Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2025 N 16-325/2025 (УИД 74RS0002-01-2023-006869-55)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено; из постановления должностного лица, а также из решения суда исключен вывод о нарушении обществом требований п. 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2025 N 16-325/2025 (УИД 74RS0002-01-2023-006869-55)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено; из постановления должностного лица, а также из решения суда исключен вывод о нарушении обществом требований п. 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614.
Содержание
Должностным лицом установлено, что 27 апреля 2023 года в 13 часов 45 минут в квартале 62 выделах 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 33, 36, 37, 38, 39, 41 Вязовского участкового лесничества Усть-Катавского лесничества произошел лесной пожар на землях лесного фонда. 29 апреля 2023 года составлен акт N 2 о лесном пожаре, площадь лесного пожара 64 га, потери в результате пожара, древесина породы "Береза" на корню 7774 м3, причина возникновения пожара - переход огня с полосы отвода железной дороги (линейный объект)
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2025 г. N 16-325/2025(16-5282/2024)
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хорошевская М.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя ГКУ "Челябинсклес" на решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 декабря 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Российские железные дороги",
установил:
постановлением заместителя руководителя ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области" (ГКУ "Челябинсклес"), заместителя старшего государственного лесного инспектора от 29 августа 2023 года N 57 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Российские железные дороги" (далее также общество) прекращено на основании
пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 декабря 2023 года указанное постановление должностного лица изменено, из постановления исключены выводы о виновности общества в совершении административного правонарушения, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя ГКУ "Челябинсклес" просит решение судьи Центрального районного суда от 21 декабря 2023 года отменить, оставив постановление должностного лица без изменения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2025 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Должностным лицом установлено, что 27 апреля 2023 года в 13 часов 45 минут в квартале 62 выделах 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 33, 36, 37, 38, 39, 41 Вязовского участкового лесничества Усть-Катавского лесничества произошел лесной пожар на землях лесного фонда. 29 апреля 2023 года составлен акт N 2 о лесном пожаре, площадь лесного пожара 64 га, потери в результате пожара, древесина породы "Береза" на корню 7774 м3, причина возникновения пожара - переход огня с полосы отвода железной дороги (линейный объект).
На основании данных обстоятельств, должностное лицо пришло к выводу, что ОАО "Российские железные дороги" нарушило
пункт 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности), за которое предусмотрена административная ответственность
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
При этом должностное лицо, сославшись на
пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), муниципального контроля", пришло к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Российские железные дороги" по
части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении на основании
пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда согласились с выводами должностного лица, исключив из постановления выводы о виновности ОАО "Российские железные дороги" в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, с вынесенным по делу постановлением должностного лица, решением судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии с
пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, административная ответственность за нарушение, совершение административного правонарушения, которое вменено обществу, не вносилось.
Требования
пункта 37 Правил пожарной безопасности как на момент, описанный в протоколе об административном правонарушении, так и на момент рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении является действующим.
С учетом изложенного, оснований для применения положений
части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих случаи, при которых закон имеет обратную силу, и
пункта 5 части 1 статьи 24.5 названного кодекса не имелось.
Таким образом, такое рассмотрение дела не отвечает требованиям
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а принятое судьей Центрального районного суда решение является преждевременным.
Вывод должностного лица о наличии оснований для прекращения производства по делу сделан без учета требований
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями
пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным
кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных должностным лицом ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно
пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и
статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
В соответствии с
пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного
кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 29 августа 2023 года N вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации в отношении ОАО "Российские железные дороги", решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 декабря 2023 года, подлежит изменению путем указания на прекращение производства по делу на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Указанные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с
абзацем 3 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 года N 5 в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений
статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (
пункт 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Однако, в постановлении должностного лица и мотивировочной части судебного акта судьи районного суда содержатся выводы о доказанности вины ОАО "Российские железные дороги" в нарушении требований
пункта 37 Правил пожарной безопасности.
Учитывая, что производство по делу об административном правонарушении было прекращено, установление вины общества в нарушении требований
Правил пожарной безопасности не отвечает положениям
статей 1.5,
24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы о виновности лица, поэтому выводы должностного лица, а также судьи районного суда, приведенные в мотивировочной части решения, о нарушении обществом
Правил пожарной безопасности подлежат исключению из постановления и мотивировочной части судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя руководителя ГКУ "Челябинсклес", заместителя старшего государственного лесного инспектора от 29 августа 2023 года N решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 декабря 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации в отношении ОАО "Российские железные дороги", изменить, исключить из постановления должностного лица, а также из решения судьи вывод о нарушении ОАО "Российские железные дороги" требований
пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
М.В.ХОРОШЕВСКАЯ