Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2025 N 88-10077/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 20.01.2025 N 33-474/2025 (УИД 16RS0042-03-2024-000914-94)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 20.01.2025 N 33-474/2025 (УИД 16RS0042-03-2024-000914-94)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2025 г. N 33-474/2025(33-16696/2024)
Судьи Гимазетдинова А.Ф. Учет 081г | Дело N 2-2845/2024 УИД 16RS0042-03-2024-000914-94 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сахиповой Г.А.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Падериной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО8 - ФИО9 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 апреля 2024 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периодов работ в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с исковым заявлением (уточненным в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОСФР по РТ) о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истец указал, что 17 декабря 2020 года в связи с наличием необходимого стажа работ он обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением ответчика в назначении пенсии на льготных основаниях ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что расчет указанного стажа произведен пенсионным органом неверно в связи с необоснованным исключением из него периода работы с 24 октября 1994 года по 17 марта 2006 года на аттестованных должностях в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, с 21 августа 2006 года по 31 декабря 2009 года в качестве пожарного в 4 отряде ГПС МЧС РТ, с 19 января 2010 года по 13 июня 2013 года в качестве старшего пожарного в филиале ФГУП "Ведомственная охрана объектов промышленности РФ".
По изложенным основаниям истец просил суд:
возложить на ответчика обязанность по включению приведенных выше спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по старости;
возложить на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 декабря 2020 года;
взыскать с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 5 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции истец С. и его представитель - П. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание суда первой инстанции не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец С., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в иске, представитель истца настаивает на изложенной в исковом заявлении правовой позиции, полагая, что предъявленные требования являются обоснованными и должны быть удовлетворены.
На судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (
часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с
частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 17 декабря 2020 года С., <...> года рождения, обратился в территориальный орган фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 3 марта 2021 года ... в назначении пенсии истцу было отказано, в том числе отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет, в бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 7 лет 6 месяцев 3 дня.
При этом периоды трудовой деятельности истца с 24 октября 1994 года по 17 марта 2006 года на аттестованных должностях в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, с 21 августа 2006 года по 31 декабря 2009 года в качестве пожарного в 4 отряде ГПС МЧС РТ, с 19 января 2010 года по 13 июня 2013 года в качестве старшего пожарного в филиале ФГУП "Ведомственная охрана объектов промышленности РФ" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, ответчиком включены не были.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных С. требований в части включения в соответствующий стаж оспариваемых периодов работы истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих характер работы истца в особых условиях труда.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.
Как следует из трудовой книжки истца, 24 октября 1994 года он принят на службу в органы внутренних дел. Согласно записи от 17 марта 2006 года, прослужил в пожарной охране непрерывно 11 лет 04 месяца 23 дня.
21 августа 2006 года принят на должность пожарного по вольному найму в 4-ый отряд государственной противопожарной службы МЧС Республики Татарстан, 31 декабря 2009 года уволен по собственному желанию.
19 января 2010 года принят пожарным в филиал "Татарстан" ФГУП "Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, 1 марта 2010 года переведен старшим пожарным, 13 июня 2013 года уволен по собственному желанию.
Согласно справке N 182 от 16 декабря 2020 года, выданной ФГБУ "Управление договорных подразделений ФПС ГПС по РТ", на С. в период прохождения службы с 24 октября 1994 года по 17 марта 2006 года не распространялось обязательное пенсионное страхование.
Установлено, что С. являлся в спорный период аттестованным сотрудником органа внутренних дел, относился к рядовому и (или) начальствующему составу органов внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно
подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла
статей 14,
88 и
90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Приняв во внимание, что период с 24 октября 1994 года по 17 марта 2006 года является периодом службы истца в органах внутренних дел, суд обоснованно отказал во включении этого периода в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что периоды службы в подразделениях противопожарной службы МЧС РТ подлежат включению в специальный стаж истца, также не являются основанием для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что для исчисления стажа на соответствующих видах работ по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанным
Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда; начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно положениям Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на 1 марта 2005 года) Федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы государственного пожарного надзора; пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (
статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
С учетом приведенных норм права, правом на досрочную страховую пенсию по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как указано в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 года, на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
И в представленных справках и по представленным сведениям индивидуального персонифицированного учета, работодатель не относит работу истца к работе в должности, предусмотренной Списком должностей указанных работников утвержденным
Постановлением Правительства РФ N 437 от 18 июня 2002 года. Работодатель не представил корректирующих сведений в ОСФР по РТ и после обращения истца в суд.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную в качестве обоснования предъявленного иска, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основанием к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 199,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 апреля 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО2 - ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 января 2025 года.