Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2025 N 51-КГ25-5-К8 (УИД 22RS0065-02-2023-004203-47)
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) О признании права, восстановлении на учете.
Обстоятельства: По мнению истицы, оспариваемое решение нарушает ее право состоять на указанном выше учете, поскольку право собственности на дом прекращено на основании договора купли-продажи.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как каких-либо данных о том, что действия истицы по отчуждению полученного в порядке наследования по закону жилого помещения предприняты ею в целях искусственного ухудшения своих жилищных условий, материалы дела не содержат.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2025 N 51-КГ25-5-К8 (УИД 22RS0065-02-2023-004203-47)
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) О признании права, восстановлении на учете.
Обстоятельства: По мнению истицы, оспариваемое решение нарушает ее право состоять на указанном выше учете, поскольку право собственности на дом прекращено на основании договора купли-продажи.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как каких-либо данных о том, что действия истицы по отчуждению полученного в порядке наследования по закону жилого помещения предприняты ею в целях искусственного ухудшения своих жилищных условий, материалы дела не содержат.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2025 г. N 51-КГ25-5-К8
УИД 22RS0065-02-2023-004203-47
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июля 2025 г. кассационную жалобу представителей Кузьминой Оксаны Юрьевны по доверенности Третьякова Игоря Владимировича, Третьяковой Ольги Николаевны на
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г. и
определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 г.
по делу N <...> Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края по иску Кузьминой Оксаны Юрьевны к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права, восстановлении на учете.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Кузьмина О.Ю. через представителей по доверенности Третьякова И.В., Третьякову О.Н. 6 июля 2023 г. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее также - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее также - УФСИН России по Алтайскому краю) о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права, восстановлении на учете.
В обоснование исковых требований Кузьмина О.Ю. указала, что 17 декабря 2013 г. в период прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы она обратилась в УФСИН России по Алтайскому краю с рапортом о принятии ее с составом семьи из 4 человек (супруг Кузьмин Е.В., сын Господарев В.С., <...> года рождения, сын Кузьмин А.Е., <...> года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата). На момент подачи рапорта Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи проживали совместно в жилом помещении площадью 50,8 кв. м, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем на праве собственности матери Кузьминой О.Ю.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 81 от 26 ноября 2015 г., Кузьмина О.Ю. в составе семьи из 4 человек принята на учет для получения единовременной социальной выплаты с 20 апреля 2014 г.
Приказом начальника федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" от 28 декабря 2016 г. N 100-лс Кузьмина О.Ю. 10 января 2017 г. уволена из органов уголовно-исполнительной системы по
пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Решением комиссии ФСИН России от 11 мая 2023 г., оформленным протоколом N 6, Кузьмина О.Ю. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Причиной принятия комиссией ФСИН России решения о снятии Кузьминой О.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты послужили результаты проверки УФСИН России по Алтайскому краю документов, представленных Кузьминой О.Ю. при постановке на учет, оформленные актом от 30 января 2023 г., согласно которому 22 января 2014 г. Кузьмина О.Ю. прекратила право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 41 кв. м, принадлежавшее ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г.
