Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2025 N 88-9945/2025 (УИД 22RS0065-01-2024-009413-03)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании решения комиссии незаконным; 2) Об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на незаконность решения комиссии по мотиву необоснованности учета при определении нуждаемости истца площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности отцу и брату супруги истца.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2025 N 88-9945/2025 (УИД 22RS0065-01-2024-009413-03)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании решения комиссии незаконным; 2) Об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на незаконность решения комиссии по мотиву необоснованности учета при определении нуждаемости истца площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности отцу и брату супруги истца.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2025 г. N 88-9945/2025
Дело N 2-5951/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5951/2024 (УИД: 22RS0065-01-2024-009413-03) по иску М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по кассационной жалобе М. на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 декабря 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 марта 2025 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснения принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи М., представителя М. - Ш., действующей на основании доверенности от 14 августа 2024 г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю С., действующей на основании доверенности от 15 мая 2025 г. N, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М. (далее - М.) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Алтайскому краю) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с 10 марта 2009 г., общий стаж государственной службы составляет 25 лет 10 месяцев 05 дней; 22 июня 2007 г. М. и В. заключили брак; В. проходит службу в Федеральной противопожарной службе с 7 июля 2008 г.; в период брака у М. и В. родились дети - М. и М. С 24 декабря 2010 г. М. состоит на учете сотрудников, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения службы; ему предоставлена служебная квартира по адресу: <...>, принадлежащая на праве оперативного управления Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю. С 2012 г. по настоящее время семья истца постоянно проживает и зарегистрирована по месту пребывания по вышеуказанному адресу. Родители жены В. и В. оформили постоянную прописку по адресу: <адрес>. По данному адресу истец с семьей не вселялся и не проживал, так как постоянно он и члены его семьи живут и работают в г. Барнауле, в связи с чем, им предоставлена служебная квартира. 9 января 2014 г. М. обратился с заявлением в комиссию Главного управления МЧС России по Алтайскому краю о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи из трех человек. Протоколом N от 7 апреля 2014 г. М. отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты. Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 июля 2014 г. признано незаконным вышеуказанное решение комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 7 апреля 2014 г. об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты М. с семьей в составе трех человек; возложена на ответчика обязанность рассмотреть вопрос предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять на учет М. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека - супруга В., сын - М.
29 мая 1992 г. между В. и администрацией <данные изъяты>" заключен договор на передачу и продажу квартиры в собственность N, в соответствии с которым Вальтеру А.В. передана в собственность квартира по адресу: <адрес>3, с учетом количества членов семьи 4 человека; в дальнейшем адрес дома был изменен на <адрес>3. На основании решения Шипуновского районного суда Алтайского края от 6 июля 2017 г. данный договор признан недействительным в части включения В. в число лиц, участвовавших в приватизации жилого помещения. М. и его дети не являются членами семьи В. и В.
Согласно выписке из протокола N заседания комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю от 31 июля 2024 г. М. с членами семьи: В., М., М. сняты с очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, мотивировав это тем, что В. (отец В.) имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>; земельный участок, площадью N кв. м, по адресу: <адрес>; квартиру по адресу: <адрес>. Вместе с тем, истец является членом семьи своей жены В., которая никаких жилых помещений в собственности не имеет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Просил суд признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от 31 июля 2024 г. о снятии подполковника внутренней службы М. с членами семьи В., М., М. с очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья: возложить на комиссию Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязанность принять на учет М. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека - супруга В., сын - М., сын - М., восстановив его в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья по дате подачи заявления от 9 января 2014 г.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 декабря 2024 г. исковые требования М. к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 марта 2025 г. решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 декабря 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе М. просит об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на наличие оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным. Собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, в настоящее время являются В. (N доли) и В. (N доля). Истец, его супруга и дети не являются членами семьи собственников указанного объекта недвижимого имущества, при этом при определении обеспеченности заявителя и членов его семьи не учтено наличие у В. права пользования указанным жилым помещением, в то время, как с учетом указанного лица обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью составляет менее 15 кв. м (75,93/6 = 12,65 кв. м), что установлено решением суда от 29 июля 2014 г. При этом судом при разрешении спора установлено, что истец и М. являются членами семьи только В., а не ее брата и отца. Доказательства того, что истец и его семья являются членами семьи В., в материалах дела отсутствуют. Суды не учли, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, что следует из положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Жилую квартиру по адресу: <адрес> В. приобрел вместе со своей супругой В., в указанное жилое помещение истец и члены его семьи никогда не вселялись и не проживали, не регистрировались по месту жительства. Полагает выводы судов незаконными и противоречащими обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю представлены письменные возражения, в которых ответчик просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть первая статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом кассационной инстанции таких нарушений при рассмотрении дела не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, М. проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с 10 марта 2009 г. в должности подполковника внутренней службы федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
М. и В. состоят в зарегистрированном браке с 22 июня 2007 г., что подтверждается записью акта о заключении брака; имеют двух несовершеннолетних детей: М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В. также проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с 7 июля 2008 г.
