Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2025 N 17АП-169/2025-АК по делу N А60-55595/2024
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2025 N 17АП-169/2025-АК по делу N А60-55595/2024
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2025 г. N 17АП-169/2025-АК
Дело N А60-55595/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2025 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации городского округа Рефтинский,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 декабря 2024 года
по делу N А60-55595/2024
по заявлению Администрации городского округа Рефтинский (ИНН 6603004461, ОГРН 1026600631408)
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890), государственному инспектору Асбестского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтенский по пожарному надзору Козыревой Любови Владимировне
о признании недействительным предписания N 2405/005-66/67-В/ПВП от 25.06.2024,
установил:
администрация городского округа Рефтинский (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, государственному инспектору Асбестского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтенский по пожарному надзору Козыревой Любови Владимировне (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС по СО) о признании недействительным предписания N 2405/005-66/67-В/ПВП от 25.06.2024.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать предписание незаконным.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы администрации в сфере иной экономической деятельности, незаконно возлагает на администрацию обязанности. По пункту 1 предписания указывает, что территория населенного пункта городского округа Рефтинский граничит с лесными участками Сухоложского лесничества в составе земель государственного лесного фонда (далее - лесные участки). Сформированные в границах территории земельные участки, находящиеся в частной собственности непосредственно (вплотную) примыкают к лесным участкам, что исключает возможность создания противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров на землях населенных пунктов без использования земель лесного фонда. Решение о конкретных видах противопожарных мероприятий, в том числе о разрубке противопожарных разрывов на землях лесного фонда и создании противопожарных минерализованных полос на землях лесного фонда, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений. Исходя из изложенного, считает, что требования п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 14 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" администрацией нарушены не были. По пункту 2 предписания указывает, что утвержденная в настоящее время схема теплоснабжения и водоотведения городского округа Рефтинский устанавливает сроки по обеспечению улиц в данном секторе - до 2030 года, в связи с чем, установленный органом государственного пожарного надзора срок предписания установлен произвольно и не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и принятому в соответствии с ним муниципальному правовому акту "Схема водоснабжения и водоотведения". Считает, что срок устранения, указанный в предписании, заведомо неисполним. По пункту 3 предписания указывает, что в предписании не указано конкретное место нарушения, не содержится конкретного указания на местоположение, где необходимо устранить нарушения. К представлению не представлено точных координат свалок мусора, фотографий и т.д. из которых возможно установить место нарушения. Считает, что в материалы дела не представлено доказательств того, что невозможно установить и не установлено лицо, которое является собственником отходов. Собственниками отходов на участке 66:69:0101001:425, участке по координатам 57.091; 61.668 являются: МУ "Центр культуры и искусства городского округа Рефтинский", пользователи гаражных кооперативов на смежных земельных участках, которые длительное время складировали данный мусор. Таким образом, указывает, что администрация не является лицом, производящим отходы.
ГУ МЧС по СО отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (решения) N 2405/005-66/67-В/РВП от 30.05.2024 ГУ МЧС России по СО в период с 17.06.2024 по 25.06.2024 проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 24.11.2023 N 24/1, срок исполнения которого истек 24.04.2024 г. и в связи с истечением срока исполнения предписания N 3 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 19.04.2024 N 2404/005-66/14-В/ПВП, срок которого в отношении Администрации истек 17.05.2024.
Контрольное (надзорное) мероприятие проведено в рамках осуществления государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки N 2405/005-66/67-В/АВП от 25.06.2024, в отношении Администрации выдано спорное предписание N 2405/005-66/67-В/ПВП от 25.06.2024 об устранении нарушений.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности и на Администрацию возложена обязанность по их устранению до 31.10.2024.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям, направлено на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел, предметом оспаривания в которых являются предписания органов, наделенных контрольными функциями, в предмет доказывания входит наличие у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, оценка предписания на предмет соответствия требованиям законодательства и соблюдение прав заявителя вынесением предписания.
В пункте 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В силу пункта 3 Положения МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы.
