Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2025 N 17АП-13208/2024-АК по делу N А50-11159/2024
Требование: О признании незаконными действий (бездействия) по приему, диспетчеризации и контролю прохождения сигнала о пожаре в зданиях и последующему осуществлению телефонного звонка, по непринятию мер по организации экстренного реагирования на сообщения о пожарах в зданиях и проведению аварийно-спасательных работ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2025 N 17АП-13208/2024-АК по делу N А50-11159/2024
Требование: О признании незаконными действий (бездействия) по приему, диспетчеризации и контролю прохождения сигнала о пожаре в зданиях и последующему осуществлению телефонного звонка, по непринятию мер по организации экстренного реагирования на сообщения о пожарах в зданиях и проведению аварийно-спасательных работ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Содержание
Что касается доводов в отношении использования частот, которые не подлежат использованию, суд первой инстанции обоснованно учел данные доводы, в том числе с учетом наличия вступившего в законную силу судебного акта, которым признана незаконной деятельность регионального оператора в отношении одной из используемых частот. В то же время само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оспариваемого бездействия, поскольку бездействие заинтересованного лица по непринятию (отсутствию) мер по организации экстренного реагирования на информацию о пожаре: прием и обработка сообщений о пожаре, поступающих от систем пожарных сигнализаций в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в автоматическом режиме, в соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", опровергается материалами дела
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2025 г. N 17АП-13208/2024-АК
Дело N А50-11159/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2025 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Воронова Н.В., паспорт, доверенность от 01.09.2023, диплом;
от заинтересованного лица, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю: Власов Д.А., служебное удостоверение, доверенность от 01.07.2024, диплом;
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Цифровые системы безопасности": Дуняшева Н.В., паспорт, доверенность N 7 от 27.11.2023, диплом;
от третьего лица, Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление государственной противопожарной службы Пермского края": Мормуль В.В. (начальник ГКУ ПК "Управление государственной противопожарной службы Пермского края"), паспорт; Соколов А.В., паспорт, доверенность N 2 от 09.01.2025, диплом,
в качестве слушателя: Марков Р.А., паспорт,
от иных лиц: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично.
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью СК "Пермтехбезопасность",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 ноября 2024 года
по делу N А50-11159/2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью СК "Пермтехбезопасность" (ОГРН: 1165958117280, ИНН: 5906144586)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН: 1065902059123, ИНН: 5902293442);
о признании незаконными действий (бездействий),
заинтересованное лицо: Прокуратура Пермского района Пермского края
третьи лица: Министерство территориальной безопасности Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "Цифровые системы безопасности", Государственное казенное учреждение Пермского края "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" (ОГРН: 1085948001996, ИНН: 5948035042),
установил:
в Арбитражный суд Пермского края из Пермского районного суда Пермского края в порядке подсудности поступило дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью СК "Пермтехбезопасность" (далее - заявитель):
- о признании незаконными действия Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" (далее также - ГКУ ПК "Управление государственной противопожарной службы Пермского края") по приему диспетчеризации и контролю прохождения сигнала о пожаре в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и последующему осуществлению телефонного звонка в пункт связи "01" ГУ МЧС России по Пермскому краю, в том числе на платной основе;
- о признании незаконным бездействия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее также - ГУ МЧС России по Пермскому краю), выразившегося в непринятии (отсутствии) мер по организации экстренного реагирования на сообщения о пожарах в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и проведения аварийно-спасательных работ на территории Пермского края, в том числе, непринятии (отсутствии) мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, несвоевременному направлению в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Определением суда от 17.05.2023 заявление было принято к производству.
Определением суда от 09.07.2024 в порядке
ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство территориальной безопасности Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "Цифровые системы безопасности".
