Главная // Пожарная безопасность
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2025 N Ф07-19678/2024 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2024 N 14АП-6828/2024 по делу N А05-3310/2024
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесных участков.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2024 N 14АП-6828/2024 по делу N А05-3310/2024
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесных участков.
Решение: Требование удовлетворено.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2024 г. по делу N А05-3310/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 ноября 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зреляковой Л.В. и Колтаковой Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии индивидуального предпринимателя Абрамова Владимира Андреевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2024 года по делу N А05-3310/2024,
установил:
индивидуальный предприниматель Абрамов Владимир Андреевич (адрес: 164144, Архангельская область; ИНН 291100066391, ОГРНИП 304291815200177; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство) с исковыми требованиями о внесении изменений в договор аренды от 20.11.2009 N 106 путем изложения приложения 3 к договору (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (адрес: 109316, Москва, проспект Волгоградский, дом 45, строение 1; ИНН 7722319952, ОГРН 1157746215527) в лице Архангельского филиала (адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Никитова, дом 13; далее - Учреждение).
Решением суда от 31.07.2024 (с учетом определения суда от 31.07.2024 об исправлении опечатки) иск удовлетворен.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Поскольку иных оснований для изменения заключенного на торгах договора статья 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не допускает с учетом исключений, не оспаривая положения договора, Предприниматель просит внести изменения в договор без указания правовых оснований. Согласно решению суда от 03.11.2022, оставленному без изменения постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2023, по делу N А05-9528/2021 нарушение прав Предпринимателя по приведенным им основаниям не нашли своего подтверждения. Суд не учел судебную практику. Объем лесных насаждений, "купленный арендатором на торгах в 2005 году" исчерпан, вырублен арендатором и не может быть определен, в этом значении Министерство понимает выражения судов по делу N А05-9528/2021: объемы идентичны, права арендатора по объему не нарушены, им получен тот товарный объема леса, на который он рассчитывал первоначально, участвуя в торгах. Товарный объем леса, на который арендатор рассчитывал первоначально, участвуя в торгах, фактически превышен (вырублен) в два раза (отзыв и расчет Учреждения). Единственное основание для изменения объема заготовки древесины для договоров, заключенных на торгах - изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, осуществленного в результате проведенного лесоустройства. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается. С момента проведения торгов в 2006 году и до сегодняшнего момента Предприниматель в суд с иском об изменении объемов лесопользования, осуществленного на основании лесоустройства, не обращался. Указание Министерством в дополнительном соглашении объема заготовки древесины как "0" не следует понимать буквально. Указание данного объема означает, что объем лесных насаждений, "купленный арендатором на торгах в 2005 году" исчерпан, вырублен арендатором и не может быть определен. Именно в этом значении Министерство понимает выражения судов по делу N А05-9528/2021: "объемы идентичны" "права арендатора по объему не нарушены" "им получен тот товарный объема леса, на который он рассчитывал первоначально, участвуя в торгах". Товарный объем леса, на который арендатор рассчитывал первоначально, участвуя в торгах, фактически превышен (вырублен) в два раза (отзыв и расчет Учреждения). Единственное основание для изменения объема заготовки древесины для договоров, заключенных на торгах - изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, осуществленного в результате проведенного лесоустройства. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается. С момента проведения торгов в 2005 году и до сегодняшнего момента Предприниматель в суд с иском об изменении объемов лесопользования, осуществленного на основании лесоустройства, не обращался. Из положений части 2 статьи 3 ЛК РФ следует, что лесное законодательство имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков. Из совокупного содержания приведенных норм лесного законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов в целях заготовки древесины, может быть изменен только в прямо предусмотренных лесным законодательством случаях и только по решению суда. С учетом специфики правоотношений по использованию лесного участка с изъятием лесных ресурсов встречное предоставление со стороны министерства как арендодателя выражается не в передаче арендатору лесного участка определенной площади, а в предоставлении права заготовить конкретный объем древесины, из которого и рассчитывается арендная плата. Исходя из выводов судов кассационной инстанции по делу N А05-9528/2021 конкурсный объем древесины выбран арендатором уже к августу 2021 года, поскольку арендатор воспользовался удвоенным ежегодным объемом заготовки древесины (73 тыс. куб. м вместо 39,3 тыс. куб. м). Изменяя исковые требования, Предприниматель не обосновывает внесение изменений в договор аренды в части изменения объема изменением качественных и количественных характеристик лесных участков (лесоустройство).
