Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2024 N 88-9117/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 26.12.2023 по делу N 33-11423/2023 (УИД 42RS0005-01-2023-003302-48)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности учреждения установлены нарушения, последствием которых может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 26.12.2023 по делу N 33-11423/2023 (УИД 42RS0005-01-2023-003302-48)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности учреждения установлены нарушения, последствием которых может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Решение: Отказано.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2023 г. по делу N 33-11423/2023
Дело N 2-2692/2023~М-2538/2023
УИД 42RS0005-01-2023-003302-48
Судья: Неганов С.И.
Докладчик: Савинцева Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Савинцевой Н.А.,
и судей: Борисенко О.А., Лемза А.А.,
при секретаре Ч.М.,
с участием прокурора Распопина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Савинцевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области-Кузбассу, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службы исполнения наказаний Ч.О.ЮА. на решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 19 сентября 2023 года по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
установила:
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах РФ и неопределенного круга обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, мотивируя требованиям тем, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в июне 2023 года установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ ИК - 40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ФКУ ИК-40).
В нарушение требований
части 2 статьи 1,
статей 10,
82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ),
пункта 1 части 1 статьи 6,
части 1 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Эвакуационные пути и выходы",
пунктов 2 (1),
25,
54,
409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, в здании общежития N 1 и административном здании жилой зоны на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение в соответствии с требованиями закона; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдаются проектные решения: в здании цеха промышленной зоны учреждения, в котором расположены участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы объемно-планировочные решения не соответствуют объемно-планировочным решениям, указанным в проекте системы пожарной сигнализации <данные изъяты> от 2012 год, то есть, на указанные объекты с учетом существующих объемно-планировочных решений не разработана и отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объектов в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; на объекты защиты промышленной зоны учреждения отсутствует техническая документация, подтверждающая пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, а именно электрощитовой цеха прочей продукции, распределительной подстанции N основного цеха.
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности выявлялись Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в мае 2023 года, в связи с чем, 30.05.2023 начальнику ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Последствием выявленных нарушений может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Выявленные нарушения
закона администрацией ФКУ ИК-40 не оспариваются и подтверждаются материалами прокурорской проверки, представлением прокуратуры.
Согласно
подпунктов 1,
2 пункта 15 раздела 3 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 N 518 - в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу входит: обеспечение законности в подведомственных учреждениях и безопасности лиц, находящихся на территориях; обеспечение безопасности объектов подведомственных учреждений; разработка и реализация мер по обеспечению противопожарного режима на подведомственных учреждениях; эксплуатация и техническое обслуживание имущества подведомственных ему учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
В соответствии с пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 N 1314, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям уголовно-исполнительной системы; осуществление контроля за обеспечением прав осужденных; осуществление разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности и предупреждению пожаров на объектах учреждений, органов уголовно-исполнительной системы; осуществление технического обслуживания имущества уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
Администрацией ФКУ ИК-40 самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также, в связи с тем, что финансирование ФКУ ИК-40 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу и ФСИН России поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанных вышестоящих организаций, в связи с чем данные вышестоящие организации привлечены в качестве соответчиков.
С учетом уточнения в порядке
ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) исковых требований просил суд:
- обязать ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до 30.11.2023 организовать проведение мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности;
- обязать ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до 30.10.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-40 для проведения мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности;
- обязать ФСИН России в срок до 30.09.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу для проведения мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности.
Определением Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 20.07.2023 года к участию в деле в порядке
ст. 43 ГПК РФ, привлечено Главное Управление МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 19 сентября 2023 года постановлено:
"Исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до 20.02.2024 организовать проведение мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до 20.01.2024 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-40 для проведения мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности.
Обязать ФСИН России в срок до 20.12.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу для проведения мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности".
В апелляционной жалобе представитель ответчиков Ч.О.ЮА., действующая на основании доверенностей, просит решение отменить. Указывает, что понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к его компетенции. Суд первой инстанции не имел правовых оснований для удовлетворения уточненных требований, поскольку в представленных в суд документах отсутствуют данные нарушения. Вместе с тем, представителем апеллянтов в материалы дела представлены доказательства наличия и разработки исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объектов в виде проектных решений. Суду первой инстанции представлен акт проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений от 28.04.2023. Несмотря на то, что представитель третьего лица ходатайствовал об отложении дела слушанием для выезда экспертной лаборатории для дачи оценки работоспособности систем оповещения с учетом объемно-планировочных решений, специалист не выезжал в ФКУ ИК-40, оценку работоспособности систем оповещения не давал. Помещения электрощитовой цеха прочей продукции, распределительной подстанции N основного цеха, расположенных в производственных помещениях, не категорируется, следовательно, техническая документация, подтверждающая пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной опасности, не требуется. Указывает также, что представителем апеллянтов было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания для направления запроса с целью истребования сведений о наличии (отсутствии) проектной документации и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, т.к. такое требование, как наличие технической документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности могло быть предъявлено только при наличии у ответчиков проектной документации, однако судом первой инстанции указанное ходатайство было незаконно оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Ч.О.ЮА., действующая на основании доверенностей, наставая на доводах апелляционной жалобы, просила решение отменить и в иске прокурору отказать.
