Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2025 N 88-14569/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ивановского областного суда от 10.02.2025 по делу N 33-301/2025 (УИД 33RS0003-01-2024-000844-09)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных) в период нахождения в командировке; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истцы полагают, что на основании Указа Президента РФ за период их нахождения в служебной командировке на территории Луганской Народной Республики им должны быть выплачены дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные).
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.
Апелляционное определение Ивановского областного суда от 10.02.2025 по делу N 33-301/2025 (УИД 33RS0003-01-2024-000844-09)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных) в период нахождения в командировке; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истцы полагают, что на основании Указа Президента РФ за период их нахождения в служебной командировке на территории Луганской Народной Республики им должны быть выплачены дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные).
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2025 г. по делу N 33-301/2025
Дело N 2-1017/2024
УИД 33RS0003-01-2024-000844-09
Судья Синягин Р.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Смирнова Д.Ю., судей Чайки М.В., Егоровой Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чайки М.В. дело по апелляционной жалобе ФИО5, ФИО4 на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 22 мая 2024 г. по гражданскому делу по иску ФИО5, ФИО4 к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных) в период нахождения в командировке, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установила:
ФИО1 Р.И. и ФИО2 А.Н. обратились во Фрунзенский районный суд <адрес> с исками к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ВЮИ ФИО3), в котором просили суд: взыскать задолженность по выплате суточных за период фактического нахождения на территории Луганской Народной Республики в служебной командировке в УФСИН ФИО6 по Луганской Народной Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 231840 рублей (каждому истцу), проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23750,71 рублей (каждому истцу), взыскать оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей (каждому истцу).
Иск мотивирован тем, что истцы проходят службу в должности старшего преподавателя кафедры организации режима и надзора юридического факультета ВЮИ ФИО3, являются ветеранами боевых действий. ФИО1 Р.И. является майором внутренней службы, ФИО2 А.Н. является подполковником внутренней службы.
ФИО3 ВЮИ ФИО3 N-км от ДД.ММ.ГГГГ "О командировании личного состава ВЮИ ФИО3" и ФИО3 ВЮИ ФИО3 N-км от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в ФИО3 ВЮИ ФИО3 N-км от ДД.ММ.ГГГГ "О командировании личного состава ВЮИ ФИО3" истцы были направлены в служебную командировку в УФСИН ФИО6 по Луганской Народной Республике сроком на 30 суток, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
За период нахождения в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцам были произведены только выплаты согласно п. 1 Приложения N ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации" в размере 200 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные, праздничные дни, дни нахождения в пути, а всего в сумме 6000 рублей за 30 дней командировки.
Вместе с тем, истцы полагают, что на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N за период их нахождения в служебной командировке на территории Луганской Народной Республики им должны быть выплачены дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8480 рублей за каждый день.
В соответствии с письмом Правового управления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ исх. N выплата суточных в размере 8480 рублей на истцов не распространяется.
По мнению истцов, указанное письмо, по сути, отказывает им в выплате суточных в необходимом размере и недвусмысленно отражает незаконную правовую позицию о нераспространении на сотрудников уголовно-исполнительной системы Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФИО3.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело N по иску ФИО4 к Федеральному казанному образовательному учреждению высшего образования "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний (ВЮИ ФИО3) о взыскании задолженности по выплате суточных за период фактического нахождения на территории Луганской Народной Республики в служебной командировке, процентов за пользование чужими денежными средствами и гражданское дело N по иску ФИО5 к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании суточных за период нахождения в служебной командировке, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, объединены в одно производство.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 22 мая 2024 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 Р.И. и ФИО2 А.Н. к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных) в период нахождения в командировке, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов отказано.
С решением не согласились истцы ФИО1 Р.И. и ФИО2 А.Н., в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи (ВКС) с <адрес> судом представитель истцов ФИО2 А.Н., ФИО1 Р.И. адвокат ФИО12 в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи (ВКС) с <адрес> судом представитель ответчика ФКО УВО Владимирский юридический институт ФИО3; третьего лица ФИО3 по доверенностям ФИО13 по доводам апелляционной жалобы возражала, решение суда полагала постановленным при правильном определении судом имеющих значение для дела обстоятельств.
Истцы ФИО1 Р.И., ФИО2 А.Н. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке
главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.
В соответствии с
ч. 3 ст. 167,
ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Согласно
статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 ВЮИ ФИО3 "О командировании личного состава ВЮИ ФИО3" от ДД.ММ.ГГГГ N-км ФИО1 Р.И., ФИО2 А.Н. командированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН ФИО6 по ЛНР.