Предприниматель в отзыве на жалобу и в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в связи с объединением в один договор договоров N 38, 39, заключенных 28.09.2007, Предприниматель (арендатор) и Министерство (ранее - Департамент лесного комплекса Архангельской области; арендодатель) заключили договор аренды лесных участков от 20.11.2009 N 106 в редакции соглашений от 27.02.2013 N 1, от 05.12.2014 N 2.
Договор от 28.09.2007 N 38 заключен в порядке объединения в один договор договоров от 01.06.2006 N 40, от 21.08.2006 N 41. Договоры от 01.06.2006 N 40, от 21.08.2006 N 41, от 28.09.2007 N 39 заключены с Предпринимателем на основании протоколов лесных конкурсов, состоявшихся в мае и декабре 2006 года.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор - принять в аренду лесные участки, имеющие следующие основные характеристики: местоположение Архангельская область, муниципальное образование "Каргопольский муниципальный район", Каргопольское лесничество, общая площадь 35 940 га Тихманьгское участковое лесничество (кварталы N 128, 129, 136-141), площадь участка 6 117 га, 4 684 га, кадастровый номер 29:05:093101:1; Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кварталы 92ч, 93, 94ч, участок совхоза "Ухотский" кварталы N 10-13, 16ч, 32,33, 34ч, 35 50-55, 58ч, 59ч, 60, 63-65, 69,70, 72, 74, 77, 78, 80ч, 82-87, 89, 91, 93, 95-97, площадью 11 894 га, 0680 га, кадастровый номер 29:05:000000:84; Печниковское участковое лесничество кварталы N 10-12, 18, 19, 24-26, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170 и Кречетовское участковое лесничестве кварталы N 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20), площадью 11 322 га, 8 409 га, кадастровый номер 29:05:000000:76, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кварталы N 90, 91ч, 92 ч, 94ч и участок совхоза "Ухотский" кварталы N 1,3,14, 16ч, 31, 34ч, 36, 56, 58ч, 59ч, 61, 62, 71, 73ч, 75ч, 76, 802ч, 88, 92, 94, площадью 6 605 га, 7 191 га, кадастровый номер 29:05:000000:580.
В силу пункта 7.1 договор заключается на срок с 20.11.2009 по 20.08.2021.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.09.2023 по делу N А05-9528/2021, вступившим в законную силу 13.12.2023, в договор аренды от 20.11.2009 N 106 внесены изменения в части срока действия договора, а именно пункт 7.1 договора изложен в следующей редакции: "7.1. Действие аренды по настоящему договору устанавливается: 7.1.1. Сроком до 01 июня 2021 года в отношении лесных участков расположенных: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Печниковское участковое лесничество кварталы N 10-12, 18, 19, 24-26, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170; Кречетовское участковое лесничество кварталы N 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20), площадь участка 11 322,7 931 га, кадастровый номер 29:05:000000:76; 7.1.2. Сроком до 21 августа 2031 в отношении лесных участков расположенных: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кв. NN 128, 129, 136-141. Площадь участка - 6072, 9516 га. Кадастровый номер 29:05:093101:1". "7.1.3. Сроком до 27 сентября 2027 года в отношении лесных участков расположенных: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") квартал N 92 ч, 93, 94ч, (участок совхоза "Ухотский") квартал 10-13, 16ч, 32, 33, 34ч, 35, 50-55, 58ч, 59ч, 60, 63-65, 69, 70, 72, 74, 77, 78, 80ч, 82-87, 91, 93, 95-97. Площадь участка 11 886, 3736 га, кадастровый номер 29:05:000000:84 Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") квартал N 90, 91ч, 92 ч, 94 ч (участок совхоз "Ухотский") квартал N 1, 3,14, 16ч, 31, 34ч, 36, 56, 58ч, 59ч, 61, 62, 71, 73 ч., 75 ч, 76, 80 ч,88, 92, 94. Площадь участка 6605, 3395 га. Кадастровый номер: 29:05:000000:580".