9 января 2014 г. М. обратился с заявлением в комиссию Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи из трех человек. Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом от 7 апреля 2014 г. N, М. отказано в удовлетворении заявления.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 июля 2014 г. признано незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 7 апреля 2014 г. об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты М. с семьей в составе трех человек; на комиссию Главного управления МЧС России по Алтайскому краю возложена обязанность рассмотреть вопросы предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять на учет М. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека - супруга В., сын - М.
Согласно выписке из протокола N заседания комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10 октября 2014 г. М. с семьей в составе 3-х человек (он, супруга В. и сын М.) приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления 9 января 2014 г., с учетом имеющейся у супруги заявителя общей долевой собственности (1/4 доли от общей площади - 75,93 кв. м, что составляет 18, 98 кв. м) в квартире по адресу: <адрес>.
На основании договора найма служебного жилого помещения от 11 января 2013 г. М., В. и М. передано во временное владение и пользование жилое помещение общей площадью 44,3 кв. м, расположенное в <адрес>.
Согласно выписке из протокола N заседания комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 5 декабря 2014 г. в состав семьи М. включен М.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, М., В., М. и М. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>.
М. с членами семьи имеют постоянную регистрацию в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью N кв. м.
В. - супруга М., является дочерью В. и В., что подтверждается записью акта о рождении N от 17 января 1983 г.
Согласно договору на передачу и продажу квартиры в собственность от 29 мая 1992 г. в собственность В. передана квартира, общей площадью 75,9 кв. м, по адресу: <адрес>3, р. <адрес>.
На основании постановления N Администрации районного центра Шипуново Шипуновского района Алтайского края от 29 октября 1998 г. <адрес> N переименована на <адрес> N.
Решением Шипуновского районного суда Алтайского края от 6 июля 2017 г. договор на передачу и продажу квартиры в собственность N от 29 мая 1992 г., заключенный В. и администрацией ДСПМК "Шипуновская", в части включения В. в число лиц, участвовавших в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> края, признан недействительным.
В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N от 31 июля 2024 г., подполковник внутренней службы М. с членами семьи: В., М., М. сняты с очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно материалам дела комиссией Главного управления МЧС России по Алтайскому краю установлено, что обеспеченность жилой площадью М. с членами семьи В., М., М. составляет более 15 кв. м на человека, что не соответствует пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости "Роскадастр", В. на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес>, общей площадью 85,9 кв. м; земельный участок по адресу: <адрес>, площадью N кв. м. По состоянию на 22 октября 2024 г. в Едином государственном реестре недвижимости в отношении В. отсутствуют сведения о принадлежащих ему объектах недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации.
