Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2025 N Ф02-2584/2025 по делу N А78-11968/2023
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Учреждению предписано привести в соответствие с нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров количество противопожарного снаряжения, инвентаря, пожарной техники и оборудования для лиц, использующих леса.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как оспариваемое предписание не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы учреждения.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2025 N Ф02-2584/2025 по делу N А78-11968/2023
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Учреждению предписано привести в соответствие с нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров количество противопожарного снаряжения, инвентаря, пожарной техники и оборудования для лиц, использующих леса.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как оспариваемое предписание не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы учреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2025 г. N Ф02-2584/2025
Дело N А78-11968/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2025 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Двалидзе Н.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 января 2025 года по делу N А78-11968/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2025 года по тому же делу,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник" (далее - ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Забайкальскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - межрегиональное Управление Росприроднадзора) о признании незаконным предписания от 14.08.2023 N ЛП-026-в.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 января 2025 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2025 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что приобретение в указанных в предписании объемах автомобилей и средств пожаротушений в рамках одного учреждения невозможно и нецелесообразно. В соответствии с пунктом 2.17.1 Лесохозяйственного регламента лесничества "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник" (далее - Лесохозяйственный регламент) вся территория лесничества отнесена к авиационной зоне тушения из-за ее удаленности и труднодоступности. Часть 4 Приложения N 2 приказа Минприроды России от 28.03.2014 N 161 (далее - Приказ N 161), устанавливает нормы обеспечения пожарным инвентарем при осуществлении научно-исследовательской, образовательной и рекреационной деятельности только в отношении арендованных земель. Все земли, отнесенные к заповеднику "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник", согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) отданы заповеднику в бессрочное пользование, а не в аренду.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, межрегиональным Управлением Росприроднадзора в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлено, что учреждением не соблюдаются нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, предусмотренные частью 4 Приложения N 2 и пунктами 1 и 2 Приложения N 3 Приказа N 161.
По результатам проверки составлен акт и выдано предписание от 17.04.2023 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 07.07.2023.
На основании решения от 25.07.2023 в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания от 17.04.2023.
В ходе проверки установлен факт неисполнения указанного предписания, что отражено в акте от 14.08.2023.
По результатам проверки учреждению выдано предписание от 14.08.2023 N ЛП-026-в об устранении выявленных нарушений в срок до 14.11.2023.
Не согласившись с предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что предписание не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В силу частей 1, 4 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 53 ЛК РФ (в редакции проверяемого периода) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В свою очередь предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1 статьи 53.1 ЛК РФ).
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (пункт 5 статьи 53.1 ЛК РФ).
На основании части 7 статьи 53.1 ЛК РФ нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом N 161 Приложение N 2 и N 3.
Согласно Приложению N 2 Приказа N 161 нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, установлены в зависимости от вида использования лесов и площади использования, в отдельных случаях в зависимости от площади и характеристик лесных насаждений, средства индивидуальной защиты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях.
Согласно пункту 1 Приложения N 3 Приказа N 161 нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов устанавливаются в соответствии с нормативами обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 в зависимости от площади используемых лесных участков, количества объектов, объемов работ и численности работающих.
В случаях, если нормы составят не целое число, необходимо провести округление в большую сторону до целого числа. Формулировка в нормах "на каждые... га арендованной площади" (при объемах более 100 тыс. га) означает, что нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров рассчитываются пропорционально указанной площади (объема использования лесов), исходя из установленных нормативов с округлением до целого числа в большую сторону. Данное правило аналогично применяется для расчета нормативов при формулировке "на каждые... работающих человек" (пункт 2 Приложения 3 Приказа N 161).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сохондинский государственный заповедник относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Земельные участки на которых расположен Сохондинский государственный заповедник, переданы учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Согласно Лесохозяйственному регламенту общая площадь лесничества составляет 210 988 га. Разрешены виды использования лесов, в том числе осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности, рекреационной деятельности на площади определенной в таблице 1.2 Лесохозяйственного регламента.