После вступления решения в законную силу Предприниматель обратился в Учреждение для определения расчета размера ежегодной заготовки древесины на лесных участках, срок действия договора аренды, в отношении которых продлен вышеуказанным решением. Предприниматель и Учреждение заключили договор от 15.01.2024 N 29-2024-2Р, по условиям которого Учреждение приняло на себя обязательство выполнить и передать заказчику приложения 1, 2, 3 к договору аренды, а также ведомости определения товарной структуры спелых и перестойных лесных насаждений, в которых возможна заготовка древесины, ведомости деления лесов по разрядам лесных такс на лесные участки.
Учреждение 19.01.2024 передало Предпринимателю приложение 1 "Схема расположения и границы лесного участка", приложение 2 "Характеристика лесного участка", "Характеристика насаждений лесного участка", приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" в отношении лесного участка: Архангельская область, МО "Каргопольский район", Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кв. N 128, 129, 136-141, согласно которому ежегодный объем заготовки по данному участку составляет 9,6 тыс.куб. м; приложение 1 "Схема расположения и границы лесного участка", приложение 2 "Характеристика лесного участка", "Характеристика насаждений лесного участка", приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" в отношении лесных участков: Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество кварталы N 128, 129, 136-141; Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок совхоза "Штурм") кварталы N 90, 91ч, 92ч, 93, 94ч, Ухотское участковое лесничество (участок с-з "Ухотский") кварталы 1, 3, 10-14, 16ч, 31-33, 34ч, 35, 36, 50-56, 58ч, 59ч, 60-65, 69-72, 73, 74, 75ч, 76-78, 80, 82-88, 91-96, 97, согласно которому ежегодный объем заготовки по данному участку составляет 60,4 куб. м.
Предприниматель 23.01.2024 просил Министерство внести изменения в договор аренды от 20.11.2019 N 106 согласно материалам, выполненным Учреждением.
В ответ на обращение Министерство направило Предпринимателю соглашение от 22.02.2024 N 3 о внесении изменений в договор аренды от 20.11.2009 N 106, согласно которым в приложении 3 "Цели и объемы использования лесов" ежегодный объем заготовки составляет 0 куб. м.
Предприниматель 07.03.2024 обратился в Министерство о внесении в договор сведений о размере расчетной лесосеки согласно материалам Учреждения.
В связи с тем, что требования оставлены без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Архангельской области, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными, иск удовлетворил.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 74.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2022 N 600-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2023) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Изменение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации и ЛК РФ.
При этом часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ, положения которой предусматривали возможность изменения договора аренды, заключенного на торгах, в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка только по решению суда, изложена в новой редакции Закона N 600-ФЗ, а именно: договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть досрочно расторгнут по решению суда в соответствии с ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Из положений статьи 74.1 ЛК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2023) следует, что изменение договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, допускается как по соглашению сторон, так и в судебном порядке, но только при наличии оснований, предусмотренных в части 2 указанной статьи.
Суд первой инстанции установил, что изменения в часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ, в которой предусмотрены основания для внесения изменений в договор аренды, а именно: изменение целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов), существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, не вносились.
Статья 74.1 ЛК РФ внесена в ЛК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" и вступила в действие с 01.10.2015. Таким образом, с 01.10.2015 законодатель предусмотрел возможность внесения изменений в договор аренды лесного участка, заключенного на торгах, но только в определенных случаях, в частности, при существенных изменениях качественных и количественных характеристик лесных насаждений. Таким изменения могли быть внесены в договор только в судебном порядке (до 01.09.2023).