Определением суда от 23.09.2024 в порядке
ст. 49 АПК РФ уточнение требований ООО СК "Пермтехбезопасность" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, приняты в следующей редакции: признать незаконным бездействие Главного управления МЧС России по Пермскому краю по непринятию (отсутствию) мер по организации экстренного реагирования на информацию о пожаре: прием и обработка сообщений о пожаре, поступающих от систем пожарных сигнализаций в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в автоматическом режиме, в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Обязать Главное управление МЧС России по Пермскому краю принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих по организации экстренного реагирования на информацию о пожаре в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Тем же определением суда в принятии уточнений и включении новых требований ООО СК "Пермтехбезопасность" к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю в части требований о признании незаконным бездействие Главного управления МЧС России по Пермскому краю по непринятию (отсутствию) мер по надзору и контролю в результате нарушения требований технических регламентов при использовании в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 технических средств, запрограммированных для автоматизации передачи информации о пожаре, неисправности, состоянии систем комплексной безопасности объектов в подразделения ГКУ ПК "УГПС Пермского края", нарушения процессов проектирования, монтажа, наладки, эксплуатации систем пожарных сигнализаций в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 отказано, поскольку заявитель в нарушение положений
статьи 49 АПК РФ заявил новое требование, которое ранее им не заявлялось.
Тем же определением суда ходатайство заявителя об отказе от требования в части признания незаконными действий ГКУ ПК "УГПС Пермского края" по приему, диспетчеризации и контролю прохождения сигнала о пожаре в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и последующему осуществлению телефонного звонка в пункт связи "01" ГУ МЧС России по Пермскому краю, в том числе, на платной основе, удовлетворено, производство по делу в указанной части прекращено.
Поскольку заявитель отказался от требований к ГКУ ПК "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" и его отказ принят судом, суд определением от 23.08.2024 исключил из числа ответчиков Государственное казенное учреждение Пермского края "Управление государственной противопожарной службы Пермского края"; Государственное казенное учреждение Пермского края "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" в порядке
ст. 51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 ноября 2024 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, требования общества удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, решение суда незаконно и необоснованно, так как судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В обоснование жалобы апеллянт приводит ссылки на нормы права, и их толкование. По мнению общества, содержание приведенных в жалобе правовых норм подтверждает обоснованность его позиции. По мнению апеллянта, судом первой инстанции необоснованно не учтено, что информационная система, предназначенная для передачи по каналам связи информации (извещений) о ЧС или пожаре может использовать только частотный ресурс, выделенный Министерством обороны РФ МЧС России для реализации им функции по своевременному реагированию на возникновение пожаров с целью их ликвидации; все оборудование, применяемое МЧС России в информационной системе, должно быть на снабжении и во владении МЧС России и работать на выделенных частотах; любое оборудование, не находящееся на снабжении и во владении МЧС России, применяться в информационной системе, предназначенной для передачи по каналам связи информации (извещений) о ЧС или пожаре, не может; использование частот, выделенных для МЧС России частотными органами Министерства обороны РФ, любыми другими пользователями не допускается. Также общество считает, что суд при рассмотрении дела безосновательно проигнорировал решение от 14 мая 2024 г. по делу N 2а-1127/2024, которым Пермский районный суд признал деятельность ГКУ ПК "УГПС Пермского края" по приему дублирующего сигнала о возникновении пожара от зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, с использованием ПАК "Стрелец-Мониторинг" незаконной. По мнению общества, в настоящее время сложилась ситуация, при которой ГКУ ПК "УГПС Пермского края" организовало подключение к РЭС неизвестного происхождения в подразделениях ГКУ ПК "УГПС Пермского края" социально значимых объектов с массовым пребыванием людей, заведомо зная о том, что отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии оценки соответствия на технические средства, размещенные в подразделениях ГКУ ПК "УГПС Пермского края", о составе, назначении, технических