По мнению Кузьминой О.Ю., решение комиссии ФСИН России о снятии ее с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, поскольку право собственности на дом, расположенный по адресу: <...>, впервые зарегистрировано за Кузьминой О.Ю. 30 декабря 2013 г. (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г.). 22 января 2014 г. (через 23 дня) право собственности на дом прекращено на основании договора купли-продажи. Следовательно, как на момент подачи Кузьминой О.Ю. рапорта в комиссию УФСИН России по Алтайскому краю (17 декабря 2013 г.) о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты, так и на момент постановки на указанный учет (20 апреля 2014 г.) право собственности на это жилое помещение у нее отсутствовало, то есть Кузьмина О.Ю. не совершала каких-либо действий по намеренному отчуждению принадлежавшего ей на праве собственности жилого помещения с целью увеличения размера единовременной социальной выплаты. В названном жилом помещении ни она, ни члены ее семьи не проживали, каких-либо объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи не имеют, в связи с чем у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для снятия ее с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
По приведенным основаниям Кузьмина О.Ю. с учетом уточнения исковых требований в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила суд признать за ней право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 4 человек; признать решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от 11 мая 2023 г. N 6, о снятии ее с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты незаконным и отменить; возложить на комиссию ФСИН России обязанность восстановить ее на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4 человек с 20 апреля 2014 г.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г. исковые требования Кузьминой О.Ю. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 г. решение суда первой инстанции и апелляционное
определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе представителей Кузьминой О.Ю. по доверенности Третьякова И.В., Третьяковой О.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 7 марта 2025 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 2 июня 2025 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Кузьмина О.Ю. и ее представители по доверенности Третьяков И.В., Третьякова О.Н., представители ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, третьи лица Господарев В.С., Кузьмин Е.В., Кузьмин А.Е., представитель третьего лица администрации Колыванского сельского совета Павловского района Алтайского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки сведений не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь
частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (
статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кузьмина О.Ю. в период с 11 ноября 2001 г. по 10 января 2017 г. проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, на момент увольнения занимала должность младшего инспектора 2 категории отдела режима федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ СИЗО<...> УФСИН России по Алтайскому краю).
Согласно выписке из домовой книги от 20 ноября 2013 г. Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи (супруг Кузьмин Е.В., сын Господарев В.С., сын Кузьмин А.Е.) проживают в жилом помещении общей площадью 50,8 кв. м, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем на праве собственности матери Кузьминой О.Ю. - Горшковой Т.В.
Из справки Барнаульского отделения филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от 21 ноября 2013 г. следует, что Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи не имеют в собственности жилых строений (помещений).
17 декабря 2013 г. Кузьминой О.Ю. на имя директора ФСИН России, подано заявление (рапорт) с приложением необходимых документов о постановке ее в составе семьи из 4 человек (супруг Кузьмин Е.В., сын Господарев В.С., <...> года рождения, сын Кузьмин А.Е., <...> года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369) по категории сотрудников, не являющихся собственниками жилых помещений.
Решением территориальной подкомиссии УФСИН России по Алтайскому краю по предварительному рассмотрению вопросов предоставления, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 31 декабря 2013 г., оформленным протоколом N 3, представленные Кузьминой О.Ю. документы направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке (об отказе в постановке) на учет сотрудников и граждан для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Свидетельством о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г., подтверждено право Кузьминой О.Ю. на наследство по закону, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <...> общей площадью 41 кв. м. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 2 856 кв. м. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости право собственности Кузьминой О.Ю. на указанный жилой дом зарегистрировано 30 декабря 2013 г.
22 января 2014 г. между Кузьминой О.Ю. (продавцом), действовавшей через представителя по доверенности Русинова Д.Б., и Ж. В. (покупателем) заключен договор купли-продажи дома с земельным участком, согласно которому жилой дом и земельный участок по адресу: <...>, проданы Ж. Цена договора купли-продажи дома составила 30 000 руб. 22 января 2014 г. зарегистрировано прекращение права собственности Кузьминой О.Ю. на названный жилой дом.
Решением комиссии ФСИН России от 26 ноября 2015 г., оформленным протоколом N 81, Кузьмина О.Ю. в составе семьи из 4 человек поставлена на, учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 апреля 2014 г.
Приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю от 28 декабря 2016 г. N 100-лс Кузьмина О.Ю. уволена из органов уголовно-исполнительной системы 10 января 2017 г. по
пункту "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
30 января 2023 г. начальником УФСИН России по Алтайскому краю утвержден акт по результатам проверки сведений и документов, представленных Кузьминой О.Ю. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в ходе которой выявлены нарушения, в том числе указано, что 22 января 2014 г. заявитель Кузьмина О.Ю. прекратила право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 41 кв. м, принадлежавшее ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г.