Учитывая площадь разрешенного использования, виды использования лесов, межрегиональное Управление Росприроднадзора посчитало, с чем согласились судебные инстанции, что у ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" в наличии должно находиться 2104 единиц автомобильных средств; 2109 штук пожарных мотопомп; 1420 м пожарных рукавов; 4214 штук воздуходувок; 4197 штук бензопил, 14719 штук ранцевых лесных огнетушителей; 10522 штук топоров; 21080 штук лопат; 10542 штук емкостей для воды 10-15 литров; 6324 штук бидонов; 2109 штук электромегафонов; 4218 штук огнетушащих веществ: смачивателей, пенообразователей.
Суды установили, что данные нормативы обеспеченности заявителем не были соблюдены, в связи с чем признали правомерным указание межрегиональным Управлением Росприроднадзора в предписании на нарушение ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" части 4 Приложения N 2 и пункты 1, 3 Приложения N 3 Приказа N 161.
Сам расчет нормативов ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" не опровергнут.
По мнению учреждения, на него не распространяется Приказ N 161, поскольку содержит указание на нормативы обеспеченности в отношении арендованных земель, которых у заявителя нет.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку как правильно указали суды, Приказ N 161 распространяется на всех лиц, использующих леса, к которым относится учреждение.
Вывод судов соответствует положениям Закона N 33-ФЗ, определяющему задачей природного заповедника осуществление охраны уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия в целях поддержания их в естественном состоянии; части 3 статьи 53.1 ЛК РФ, предусматривающей осуществление противопожарного обустройства лесов арендаторами лесного участка или землепользователями; части 1 статьи 19 ЛК РФ, устанавливающей, что выполнение мероприятия по сохранению лесов осуществляется лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких мероприятий; Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614), согласно которым мера пожарной безопасности, к которой относится предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункты 5, 12).
О применении Приказа N 161 к федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемых природных территорий, указано в письме Минприроды России от 16.02.2023 N 05-15-44/6098 "О применении приказа Минприроды России от 28.03.2014 N 161" (т. 2, л.д. 48).
Ссылка заявителя жалобы на то, что согласно Лесохозяйственному регламенту вся территория лесничества отнесена к авиационной зоне тушения пожаров, и на территории входящей в Байкальскую природную территорию (20% лесничества) авиационные работы по охране лесов осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства, подлежит отклонению как не состоятельный.
Статьей 57 ЛК РФ предусмотрено, что авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя не только тушение лесных пожаров, но и доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно. При этом Приказ N 161 не содержит каких-либо исключений в отношении нормативов обеспеченности и их соблюдения лицами, использующими леса, в случае осуществления авиационных работ по охране лесов от пожаров. Из Приказа N 161 следует, что обязанность по оснащению техникой, оборудованием и снаряжением предназначенными для тушения лесных пожаров лежит на пользователе леса.
Довод ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" о нецелесообразности указанных объемов средств пожаротушения и о неисполнимости предписания, ранее заявлялся, был предметом рассмотрения судами, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен.
Суды отметили, что нормативы обеспеченности установлены Приказом N 161, которые подлежат соблюдению. Приказ Минприроды России от 29.12.2022 N 934 "Об организации охраны лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, за исключением выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории", не прошел процедуру официального опубликования, в связи с чем не подлежит применению.
В отношении ссылки учреждения на недостаточное бюджетное финансирование суды правомерно указали, что названное не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанности по соблюдению обязательных требований противопожарной безопасности, отметив, что невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для уникальных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, для жизни и здоровья людей.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о законности оспариваемого предписания.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судами норм материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом округа проверены, однако подлежат отклонению, поскольку они не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 января 2025 года по делу N А78-11968/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2025 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.АНАНЬИНА
Судьи
Н.В.ДВАЛИДЗЕ
А.Н.ЛЕВОШКО