Прокурор Распопин А.В. и представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу Ч.Н., действующая на основании доверенности, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчиков Ч.О.ЮБ., прокурора Распонина А.В. и представителя третьего лица Ч.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с
ч. 1 -
2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, в том числе гарантированные
ст. 7 Конституции РФ и
ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и несут персональную ответственность за соблюдение данных требований.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно со специалистами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в части соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
В результате проведенной проверки установлены нарушения требований
ст. 82 УИК РФ,
п. 1 ч. 1 ст. 6,
ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Эвакуационные пути и выходы",
пп. 25,
54,
409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479. В здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение в соответствии с требованиями закона; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдаются проектные решения: в здании цеха промышленной зоны учреждения, в котором расположены участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы объемно-планировочные решения не соответствуют объемно-планировочным решениям, указанным в проекте системы пожарной сигнализации 50-12-ПС от 2012 год, то есть, на указанные объекты с учетом существующих объемно-планировочных решений не разработана и отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объектов в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; на объекты защиты промышленной зоны учреждения отсутствует техническая документация, подтверждающая пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, а именно электрощитовой цеха прочей продукции, распределительной подстанции N основного цеха.
В соответствии с
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
ст. 64,
ч. 1 ст. 82,
ч. 7 ст. 83,
ч. 12 ст. 84,
ч. 1.1 и
1.2 ст. 97 Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проекта документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которые были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
На момент проектирования и постройки здания общежития N в 1969 году действовали строительные нормы и правила части II нормы строительного проектирования, утвержденные по поручению Совета Министров ССР Государственным комитетом Совета Министров ССР по делам строительства для обязательного применения с 1 января 1955 г. всеми министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных Республик СНИП II-В.6, предусматривающие следующее.
Параграф 5 п. 1 аварийное освещение надлежит устраивать в тех случаях, когда оно необходимо для продолжения работы или для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения.
Параграф 5 п. 4 аварийное освещение, необходимое для эвакуации людей из помещений, должно предусматриваться: в производственных помещениях с числом работающих более 50, если при прекращении рабочего освещения может возникнуть опасность травматизма вследствие продолжения работы производственного оборудования или в связи с наличием в помещении мест, опасных для прохода людей; в проходных помещениях, пожарных проездах, коридорах и на лестницах, служащих для эвакуации людей из производственных зданий с числом работающих более 50; по основным проходным помещениям (вестибюли, гардеробные, коридоры и т.п.) в зданиях общественного назначения, где возможно пребывание более 50 человек; в отдельных помещениях, где одновременно может находиться более 100 человек (большие аудитории, красные уголки и т.п.); в детских комнатах, садах и яслях вне зависимости от числа лиц, пребывающих в здании; на лестницах жилых домов, имеющих более 5 этажей.
Современные нормы
СП 1.13130.2020 не устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования СНИП II-В.6, что не противоречит
ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ, в связи с чем, они подлежат применению в отношении ФКУ ИК-40 в рассматриваемых правоотношениях.
В соответствии с
п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" настоящие
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. В
п. 54 установлено, что при монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. В данном случае в здании цеха объемно-планировочные решения не соответствуют объемно-планировочным решениям, указанным в проекте системы пожарной сигнализации 50-12-ПС от 2012 года.
Таким образом, проектные решения не соблюдены, так как изменены объемно-планировочные решения, то есть, изменена планировка.
В соответствии с
п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов. В соответствии с
ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
В соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 6,
табл.23,
табл.24 ч. 2 -
3 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с
СП 12.13130.
Помещения пожароопасных категорий, кроме категорий В4 и Д, следует отделять от других помещений и коридоров в зданиях I, II и III степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - противопожарными перегородками 2-го типа, если иное не предусмотрено настоящим
сводом правил и (или) другими нормативными документами. Для перегородок 1-го типа
табл. 23 ч. 2 Закона N 123-ФЗ предусмотрен тип заполнения проемов не ниже 2-го типа
табл. 24 ч. 3 Закона N 123-ФЗ.