Решением комиссии ФСИН России от 11 мая 2023 г., оформленным протоколом N 6, Кузьмина О.Ю. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. В решении указано, что 22 января 2014 г. Кузьмина О.Ю. прекратила право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 41 кв. м, принадлежавшее ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Кузьминой О.Ю., суд первой инстанции со ссылкой на положения
статей 1,
4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из того, что при приобретении права собственности в порядке наследования на жилой дом по адресу: <...>, Кузьминой О.Ю. были улучшены жилищные условия, после чего Кузьмина О.Ю. прекратила право собственности на это жилое помещение на основании договора купли-продажи от 22 января 2014 г., что судом первой инстанции расценено как намеренное ухудшение жилищных условий с целью искусственного создания нуждаемости в жилом помещении и возникновения оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Суд первой инстанции отклонил доводы Кузьминой О.Ю. о том, что она фактически не являлась собственником унаследованного жилого помещения, указав на отсутствие представленных истцом доказательств невозможности проживать в данном жилом помещении, которое было пригодно для проживания, сносу не подлежало, аварийным жильем не признано. При этом, по мнению суда первой инстанции, не имело значения, при каких обстоятельствах происходило отчуждение жилого помещения, а также мотивы его отчуждения. Невселение в жилое помещение, неоплата счетов за коммунальные услуги не свидетельствуют о нуждаемости истца при наличии возможности использования жилого помещения по назначению и заинтересованности в данном жилом помещении.
По приведенным основаниям суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Кузьмина О.Ю. могла быть принята на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не ранее чем через 5 лет со дня совершения намеренных действий по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения (то есть не ранее 2019 года), правовых оснований для постановки Кузьминой О.Ю. на учет в 2014 году для получения названной единовременной выплаты не имелось.
Суд первой инстанции также указал, что на момент постановки Кузьминой О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ее семья, состоящая из 4 человек, была обеспечена жилой площадью, а именно Кузьмина О.Ю. с 2005 года, ее супруг Кузьмин Е.В. с 2009 года, сын Кузьмин А.Е. с 2010 года, сын Господарев В.С. с 2005 года, зарегистрированы в принадлежащей на праве собственности матери Кузьминой О.Ю. - Горшковой Т.В. квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 50,8 кв. м. Кузьмина О.Ю. и члены ее семьи вселены в это жилое помещение как члены семьи собственника жилого помещения и имели равное с собственником право пользования. Суд первой инстанции отметил, что с учетом площади дома (41 кв. м), расположенного по адресу: <...>, на одного члена семьи истца приходилось по 20,41 кв. м, что больше нормы обеспеченности (18 кв. м), в связи с чем истец не являлась нуждающейся в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и апелляционное
определение суда апелляционной инстанции, не установила нарушения либо неправильного применения судебными инстанциями норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также кассационного суда общей юрисдикции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно
статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного федерального закона; далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей
(пункт 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
<1>.
--------------------------------
<1> Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие указанного федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями данного федерального закона, считаются в том числе супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
пункты 1,
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции на день обращения Кузьминой О.Ю. в УФСИН России по Алтайскому краю с рапортом о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - 17 декабря 2013 г.
<2>) определено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. В частности, к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (
подпункты "з",
"и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
--------------------------------
<2>
Пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в действующей редакции содержит аналогичное правовое регулирование.
В соответствии с
пунктом 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (
подпункт "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в качестве социальной гарантии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предусматривает такой вид обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании личного заявления сотрудника принимает решение о его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является несовершение им или членами его семьи перечисленных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, в числе иных отнесены действия, связанные с отчуждением сотрудником или членами его семьи жилых помещений или их частей. Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае совершения повлекших ухудшение жилищных условий действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Конституционный Суд Российской Федерации в
постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П
<3> указывал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную
статьями 45 (часть 1) и
46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (
абзац третий пункта 3.2 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
--------------------------------
<3> По делу о проверке конституционности
абзацев первого и
четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой.
Так, исходя из целей и задач государственной политики, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан (в настоящем деле - гражданина, проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в период службы в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий поставленного на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения), а также приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением уполномоченным органом единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выступает как слабая сторона, применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что имущественное положение такого гражданина будет значительно ухудшено. Иной подход к вопросу, связанному с реализацией гражданином права на меры социальной поддержки, вступал бы в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости, а также целями социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни.
