурсов от 21.12.2006 N 11, от 21.12.2006 N 15 и от 28.07.2006 N 654 объем допустимого изъятия по трем лесным участкам составлял 27,1 тыс. куб. м, в том числе 6,1 тыс. куб. м по участку в Тихманьгском участковом лесничестве.
Из приложения N 3 также следует, что лесные участки, предоставленные в аренду истцу, относятся к эксплуатационным лесам, заготовка древесины в допустимом объеме 60,1 тыс. куб. м (из 60,4 тыс. куб. м) определена для эксплуатационных лесов; из объема 60,1 тыс. куб. м объем 59,9 тыс. куб. м определен для рубки спелых и перестойных лесных насаждений и 0,2 тыс. куб. м - в порядке рубок ухода за лесом; разрешенный объем 0,3 тыс. куб. м (60,4 тыс. куб. м - 60,1 тыс. куб. м) относится к рубке спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах.
В отношении объема заготовки 9,6 тыс. куб. м в Тихманьгском лесничестве (который на период до 27.09.2027 входит в объем 60,4 тыс. куб. м) суд в обжалуемом решении верно отметил, что указанный объем заготовки относится исключительно к эксплуатационным лесам при рубках спелых и перестойных лесных насаждений.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заготовка древесины в период с 2009 года по 2021 год в объеме, превышающем объем, выкупленный на конкурсах 2006 года, с учетом того, что превышение обусловлено объективным состоянием лесных ресурсов, в нарушение процедуры оформления такого изменения (внесение изменений в договор в судебном порядке) при наличии фактических оснований для такого изменения (изменение качественных и количественных показателей лесных насаждений), не препятствует внесению в договор изменений в части определения допустимого объема изъятия лесных ресурсов при рассмотрении настоящего спора.
При ином подходе сохранение за ИП Абрамовым В.А. права аренды до 27.09.2027 в отношении лесных участков в Каргопольском лесничестве (Ухотское участковое лесничество, участок совхоза "Штурм" и участок совхоза "Ухотский", Тихманьгское участковое лесничество) и до 21.08.2031 в отношении лесных участков в Тихманьгском участковом лесничестве без возможности вести заготовку (с разрешенным объемом заготовки 0 куб. м) будет означать использование указанных лесных участков не по целевому назначению.
При этом Министерством не оспорено, что лесные участки, право аренды которых сохраняется у ИП Абрамова В.А., не могут быть предоставлены в целях заготовки древесины (с тем же видом использования) иному лицу, включая ООО "ГК "УЛК", в том числе и в случае установления каждому из таких лиц такого допустимого объема изъятия, который в целом не превысит расчетную лесосеку, до истечения сроков, установленных судебными актами по делу N А05-9528/2021.
Довод Министерства о том, что лесные участки, предоставленные ИП Абрамову В.А. по результатам конкурса, и лесные участки, в отношении которых возник спор о допустимом объеме изъятия по настоящему делу, являются разными лесными участками, судом первой инстанции проверен и признан необоснованным.
Судом первой инстанции также установлено, что 22 ноября 2024 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 3 о внесении изменений в договор аренды от 20 ноября 2009 года N 106, предусматривающее ведение заготовки на трех лесных участках в объеме 60,4 тыс. куб. м (до 27.09.2027), ИП Абрамовым В.А. разработан проект освоения лесов (получивший положительное заключение государственной экспертизы и утвержденный распоряжением Министерства от 10.02.2025 N 138р), поданы лесные декларации, внесена арендная плата, однако в соответствии с распоряжением Министерства от 06.03.2025 N 204-04/2016 лесозаготовительная деятельность приостановлена.
На основании вышеизложенного, исходя из того, что внесение изменений в договор аренды в части определения допустимого объема изъятия лесных ресурсов на оставшийся срок аренды не нарушает приоритет публичных интересов, принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, предотвращения и противодействия коррупции, изменение качественных и количественных характеристик лесного участка обусловлено объективными природными обстоятельствами, возникшими в период действия договора аренды (с учетом длительности сроков аренды лесных участков), которые действующим законодательством рассматриваются как правовые основания для внесения изменений в договор аренды, допустимый объем изъятия определен специализированной организацией, указывающей, что заготовка древесины в таком объеме не приведет к истощению лесных насаждений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с указанными выводами суда.
Доводы, приведенные подателем жалобы, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Иная оценка апеллянтом обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда и неправильном применении судом норм материального права.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2025 года по делу N А05-3310/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗРЕЛЯКОВА
Судьи
Н.А.КОЛТАКОВА
Н.В.ЧЕРЕДИНА