На момент заключения сторонами договора от 28.09.2007 N 39 и договора от 28.09.2007 N 38 (при этом договор от 28.09.2007 N 38 заключался не только в порядке объединения договоров от 01.06.2006 N 40 и договора от 21.08.2006 N 41, но и в порядке приведения этих договоров в соответствии с новым ЛК РФ, вступившим в силу с 01.01.2007) действовали положения части 2 статьи 74 ЛК РФ, которые предусматривали, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Часть 2 статьи 74 ЛК РФ действовала также и на момент объединения договоров от 28.09.2007 N 39, N 38 в договор от 20.11.2009 N 106.
Из материалов дела видно, что на момент проведения лесных конкурсов на заключение договоров аренды в 2006 объем разрешенной к заготовке древесины определен по материалам лесоустройства 1989 года и составил по договору от 01.06.2006 N 40-12,2 тыс. куб. м, по договору от 21.08.2006 N 41 - 6,1 тыс. куб. м, по договору от 28.09.2007 N 39 - 21 тыс. куб. м, а всего 39,3 тыс. куб. м.
В 2006 году проведено новое лесоустройство, по результатам которого изменена расчетная лесосека (разрешенный годовой объем заготовки), в связи с этим по договору от 28.09.2007 N 39 установлен в объеме 44,5 тыс. куб. м, а по договору от 28.09.2007 N 38 (объединившему договоры N 40, N 41) - 27,3 тыс. куб. м, а всего 71,8 тыс. куб. м.
В 2008 году вновь проведено лесоустройство, по результатам которого исчислена расчетная лесосека и при объединении договоров от 28.09.2007 N 38, N 39 в договор от 20.11.2009 N 106 объем ежегодной заготовки установлен равным 73 тыс. куб. м.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент заключения договоров N 38, 39 в 2007 году, их объединения в один договор N 106 в 2009 году действовавшее лесное законодательство не предусматривало возможность изменения ежегодного объема заготовки, как в части оснований такого изменения, так и в части порядка изменения, поэтому установление расчетной лесосеки в объеме 73,0 тыс. куб. м в договоре от 20.11.2009 N 106 произведено сторонами договора в нарушение требований действовавшего на тот момент законодательства.
Согласно письменным пояснениям ФГБУ "Рослесинфорг" от 05.06.2024, от 22.07.2024, представленными в материалы настоящего дела, расчет ежегодного размера заготовки во исполнение заключенного с Предпринимателем договора от 15.01.2024 выполнен на основании материалов лесоустройства 2006 года и 2008 года, а также актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурного обследования от 24.01.2018. Расчетная лесосека может быть изменена по материалам нового лесоустройств, если при неполном использовании расчетной лесосеки произошло накопление площади спелых и перестойных насаждений. Так, на участке в Тихманьгском и Печниковском участковых лесничествах за период между лесоустройствами 17% от общей площади лесных насаждений достигли возраста рубки и перешли из группы приспевающих в группу спелых насаждений. Еще в большей степени это проявилось на участке в Ухотском участковом лесничестве, где за период между лесоустройствами достигло возраста рубки 4,5 тыс. га лесных насаждений, что составляет 43% от их общей площади.
Суд указал, что основанием для определения расчетной лесосеки в отношении лесных участков, срок аренды которых по договору от 20.11.2009 N 106 продлен, явились изменения качественных и количественных характеристик лесных насаждений, имевшие место (зафиксированные в ходе лесоустройств) в 2006, 2008 гг и сохранившиеся до настоящего времени.