При этом действующее правовое регулирование отношений по предоставлению социальных гарантий нуждающимся в улучшении жилищных условий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) не предполагает возможности формального применения его норм и уполномоченным органом, который должен проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере предоставления социальных гарантий сотрудникам (гражданам, уволенным со службы), имеющим право на них, и учесть особенности жизненной ситуации, в которой находится сотрудник (гражданин, уволенный со службы).
Следовательно, суду для исключения формального подхода при разрешении спора по иску гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в период службы поставленного на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, и оспаривающего правомерность решения уполномоченного органа о снятии его с этого учета, надлежит учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия уполномоченным органом решения о снятии гражданина с такого учета, но и иные заслуживающие внимания обстоятельства. В числе этих обстоятельств следующие: обстоятельства, послужившие основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты как на дату принятия уполномоченным органом решения о постановке сотрудника на такой учет, так и на дату принятия уполномоченным органом решения о его снятии с названного учета; срок, прошедший с даты постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, до даты принятия решения о его снятии с учета; представление сотрудником необходимых документов в целях получения единовременной социальной выплаты; действия уполномоченного органа по проверке этих документов на предмет определения права сотрудника на предоставление единовременной социальной выплаты.
Суды первой и апелляционной инстанций в настоящем деле неправильно применили приведенное правовое регулирование об условиях и о порядке предоставления сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, социальной гарантии в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также об основаниях снятия указанных лиц с учета для получения единовременной социальной выплаты, не учли правовую позицию, выраженную Конституционным Судом Российской Федерации в
постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, и, как следствие, подошли к разрешению данного спора формально.
В нарушение положений
статей 67,
71,
195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание всей совокупности обстоятельств, связанных с нуждаемостью Кузьминой О.Ю. в жилом помещении, в связи с чем пришли к неправомерному выводу о законности принятия 11 мая 2023 г. комиссией ФСИН России решения о снятии Кузьминой О.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по причине совершения ею намеренных действий по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 декабря 2013 г.) жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 41 кв. м.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили без надлежащей правовой оценки приводимые Кузьминой О.Ю. в судах первой и апелляционной инстанций доводы о том, что каких-либо действий по отчуждению дома с целью искусственного создания нуждаемости в жилом помещении и получения единовременной социальной выплаты в большем размере Кузьмина О.Ю. не совершала. Оформление Кузьминой О.Ю. права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону (30 декабря 2013 г.) и заключение договора купли-продажи дома (22 января 2014 г.) произошли после подачи Кузьминой О.Ю. рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (17 декабря 2013 г.) и до принятия комиссией ФСИН России решения о постановке ее на указанный учет (26 ноября 2015 г.). Фактически жилое строение по адресу: <...> было продано Г., (дед Кузьминой О.Ю.) 21 июня 2003 г. Ж. на основании расписки. Семья Ж. до 2013 года проживала в этом доме без оформления права собственности. 30 декабря 2013 г. Кузьмина О.Ю. зарегистрировала право собственности на жилой дом по просьбе семьи Ж., длительное время в нем проживавших, регистрация права собственности Кузьминой О.Ю. носила формальный характер. При принятии комиссией ФСИН России в 2015 году решения о постановке Кузьминой О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 20 апреля 2014 г. обстоятельств, препятствовавших ее постановке на учет, комиссией выявлено не было.
Кроме того, Кузьмина О.Ю., оспаривая в судах первой и апелляционной инстанций правомерность решения о снятии ее с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, указывала, что это решение уполномоченным органом принято по результатам проверки сведений и документов, представленных Кузьминой О.Ю. для получения единовременной социальной выплаты, только 11 мая 2023 г. Принятие комиссией ФСИН России такого решения по истечении 9 лет с момента постановки Кузьминой О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нарушает ее право на обеспечение жилым помещением как сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, учитывая и то обстоятельство, что за Кузьминой О.Ю. длительное время признавалось право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты. В период с 2014 года по настоящее время жилищные условия истца и членов ее семьи не улучшились. Кузьмина О.Ю., имея уверенность в том, что она состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты, в 2016 году приняла решение об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, и не может претендовать на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем лишена возможности улучшить свои жилищные условия. Какие-либо выводы судов первой и апелляционной инстанций об этих обстоятельствах, установленных в ходе разрешения настоящего спора, в принятых ими судебных постановлениях отсутствуют.