характеристиках РЭС, размещенных в подразделениях ГКУ ПК "УГПС Пермского края"; о наличии проектной документацию на построение сетей связи с использованием РЭС, размещенных в подразделениях ГКУ ПК "УГПС Пермского края"; о соответствии РЭС, размещенных в подразделениях ГКУ ПК "УГПС Пермского края", обязательным требованиям к специальному пожарно-техническому оборудованию, предназначенному для приема сигналов о пожаре от систем пожарной сигнализации объектов защиты. Несмотря на то, что Главное управление МЧС России по Пермскому краю не привело аргументированной правовой позиции относительно отказа от организации экстренного реагирования на информацию о пожаре, поступающую от систем пожарных сигнализаций в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в автоматическом режиме в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ, в том числе, не представило оснований для демонтажа приемного оборудования, поставленного ГУ МЧС России по Пермскому краю в порядке централизованных закупок МЧС России по государственному оборонному заказу, оснований для отключения систем пожарной сигнализации 3600 объектов классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 от приемного оборудования в ГУ МЧС России по Пермскому краю, оснований для подключения систем пожарной сигнализации объектов с массовым пребыванием людей к техническим средствам ГКУ ПК "УГПС Пермского края", доставку сообщений электросвязи в подразделения которого осуществляет ООО "Цифровые системы безопасности", не имеющее лицензии оператора связи на "пиратских" радиочастотах, суд, по мнению апеллянта, фактически освободил ГУ МЧС России по Пермскому краю от обязанности предоставлять доказательства, подтверждающие его позицию, а доказательства, представленные обществом, надлежащим образом не оценил.
Также общество представило письменные пояснения к апелляционной жалобе, настаивает на обоснованности своей правовой позиции и наличии оснований для удовлетворения требований.
Заинтересованное лицо и третьи лица с жалобой не согласны по мотивам, указанным в письменных отзывах, решение суда первой инстанции считают законным, оснований для его отмены не усматривают.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, представители иных лиц против жалобы возражали по мотивам, указанным в письменных отзывах.
Иные лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб, представителей в судебное заседание не направили, жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "СК "ПермТехБезопасность" имеет бессрочную лицензию N 59-Б/00497 от 27 апреля 2017 г. на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В 2012 г. в Федеральный
закон N 123-ФЗ включена
часть 7 статьи 83: "Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации".
Федеральным
законом от 14.07.2022 N 276-ФЗ:
-
часть 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ изложена в новой редакции: "системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре";
-
статья 83 Федерального закона N 123-ФЗ дополнена
пунктом 7.1: "требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности".
ГУ МЧС России по Пермскому краю, по мнению заявителя, не обеспечило наличие средств, предназначенных для приема в автоматическом режиме информации о возникновении пожара на объектах с массовым пребыванием людей в соответствии с
частью 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, следствием чего стало: невозможность со стороны руководителей объектов защиты (3600 учреждений с массовым пребыванием людей), проектировщиков и лицензированных в области пожарной безопасности организаций исполнения требований
ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗи не направление и/или несвоевременное направление ГУ МЧС России по Пермскому краю в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом, как указывает заявитель, исполнение требований
ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ в части приема сообщений о пожаре должно быть обеспечено Главным управлением МЧС России, как владельцем сети связи специального назначения, путем организации радиосети для передачи извещений о пожаре и технических сигналов в Центральный пункт пожарной связи территориального пожарно-спасательного гарнизона, получения частот для работы данной радиосети, регистрации РЭС в органах ФСБ России, обеспечения мер по защите оперативной информации и заключения государственного контракта на выполнение работ и (или) оказание услуг связи в целях обеспечения приема сообщений о пожаре в автоматическом режиме, с оператором связи.
По мнению заявителя, бездействие Главного управления МЧС России по Пермскому краю при выполнении своих задач и функций в данном случае предполагает отсутствие и не совершение действий и мероприятий, прямо предусмотренных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и ведомственными актами МЧС России по организации экстренного реагирования на сообщения о пожарах и ЧС.