Как указал суд, если на момент заключения договора N 106 в 2009 года лесное законодательство не предусматривало возможность изменения условий ранее заключенных на торгах договоров, в том числе в части установленного объема изъятия лесных ресурсов, то на момент рассмотрения настоящего спора такие основания предусмотрены в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ. Возможность изменения условий договора в связи с изменением качественных и количественных характеристик лесных насаждений не поставлена в зависимость от того, в какой момент после заключения договора и до внесения в него соответствующих изменений произошло изменение характеристик лесных насаждений, в связи с этим позиция Министерства о том, что такое изменение должно иметь место после 2009 года, является несостоятельной.
Допускаемое нормами ЛК РФ изменение условий договора аренды в части объема использования лесов может иметь место и на основании изменений, возникших ранее.
В спорной ситуации Предприниматель просит внести изменения в договор аренды в связи с изменением качественных и количественных характеристик лесных насаждений, возникших в 2006, 2008 гг, при том, что при заключении договора аренды от 20.11.2009 N 106 такие изменения внесены в договор в нарушение действующего законодательства, что положениями части 2 статьи 74.1 ЛК РФ не противоречит.
Довод Министерства о том, что в период действия договора, начиная с 2009 года и до 2021 года Предприниматель, производя заготовку древесины в объеме 73,0 тыс. куб. м, выбрал весь объем древесины, и заготовленный объем превысил объем, который был разрешен к заготовке по результатам протоколов лесных конкурсов, судом отклоняется.
Согласно пункту 5 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 (далее - Приказ N 191), расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.
Пунктом 8 Приказа N 191 предусмотрено, что для определения оптимального размера расчетной лесосеки при сплошных рубках ее исчисление осуществляется следующими методами: лесосеки равномерного пользования; первой возрастной лесосеки; второй возрастной лесосеки; интегральной лесосеки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Порядка N 191 расчетная лесосека, исчисленная методом лесосеки равномерного пользования, является оптимальной в лесах с относительно равномерным распределением площади лесных насаждений и запасов древесины лесных насаждений соответствующего хозяйства по группам возраста.
Как следует из материалов дела, Учреждение в суде первой инстанции поясняло, что по лесному участку, предоставленному Предпринимателю по договору аренды от 20.11.2009 N 106, принята равномерная расчетная лесосека, предусматривающая постоянство объема рубок как минимум на весь оборот рубки, который (оборот рубки) составляет от 41 года (для лиственных) до 101 года (для хвойных). При этом взаимосвязи между сроком аренды и объемом расчетной лесосеки, которая исчисляется на год, не имеется. Срок действия расчетной лесосеки превышает срок аренды. Если договор аренды лесного участка заключается до 49 лет, то расчетная лесосека считается на оборот рубки (до 101 года).
Суд первой инстанции правильно указал, поскольку размер допустимого ежегодного изъятия лесов зависит не от срока действия договора аренды, а от состояния лесных насаждений, довод Министерства о превышении объема допустимого изъятия по сравнению с объемом, предусматривавшим при проведении лесных конкурсов в 2006 году и определенном на основании материалов лесоустройства 1989 года, а также о том, что при сокращении срока аренды Предпринимателю установлен больший объем, который выбран, являются несостоятельными, поскольку фактически изменившиеся по сравнению с 1989 годом характеристики лесных участков по состоянию на 2006, 2008 гг допускали такой объем изъятия, который являлся оптимальным и не приводил к истощению лесных запасов.
При этом суд указал, что объем ежегодного допустимого изъятия, который просит установить Предприниматель путем внесения изменений в приложение 3 к договору аренды, определен специализированной организацией на основании материалов лесоустройства, которые свидетельствуют об изменении качественных и количественных характеристик лесных насаждений по лесным участкам, предоставленным Предпринимателю в аренду на основании протоколов лесных конкурсов от 2006 года, такое изменение является существенным, и в силу части 2 статьи 74.1 ЛК РФ является основанием для внесения изменений в договор аренды. Возражений относительности правильности определения Учреждением объемов допустимого ежегодного изъятия лесных ресурсов Министерство не заявило.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2024 года по делу N А05-3310/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Л.В.ЗРЕЛЯКОВА
Н.А.КОЛТАКОВА