Таким образом, требования по пределу огнестойкости (типу) заполнения проемов в противопожарных преградах установлен
п. 1 ч. 1 ст. 6,
табл. 23,
табл. 24 ч. 2 -
3 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 5.1.2 СП 4.13130.2013, что и установлено п. 25 ППР РФ.
В соответствии с
ч. 2 ст. 4 Закона N 123-КФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" является нормативно-правовым актом, таким образом обязательно для исполнения.
В письме МЧС России от 30 декабря 2020 г. N указано, что в соответствии с п. 25 ППР в РФ устанавливается необходимость хранения на объекте защиты документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов в случае установления к ним требований пожарной безопасности.
Из взаимосвязи положений
ч. 11.1 ст. 55,
ч. 7 -
8,
13 ст. 55.24,
ч. 3 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ при эксплуатации зданий следует необходимость собственника иметь на объекте документацию, связанную с характеристиками строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
30.05.2023 года Кемеровским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в пределах полномочий, предоставленных законом, руководителю ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства, однако, выявленные прокурором нарушения противопожарного законодательства ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу устранены в досудебном порядке не были.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что ответчиками в нарушение положений
ст. 56 ГПК РФ не были представлены допустимые, достоверные и достаточные доказательства, опровергающие доводы прокурора о допущенных нарушениях требований противопожарного законодательства в деятельности ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, и учитывая, что несоблюдение требований пожарной безопасности ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу может привести к недопустимому риску в области обеспечения безопасности жизни и здоровью людей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в части обязания ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу организовать проведение мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития N и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, установив в соответствии со
ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения решения в данной части до 20.02.2024.
Соглашаясь с решением суда об удовлетворении иска к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, судебной коллегией отмечается, что отсутствие аварийного освещения на путях эвакуации в здании общежития N и административного здания жилой зоны, как и отсутствие исполнительной документации на установку и системы противопожарной защиты объектов в виде проектных решений объемно-планировочным решениям эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности вследствие проектных решений в здании цеха промышленной зоны учреждения (в котором расположен участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы), а также отсутствие документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, равно как и отсутствие документов, подтверждающих пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, являются прямым нарушением противопожарных правил и норм, и создают угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков об отсутствии основания для удовлетворения иска к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, судебной коллегией отклоняются, так как в нарушение положений
ст. 56 ГПК РФ ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и в суде апелляционной инстанции ответчиками не представлено доказательства об отсутствии указанных в иске прокурора нарушений противопожарных правил и норм в деятельности данного исправительного учреждения.
При этом, несогласие ответчиков с оценкой доказательств, произведенной судом в соответствии с требованиями
ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены обжалуемого судебного акта об удовлетворении иска к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу быть не может.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения суда в части удовлетворения иска к ФСИН России и Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу об обязании в установленный судебным решением срок организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для исполнения решения суда и выполнения возложенных на учреждение решением мероприятий.
В соответствии с положениями
ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу
ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из
пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Одной из основных задач ФСИН России является в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями
(пункт 3).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы
(пункт 5).
Согласно пункту 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет:
- обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;
- безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации;
- материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
- полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации
(абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным
кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим
кодексом (
абзац 38 статьи 6 БК РФ).
В
статье 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (
абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 74 БК РФ предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
На основании
пункта 4 статьи 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным
кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
На основании положений
статьи 158 БК РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В свою очередь ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в соответствии с Положением о нем, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 N 518, является территориальным органом ФСИН России и распорядителем (получателем) бюджетных средств, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по отношению к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в его полномочия входит доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Возлагая на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обязанность организовать материально-техническое и финансовое обеспечение, т.е. фактически обеспечить финансирование заявленных в иске прокурора мероприятий, суд первой инстанции инстанций не учел требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета (ФСИН России), а также распорядителя бюджетных средств (ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу), предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на них функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данных органов, и допустил тем самым нарушение установленного
ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Понуждение ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу к финансированию заявленных в иске мероприятий, а также установление срока, в течение которого указанным органом должно быть осуществлено финансирование ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа, являющегося применительно к положениям
ст. 6 БК РФ, как уже указано выше, распорядителем (получателем) бюджетных ассигнований главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в данной части, с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении требований прокурора к ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.
определила:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 19 сентября 2023 года - в части удовлетворения исковых требований к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу и Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании организовать материально-техническое и финансовое обеспечение - отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
Исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу и Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании организовать материально-техническое и финансовое обеспечение, - оставить без удовлетворения в полном объеме.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Н.А.САВИНЦЕВА
Судьи
О.А.БОРИСЕНКО
А.А.ЛЕМЗА
Апелляционное определение в мотивированной форме составлено 29.12.2023