Право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> зарегистрировано за В., что подтверждается регистрационным удостоверением N от 12 октября 1992 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском, М. ссылается на незаконность решения комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 31 июля 2024 г. по мотиву необоснованности учета при определении нуждаемости истца площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности отцу и брату супруги истца, В.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями первой, четвертой Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, суд первой инстанции, исходил из обоснованности и правомерности снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью истца с семьей общей площадью более установленной нормы на одного члена семьи, принимая во внимание площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в которое истец и члены его семьи вселены в установленном порядке собственником объекта недвижимого имущества В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и апелляционным определением от 11 марта 2025 г. оставила решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 декабря 2024 г. без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагая их постановленными при правильном применении норм материального права и соответствующими установленным по делу обстоятельствам, оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений не усматривает.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369).
В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части второй статьи 1 Закона.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг). состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 определено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
В пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369).
В силу положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Установив обеспеченность истца М. и членов его семьи общей площадью более установленной нормы на одного члена семьи, принимая во внимание площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором истец и члены его семьи состоят на регистрационном учете по месту жительства, суды пришли к верному выводу о правомерности снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что истец, его супруга и дети не являются членами семьи собственника жилого помещения В. (отца супруги истца), в связи с чем, при решении вопроса об обеспеченности жильем истца принадлежащее В. помещение не подлежит учету, направлены на оспаривание судебной оценки представленных по делу доказательств, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений в силу следующего.
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части первой статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Установив, что на момент принятия решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (31 июля 2024 г.) М. и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства и фактически имели право пользования данным жилым помещением постоянно наравне с собственником, какого-либо соглашения с собственником, определяющего права истца и членов его семьи на указанное жилое помещение в ином порядке, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, не заключалось, истец М. и члены его семьи вселены в жилой дом на законном основании собственником жилого помещения и приобрели право пользования жилым помещением наряду с его собственником, суды обоснованно пришли к выводу о наличии правовых оснований для учета с целью определения обеспеченности истца и членов его семьи площади занимаемого ими на праве пользования жилого помещения, и наличии оснований для снятия истца с учета по мотиву утраты оснований для получения единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи составила более 15 кв. м на одного человека.
Доводы жалобы о необходимости учета наличия у собственника В. права пользования спорным жилым помещением, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства право собственности на недвижимость возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРП), и такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом регистрация не является основанием возникновения права собственности на недвижимость, но является подтверждением наличия такого права.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес> передано в собственность в порядке приватизации В. на состав семьи 4 человека, регистрационное удостоверение на спорный объект недвижимого имущества выдано В., которым в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества, в настоящее время за В. на основании решения Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 ноября 2024 г. признано право собственности на наследственное имущество, открывшееся после смерти В., в том числе в виде 1/3 доли на спорное жилое помещение, права В. в отношении указанного объекта недвижимого имущества не определены и не зарегистрированы в установленном законом порядке, сделка по приватизации жилого помещения в части невключения в договор о передаче жилья в собственность В. не оспорена, о применении последствий недействительности сделки не заявлено.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, учитывая, что право собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества зарегистрировано за В., в отношении В. права на объект недвижимого имущества не установлены и не зарегистрированы, В. в спорном жилом помещении не проживает и не зарегистрирован, состоит на регистрационном учете по месту жительства с 9 июня 2006 г. по настоящий период времени по адресу: <адрес>, суд первой инстанции правомерно при определении нуждаемости истца и членов его семьи не учитывал наличие у В. права пользования в отношении спорного жилого помещения.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, определение обеспеченности истца и членов его семьи за другой период по другому делу об оспаривании решения жилищной комиссии не может быть принято во внимание по настоящему спору, поскольку имело место при иных фактических обстоятельствах, указанный судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Доводы о приобретении В. с супругой В. жилого помещения по адресу: <адрес>, в которое истец и члены его семьи не вселялись и не проживали, подлежат отклонению, поскольку не влияют на правильные выводы судов, вышеуказанное жилое помещение не принималось судом к расчету при определении нуждаемости истца и членов его семьи.
В целом доводы кассационной жалобы истца повторяют его позицию по делу, указанным доводам дана полная и мотивированная оценка судами первой и апелляционной инстанций, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 декабря 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 марта 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 8 августа 2025 г.