На территории Свердловской области территориальным органом, осуществляющим управление гражданской обороной, является Главное управление МЧС России по Свердловской области.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований выдано уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий.
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 21 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; вопросы местного значения-вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе местная администрация, которая обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся:
4) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа;
25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
26) утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установлении ми требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона о пожарной безопасности под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу статьи 10 Закона о пожарной безопасности финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 8 Закона Свердловской области от 15.07.2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области" органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов путем: 1) создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; 2) создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; 3) оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; 4) организации и принятия мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; 5) принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; 6) включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; 7) оказания содействия органам государственной власти Свердловской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установления особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Также, в соответствии со ст. 6 Устава городского округа Рефтинский к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что ГУ МЧС по СО в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены следующие нарушения:
- вокруг территории населенного пункта пгт. Рефтинский, органами местного самоуправления, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры. Нарушение было выявлено ранее. Номер предписания 24/1 от 24.11.2023. Место выявления нарушения: пгт. Рефтинский (п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479) (пункт 1 предписания);
- на территории пгт. Рефтинский (ул. М.Жукова, ул. Сиреневая, ул. 50 лет Победы, ул. Черемуховая, ул. Васильковая, ул. Соловьиная) органами местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Нарушение было выявлено ранее. Номер предписания 24/1 от 24.11.2023. Место выявления нарушения: пгт. Рефтинский. (п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"; ч. 3, ст. 4, п.п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 62, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") (пункт 2 предписания);
- в лесопарковой зоне (кадастровый номер земельного участка 66:69:0101001:425) и на территории общего пользования (по координатам 57.091; 61.668) в пгт. Рефтинский, имеются свалки отходов, допускается несвоевременная уборка сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и покос травы. Нарушение было выявлено ранее. Номер предписания 2404/005-66/14-В/ПВП от 19.04.2024. Место выявления нарушения: пгт. Рефтинский. (п. 65, 67, 68, 69, 70, 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479) (пункт 3 предписания).
Указанные обстоятельства, свидетельствующие, по мнению ГУ МЧС по СО, о нарушениях заявителем Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, явились основанием для выдачи администрации предписания N 2405/005-66/67-В/ПВП от 25.06.2024.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт нарушения заявителем требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, оснований для признания предписания незаконным не усмотрел.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для иных выводов не усматривает, при этом исходит из следующего.
В отношении пункта 1 предписания судом первой и апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно абзацу 70 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила N 1479) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Доводы заявителя о том, что территория населенного пункта городского округа Рефтинский граничит с лесными участками Сухоложского лесничества в составе земель государственного лесного фонда (далее - лесные участки), что, по мнению администрации, свидетельствует об отсутствии нарушения требований п. 70 Правил N 1479, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду следующего.
Так, суд правомерно констатировал, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, Устава городского округа Рефтинский именно на Администрацию возлагается обязанность по созданию и обновлению противопожарных минерализованных полос или иных противопожарных барьеров.
Кроме того, суд обоснованно отметил, что предписание не содержит конкретных требований по устранению выявленного нарушения. В случае невозможности, как пояснил ГУ МЧС по СО, создания минерализованных полос, во исполнение предписания заявителем может быть установлен иной противопожарный барьер, на что также указано в п. 1 предписания.
В отношении пункта 2 предписания судом первой и апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно абзацу 75 Правил N 1479 органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Доводы заявителя в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, фактически не оспаривающего нарушение, сводятся к тому, что утвержденная в настоящее время схема теплоснабжения и водоотведения городского округа Рефтинский устанавливает сроки по обеспечению улиц в данном секторе - до 2030 года, в связи с чем, по мнению апеллянта, установленный органом государственного пожарного надзора срок предписания установлен произвольно и не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и принятому в соответствии с ним муниципальному правовому акту "Схема водоснабжения и водоотведения".
Вместе с тем, указанный довод был предметом оценки суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка в решении суда.