Между тем подобный подход уполномоченного органа к применению норм, регулирующих отношения по предоставлению сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, социальных гарантий в виде обеспечения жилыми помещениями, противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан, и подрывает доверие граждан к закону и действиям государства, нарушает общеправовой принцип справедливости, исключающий формальный подход к разрешению социально значимых вопросов. Данный принцип предполагает учет уполномоченным органом особенностей жизненной ситуации, в которой находится сотрудник (гражданин), и препятствует возложению на такого сотрудника (гражданина) бремени неблагоприятных последствий сложившейся ситуации, позволяя обеспечить справедливое соотношение прав и законных интересов этого сотрудника (гражданина) с правами и законными интересами органа государственной власти.
Вследствие неправильного применения норм материального права судами первой и апелляционной инстанций надлежащая правовая оценка таким действиям уполномоченного органа не дана.
Принимая во внимание изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанций о законности решения комиссии ФСИН России о снятии Кузьминой О.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, нельзя признать правомерным.
Судами первой и апелляционной инстанций допущены и другие нарушения норм права.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, определяющего порядок предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) социальной гарантии в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязательным условием для постановки такого сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о совершение им или членами его семьи перечисленных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении (в свою очередь основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты является установленный факт совершения им повлекших ухудшение жилищных условий действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение 5 лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что
статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливая ограничение в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если ими совершены умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, подлежит применению в системе действующего правового регулирования, в частности во взаимосвязи с
пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2018 г.
N 2972-О, от 26 апреля 2021 г.
N 749-О, от 27 октября 2022 г.
N 2803-О, от 26 сентября 2024 г.
N 2444-О и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть применена к спорным отношениям по настоящему делу, связанному с реализацией гражданином права на получение социальной гарантии в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).
Соответственно, при отсутствии в действиях сотрудника органов уголовно-исполнительной системы по отчуждению принадлежавшего ему жилого помещения недобросовестности (искусственного ухудшения жилищных условий), то есть злоупотребления правом, он не может быть снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Иное не отвечало бы целям и предназначению названной меры социальной поддержки, а также балансу конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая дело по требованиям Кузьминой О.Ю., оспаривавшей правомерность решения уполномоченного органа о снятии ее с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, неправильно истолковали и применили положения действующего законодательства о последствиях намеренного ухудшения сотрудниками (гражданами) своих жилищных условий. Судебные инстанции, по сути, ограничились лишь суждением о том, что приобретение Кузьминой О.Ю. в порядке наследования права собственности на жилой дом и прекращение ею этого права на основании договора купли-продажи, вне зависимости от того, при каких обстоятельствах происходило отчуждение жилого помещения, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий с целью искусственного создания нуждаемости в жилом помещении и возникновения оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это суждение судов первой и апелляционной инстанций не основано на установленных по делу обстоятельствах; каких-либо данных о том, что действия Кузьминой О.Ю. по отчуждению полученного в порядке наследования по закону жилого помещения предприняты ею в целях искусственного ухудшения своих жилищных условий, материалы дела не содержат.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает не соответствующим содержанию и смыслу правового регулирования отношений по предоставлению сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) социальной гарантии в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и предназначению этой меры государственной поддержки вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Кузьминой О.Ю. о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о возложении обязанности восстановить на таком учете.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе представителей Кузьминой О.Ю. по доверенности Третьякова И.В., Третьяковой О.Н. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования
статьи 379.6 и
частей 1 -
3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г. и
определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно
статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует принять во внимание изложенное и разрешить исковые требования Кузьминой О.Ю. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь
статьями 390.14,
390.15,
390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июля 2024 г. и
определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 г. по делу N 2-362/2024 Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в ином составе суда.