Как указывает заявитель, бездействие Главного управления МЧС России по Пермскому краю по выполнению обязанностей в области обеспечения пожарной безопасности на территории Пермского края является незаконным, поскольку Главное управление МЧС России по Пермскому краю имеет возможность совершить необходимые мероприятия для организации экстренного реагирования на сообщения о пожаре в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, поступающие в автоматическом режиме, и применять для этого соответствующее оборудование, однако не сделало этого, чем нарушило права и законные интересы Общества, поскольку последнее при осуществлении своей лицензированной деятельности не имеет права на монтаж и техническое обслуживание технических средств, предназначенных для дублирования сигнала о пожаре в ГКУ ПК "УГПС Пермского края", как не отвечающих требованиям безопасности.
Полагая, что указанное бездействие нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции оснований для удовлетворения требований не установил, посчитал, что факт незаконного бездействия заинтересованного лица не доказан.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке
статьи 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с
частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Исходя из положений статьи 32 названного федерального закона к вышеуказанным классам функциональной пожарной опасности относятся: Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Как указано выше, по мнению общества, непринятие заинтересованным лицом мер по организации экстренного реагирования на информацию о пожаре: прием и обработка сообщений о пожаре, поступающих от систем пожарных сигнализаций в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в автоматическом режиме, в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", свидетельствует о незаконности соответствующего бездействия заинтересованного лица.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
статье 18 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, в частности, относится: нормативное правовое регулирование в пределах компетенции; утверждение порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с
частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Основные задачи, функции и полномочия Главного управления МЧС России по Пермскому краю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах определены
Приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030) (далее - Положение ГУ).
При этом ни Федеральным
законом N 69-ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), ни Положением ГУ Главному управлению МЧС России по Пермскому краю не представлено полномочий по проектированию и организации порядка дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с
частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Данными полномочиями в соответствии с вышеприведенными положениями
статьи 18 Федерального закона N 69-ФЗ наделено Правительство Пермского края.
Во исполнение соответствующих полномочий Постановлением Правительства Пермского края от 28 февраля 2023 г. N 138-п утвержден Порядок организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Пермского края.
Порядок организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Пермского края
В приложении 1 к настоящему Порядку утверждена форма, согласно которой органы в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления, утвердившего настоящий Порядок, направляют региональному оператору перечни объектов защиты. В приложении 2 утверждена форма заявления, направляемая руководителями государственных и муниципальных объектов защиты региональному оператору для подключения к оборудованию системы передачи извещений, находящемуся в управлении регионального оператора (пункт 2.2 Порядка).
Указанный порядок обжаловался ООО СК "Пермтехбезопасность" в судебном порядке. Решением Пермского краевого суда от 30.11.2023 года от 30 ноября 2023 г. по делу N 3а-394\2023 в удовлетворении заявления ООО СК "Пермтехбезопасность" было отказано.
В соответствии с
п. 1.1.,
1.2.,
2.1. Постановления Правительства Пермского края от 28 февраля 2023 г. N 138-п "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделении пожарной охраны на территории Пермского края" настоящий
Порядок определяет основы организации деятельности по обеспечению дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с
частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) на территории Пермского края.
В качестве регионального оператора указанный порядок называет государственное казенное учреждение Пермского края "Управление государственной противопожарной службы Пермского края", обеспечивающее прием, диспетчеризацию и контроль прохождения дублирующего сигнала о пожаре в свои подразделения от объектов защиты, функции учредителя которых выполняют органы исполнительной власти Пермского края и органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Также указанным порядком предусмотрено, что передача дублирующего сигнала о возникновении пожара от государственных и муниципальных объектов защиты осуществляется в подразделения пожарной охраны регионального оператора.
Доводы общества о том, что МЧС России и входящие в его систему территориальные органы и подразделения являются органами обеспечения безопасности государства, что означает отсутствие у субъектов Российской Федерации полномочий по передаче государственных функций территориального органа МЧС России иным лицам, в том числе Региональному оператору, были предметом судебного рассмотрения. Вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда, на которое указано выше, установлено, в том числе, следующее.
Статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
В соответствии со
статьей 5 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" противопожарная служба субъектов Российской Федерации входит в состав Государственной противопожарной службы и наравне с подразделениями федеральной противопожарной службы выполняет задачи пожарной охраны, организует и осуществляет тушение пожаров и проведение проведения аварийно-спасательных работ.
Законом Пермского края от 24 ноября 2006 г. N 31-КЗ "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае" (статей 4, 5, 15) предусмотрено, что противопожарная служба Пермского края является составной частью государственной противопожарной службы. Полномочия и функции подразделений противопожарной службы Пермского края определены в уставах государственных краевых учреждений. Материально-техническое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы Пермского края осуществляется в порядке и по нормам, установленным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края в лице Министерства территориальной безопасности Пермского края.
Согласно Уставу Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" целью его деятельности является обеспечение пожарной безопасности на территории Пермского края в пределах компетенции, установленной законодательством. Предметом его деятельности является организация и осуществление профилактики пожаров на охраняемой территории Пермского края (пункт 2.2.1), организация и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ на территории Пермского края. Для достижения указанной цели государственное казенное учреждение осуществляет следующие виды деятельности организация и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и реагирование на чрезвычайные ситуации и другие оперативные события в порядке, установленном нормативными и распорядительными документами в территориальном и местном пожарно-спасательных гарнизонах (пункт 2.3.12); обеспечение работоспособности автоматизированных систем приема и регистрации сигналов о пожаре от систем автоматической пожарной сигнализации объектов защиты, в том числе пожарного мониторинга, включая обработку сигналов и их диспетчеризацию (пункт 2.3.1.22.)
Исходя из положений приведенных норм, ГКУ ПК "УГПС Пермского края" выполняет функции пожарной охраны, принимает сообщения о пожаре, может использовать оборудование пожарного мониторинга для автоматизации передачи и сообщения о пожаре, включая обработку сигналов и их диспетчеризацию. Указанные обстоятельства подтверждаются и
постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2020 г. N 17АП-937\2020-АК.
Позиция общества о том, что региональный оператор - ГКУ ПК "УГПС Пермского края" не вправе принимать сообщения в соответствии с
частью 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, поскольку не может быть владельцем сети связи специального назначения также не приняты во внимание Пермским краевым судом.
Что касается доводов общества относительно проектирования систем передачи извещений о пожаре, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
В соответствии с
частью 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" перечень нормативных правовых актов и нормативных документов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования пожарной безопасности, размещается на сайте МЧС России.
В соответствии с пунктом 24 требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре, утвержденных Приказом МЧС России от 24 ноября 2022 г. N 1173 (зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 30.11.2022, регистрационный N 71239) (содержится в Перечне на сайте), автоматизированное рабочее место диспетчера (далее - АРМ) должно быть установлено в помещении пункта связи части пожарно-спасательного подразделения, обеспечивающего направление сил и средств к месту вызова в границах соответствующего муниципального образования, в соответствии с расписанием выезда.
При этом указанное требование по установке АРМ в помещении пункта связи части пожарно-спасательного подразделения не содержит исключительности о виде пожарной охране, следовательно, дублирование сигнала о пожаре в подразделения любого вида пожарной охраны.
В соответствии со статьей 5 Закона Пермского края от 24 ноября 2006 г. N 31-КЗ "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае" одной из основных задач противопожарной службы Пермского края являются организация дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Пермского края.
Приказом МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 утвержден Боевой
устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ").
Боевой устав подразделений пожарной охраны определяет порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.
В соответствии с п. 8 Боевого Устава, боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР.
Согласно п. 10 Боевого Устава боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:
боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:
прием и обработка сообщения о пожаре;
выезд и следование к месту пожара;
В соответствии с п. 16 Боевого устава, для приема сообщений о пожарах и ЧС используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и телефонные номера приема сообщений о пожарах "01", "101", по иным выделенным каналам связи.