ФИО3 ВЮИ ФИО3 "О внесении изменений в ФИО3 ВЮИ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-км "О командировании личного состава ВЮИ ФИО3" от ДД.ММ.ГГГГ N-км
абзац 1 пункта 1 ФИО3 ВЮИ ФИО3 "О командировании личного состава ВЮИ ФИО3" от ДД.ММ.ГГГГ N-км изложен в следующей редакции: командировать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом времени в пути) в <адрес> народная Республика (УФСИН ФИО6 по Луганской народной Республике).
Согласно списку сотрудников образовательных организаций ФИО3, командируемых в ГУФСИН ФИО6 по Донецкой Народной Республике, УФСИН ФИО6 по Луганской Народной Республике поименованы ФИО2 А.Н., ФИО1 Р.И. (место командирования УФСИН ФИО6 по Луганской Народной Республике).
В соответствии с командировочным удостоверением N ВЮИ ФИО1 Р.И. командирован в УФСИН ФИО6 по Луганской народной Республике, убыл в командировку ДД.ММ.ГГГГ, прибыл из командировки ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с командировочным удостоверением N ВЮИ ФИО2 А.Н. командирован в УФСИН ФИО6 по Луганской народной Республике, убыл в командировку ДД.ММ.ГГГГ, прибыл из командировки ДД.ММ.ГГГГ.
Из справок УФСИН ФИО6 по Луганской Народной Республике от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 А.Н., ФИО1 Р.И. выполняли служебные задачи в УФСИН ФИО6 по Луганской Народной Республике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ВЮИ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ФИО3 ВЮИ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-км "О командировании личного состава ВЮИ ФИО3" ФИО2 А.Н. и ФИО1 Р.И. были командированы в Луганскую народную Республику в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За период нахождения в командировке им были возмещены командировочные расходы в сумме 100500 рублей каждому, в том числе суточные расходы в сумме 6000 рублей, исходя из расчета 200 рублей в сутки; расходы на проживание в сумме 94500 рублей, исходя из расчета 3500 рублей в сутки.
Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе N от ДД.ММ.ГГГГ заключен между ВЮИ ФИО3 и ФИО1 Р.И. на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе N от ДД.ММ.ГГГГ заключен между ВЮИ ФИО3 и ФИО2 А.Н. на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом оценки представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального
закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федерального
закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",
Приказа Минюста России от 23.08.2022 года N 168, а также
Указа Президента Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 752 "Об особенностях командирования отдельных категорий лиц на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", Федерального
закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации",
Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" и
Постановления Правительства РФ от 24.03.2007 N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы", установил, что должности, занимаемые истцами, не являются должностями, поименованными в
Указе Президента РФ от 17.10.2022 N 752, соответственно, положения названого
Указа на истцов не распространяются.
Также, суд пришел к выводу, что положения
Постановления Правительства РФ от 28.10.2022 N 1915 на истцов не распространяются, поскольку истцы не являются работниками учреждения, подведомственного федеральному государственному органу, принимавшими непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истцов дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных) в период нахождения в командировке, поскольку они не основаны на законе.
Поскольку исковые требования ФИО1 Р.И. и ФИО2 А.Н. о взыскании процентов являются производными от исковых требований о взыскании с ответчика дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных), в удовлетворении которых отказано, соответственно, суд признал указанные исковые требования также не подлежащими удовлетворению.
Изложенные выводы суда первой инстанции следуют из анализа совокупности представленных сторонами и исследованных доказательств, оцененных судом в соответствии с правилами
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Федеральным
законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (
пункты 1 и
3 статьи 2).
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (далее - Положение), установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В силу пункта 8 названного положения в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, ФСИН России вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование.
Служба в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС) включена в систему государственной службы, на сотрудников которой возложены задачи по контролю и надзору за лицами, совершившими преступления.
Согласно
п. 4 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в
Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" к работникам УИС отнесены сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие, рабочие и служащие.
В соответствии с
пунктами 1,
6 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным
законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным
законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу
части 1 статьи 3 данного закона регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, данным федеральным
законом,
Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным
законом N 283-ФЗ и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, данным федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно
ст. 24 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным
законом "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.
Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Частью 2 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным
законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (
часть 18 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
Приказом ФСИН России от 15.09.2020 N 659 "О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" (далее - Приказ ФСИН N 659) утвержден
Порядок и размер возмещения дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
(приложение N 1); в соответствии с которым возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (далее - суточные расходы) в период служебной командировки на территории Российской Федерации (далее - служебные командировки), сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - сотрудники) осуществляется в размере 200 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути.