Так, суд обоснованно исходил из того, что само по себе создание и утверждение Схемы, в отсутствие в ней расчетов на наружное пожаротушение, количества источников наружного противопожарного централизованного водоснабжения и водоотведения для существующего и нового жилищного комплекса, а также для объектов социально-культурного и рекреационного назначения не подтверждает выполнение заявителем установленной законом обязанности по обеспечению наличия запасов воды для целей пожаротушения.
Исходя из представленной ГУ МЧС по СО схеме, пожарные гидранты частного сектора ГО Рефтенский в настоящее время расположены только в одной его части, на ул. Дружбы, ул. Родниковая и ул. Энтузиастов, в остальной части (ул. М.Жукова, ул. Сиреневая, ул. 50 лет Победы, ул. Черемуховая, ул. Васильковая, ул. Соловьиная), источники наружного противопожарного водоснабжения отсутствуют, что значительно осложняет тушение пожара в населенном пункте и увеличивает риски перехода природных пожаров на частный сектор.
Доводы о неисполнимости предписания правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку предписание не содержит конкретных требований по устранению выявленного нарушения, до 2030 года заявитель может принять иные меры по обеспечению ГО Рефтенский источником наружного противопожарного водоснабжения, в том числе по созданию искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, и др.).
В отношении пункта 3 предписания судом первой и апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно абзацу 65 Правил N 1479 запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.
В соответствии с абзацем 67 Правил N 1479 правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов (абзац 68 Правил N 1479).
Согласно абзацу 69 Правил N 1479 на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения. Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов (абзац 74 Правил N 1479).
Доводы администрации о том, что в предписании не указано конкретное место нарушения, не содержится конкретного указания на местоположение, где необходимо устранить нарушения, что администрация не является лицом, производящим отходы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены в силу следующего.
Так, заинтересованным лицом в спорном предписании указаны географические координаты и наименование населенных пунктов и улиц, на которых выявлены нарушения, позволяющие достоверно определить земельные участки.
Представленной в материалы дела фототаблицей, протоколом осмотра от 25.06.2024 подтверждается нарушение заявителем Правил N 1479. Осмотр проводился с участием представителя Администрации, нарушения были выявлены и зафиксированы в присутствии уполномоченного лица, что заявителем не оспорено.
На основании п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Одновременно, согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, в данном случае - Администрацией городского округа Рефтинский.
Администрацией, не представлено каких-либо доказательств того, что отраженные в пункте 3 предписания места относятся к индивидуальным застройкам, а не к территориям общего пользования.
Устранение мусора и отходов напрямую относится к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны осуществляться Администрацией.
Вопреки позиции заявителя, предписание не содержит требование об обязании устранять свалку мусора, которую организовали иные лица за счет бюджета городского округа. Администрация городского округа Рефтинский, как орган местного самоуправления, вправе принять меры для устранения нарушения, в том числе путем обращения к лицам, допустившим свалку с требованием о приведении территории в надлежащее состояние и др.
Более того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что в материалы дела представлено письмо заявителя N 2859 от 27.06.2024, согласно которому во исполнение ранее выданного предписания предпринимаются меры, в том числе по ликвидации свалок и сухой травянистой растительности. Как пояснил государственный инспектор Козырева Л.В. в суде первой инстанции, 20.06.2024 в адрес контролируемого лица было направлено требование о предоставлении документов во исполнение предписания N 24/1 от 24.11.2023 в течение 3 суток с момента получения, однако, на момент составления акта проверки от 25.06.2024, данные сведения не были представлены, в связи с чем, требования вновь были включены в пункты спорного предписания, как неисполненные.
Нарушений законодательства при проведении внеплановой выездной проверки, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, судами не установлено.
С учетом изложенного требования заявителя являются необоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции правомерно отказано, предписание ГУ МЧС по СО N 2405/005-66/67-В/ПВП от 25.06.2024 признано соответствующим действующему законодательству, выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям, направлено на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2024 года по делу N А60-55595/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.С.ГЕРАСИМЕНКО
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
В.Н.ЯКУШЕВ