Прием и обработка сообщения о пожаре осуществляются диспетчером (должностным лицом, на которого возложены функции по приему и обработке сообщения о пожаре) центрального пункта пожарной связи территориального, местного гарнизона, подразделения пожарной охраны, единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований, и включают в себя:
прием от заявителя информации о пожаре и ее регистрацию (адрес места пожара или иные сведения о месте пожара, наличие и характер опасности для жизни и здоровья людей, сведения об организации, в которой возник пожар, фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя);
оценку полученной информации (проведение разведки пожара, исходя из полученной информации с момента получения сообщения до ликвидации пожара);
принятие решения о направлении к месту пожара сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР).
В соответствии с п. 17 Боевого устава, при поступлении сообщения о пожаре диспетчеру гарнизона, диспетчеру ДДС, информация немедленно передается диспетчеру подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого находится место пожара.
Диспетчер подразделения пожарной охраны при приеме сообщения о пожаре обязан:
включить сигнал тревоги, не прерывая разговора, а в ночное время - дополнительное освещение помещений, установить адрес места пожара, фамилию, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя, наличие и характер опасности для жизни и здоровья людей, сведения об организации, в которой возник пожар, а также иные сведения о пожаре;
заполнить путевку для выезда на пожар (ЧС) с копиями по количеству выезжающих отделений;
передать начальнику караула (руководителю дежурной смены) путевку, план (карточку) тушения пожара (при их наличии) и сообщить имеющиеся сведения об организациях, характере пожара, состоянии противопожарного водоснабжения, перекрытых проездах к месту пожара;
информировать диспетчера гарнизона и других должностных лиц гарнизона о выезде караула, направлении дополнительных сил и средств, сведениях, поступивших с места пожара, о возвращении караула;
установить и поддерживать связь с караулом, повторить адрес вызова;
выяснить при помощи справочной документации, а также служб жизнеобеспечения, оперативно-тактические особенности организаций, уровень загазованности, радиационную обстановку, предполагаемые изменения метеоусловий и при получении указанных сведений немедленно докладывать о них диспетчеру гарнизона и начальнику караула;
информировать орган государственного пожарного надзора о выезде караула на пожар.
В соответствии с п. 19 Боевого Устава, выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:
при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;
при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;
по внешним признакам пожара;
при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.
Исходя из положений Федерального
закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Положение ГУ, боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100) ГКУ ПК "УГПС Пермского края" выполняет функции пожарной охраны наравне с Главным управлением МЧС России по Пермскому краю с учетом распределения полномочий по соглашению, принимает сообщения о пожаре, может использовать оборудование по дублированию сигнала о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны для автоматизации передачи и сообщения о пожаре.
Иного из материалов дела не следует, судам не доказано.
Общество, предъявляя требования к системе передаче извещений о пожаре, ссылается на законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, данные доводы судом первой инстанции правомерно отклонены, в том числе с учетом предмета настоящего спора.
Что касается доводов в отношении использования частот, которые не подлежат использованию, суд первой инстанции обоснованно учел данные доводы, в том числе с учетом наличия вступившего в законную силу судебного акта, которым признана незаконной деятельность регионального оператора в отношении одной из используемых частот. В то же время само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оспариваемого бездействия, поскольку бездействие заинтересованного лица по непринятию (отсутствию) мер по организации экстренного реагирования на информацию о пожаре: прием и обработка сообщений о пожаре, поступающих от систем пожарных сигнализаций в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в автоматическом режиме, в соответствии с
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", опровергается материалами дела.
Претензии общества относительно порядка реализации соответствующих полномочий органом исполнительной власти Пермского края не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований.
При изложенных выше обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно отказано.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является обоснованным, доводы жалобы об обратном подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Несогласие апеллянта с выводами суда основанием для отмены судебного акта не является.
Соответственно, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате госпошлины по жалобе подлежат отнесению на ее заявителя (
ст. 110 АПК РФ).
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11 ноября 2024 года по делу N А50-11159/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.С.ГЕРАСИМЕНКО
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
В.Н.ЯКУШЕВ