В целях социальной защищенности лиц, командированных на территории новых субъектов Российской Федерации,
Указом Президента Российской Федерации от 17.10.2022 N 752 "Об особенностях командирования отдельных категорий лиц на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Указ N 752) установлено повышенное гарантийное обеспечение должностных лиц и работников в период их нахождения в служебных командировках на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Согласно
подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 17.10.2022 N 752 дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
В
письме Минтруда России от 14.07.2023 N 28-7/10/В-10836 "О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 17.10.2022 N 752 "Об особенностях командирования отдельных категорий лиц на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" разъяснено, что
Указом N 752 установлены особенности командирования на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей для следующих категорий сотрудников:
лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
федеральных государственных гражданских служащих;
работников федеральных государственных органов, замещающих должности, которые не являются должностями федеральной государственной гражданской службы;
прокурорских работников и иных работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.
В период такой командировки сотрудникам: выплачивается денежное вознаграждение (денежное содержание) в двойном размере; возмещаются суточные в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в командировке.
Кроме того,
постановлением Правительства России от 28.10.2022 N 1915 (далее - Постановление N 1915) определены правила командирования на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей для следующих категорий сотрудников:
работников организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам;
работников других организаций, которые участвуют в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры.
В период командировки таким сотрудникам: выплачивается средний заработок в двойном размере. Он рассчитывается в соответствии с
Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2007 N 922; возмещаются суточные в размере 8480 руб. за каждый день нахождения в командировке; работодатель вправе выплачивать безотчетные суммы в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что истцам не могут быть выплачены дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), за каждый день нахождения в служебной командировке в Луганской народной Республике в размере 8480 рублей, судебная коллегия признает обоснованными.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы истцов в части того, что дополнительные расходы, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные) в связи с нахождением в служебной командировке подлежат взысканию на основании Постановления
Постановление Правительства РФ от 28.10.2022 N 1915 "Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" в связи с тем, что, по мнению истцов, занимаемые ими должности относятся к работникам учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, исходя из следующего.
Нормы и порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений, определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (
ч. 2,
3 ст. 168 ТК РФ, п. п. 11,
16 Положения о командировках).
Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам федеральных государственных учреждений установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений".
При этом из
постановления Правительства РФ от 28.10.2022 N 1915 "Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" следует, что за работниками в период нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов Российской Федерации сохраняется средняя заработная плата (средний заработок), рассчитанная в соответствии с
Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", выплачивается в двойном размере.
Порядок выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы командировочных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 553 "О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "
Положением о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции").
Истцы ФИО2 А.Н. и ФИО1 Р.И. являются сотрудником уголовно-исполнительной системы, которым выплачивается денежное довольствие, а не заработная плата.
При этом судебная коллегия отмечает, что на истцов положения
постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" не распространяются, поскольку выплата денежного довольствия регулируется специальными законами.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истцы с учетом занимаемых ими должностей относятся к кругу лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, следовательно, противоположный вывод суда неверен, поскольку такой вывод не только противоречит смыслу и содержанию
Указа Президента Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 752, но и не согласуется с другими подзаконными актами Российской Федерации, принятыми в целях реализации данного Указа Президента, а именно
постановлению Правительства Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 1915, отклоняются судебной коллегией, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и соответствуют правовой позиции истцов при рассмотрении дела судом первой инстанций и являются переоценкой фактов установленных судебным решением, субъективным мнением о них лица, подавшего жалобу, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами
статей 12,
56 и
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что истцы в период направления в командировку проходили службу в уголовно-исполнительной системе и занимаемая ими должность "старший преподаватель" относится к должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, по которой предусмотрено присвоение специального звания, однако такая должность "старший преподаватель" не относится к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, федеральным государственным гражданским служащим, работника федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, прокурорским работникам и иным работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что истцами принимались меры для обеспечения жизнедеятельности населения в зоне специальной военной операции, что предусмотрено положениями
Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2022 г. N 1915, не свидетельствует о наличии фактических оснований для признания неправильными выводов суда, поскольку позиция истцов по делу основана на неверном толковании норм материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно иной оценки доказательств не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права принято законное и обоснованное решение и оснований предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ к его отмене не имеется, а доводы жалобы фактически направленные на иную оценку доказательств, таковыми служить не могут.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 22 мая 2024 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5, ФИО4 - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2025 г