Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2025 N 16-85/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2025 N 16-85/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2025 г. N 16-85/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу Р. на постановление государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципального районов по пожарному надзору от 11 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 23 апреля 2024 года, решение судьи Тюменского областного суда от 10 июня 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Архитектор" Р.,
установил:
постановлением государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципального районов по пожарному надзору от 11 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 23 апреля 2024 года (N 12-207/2024), решением судьи Тюменского областного суда от 10 июня 2024 года (N 21-180/2024), председатель садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Архитектор" (далее - СНТСН "Архитектор") Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Р. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Тюменскому и Нижнетавдинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области 1 и 9 июня 2021 года при проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением законодательства пожарной безопасности на территории СНТСН "Архитектор", расположенного по адресу: <...> км Ялуторовского тракта, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории указанного СНТСН.
Так, в протоколе об административном правонарушении было указано на нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, части 3 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года и пунктов 4.7, 5.8 СП 53. 13330.2019 Свода правил планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)".
Изложенное явилось основанием для привлечения Р. постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя без изменения вынесенное в отношении Р. постановление, судьи районного и областного судов пришли к заключению о необоснованном вменении Р. нарушений, изложенных в пунктах 3 и 5 постановления должностного лица, а именно по периметру границы с лесным участком не проведена минерализованная полоса установленной ширины; не соблюдено расстояние от границы территории ведения садоводства до лесных массивов менее чем 15 метров, ссылаясь на вынесенное апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 30 октября 2023 года о признании незаконными пунктов 3, 5 предписания от 9 июня 2021 года и пунктов 3, 5 представления от 11 июня 2021 года, в отношении указанных нарушений. В то же время, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу о том, что необеспечение территории товарищества пожарной мотопомпой, не оборудование наружным пожарным водоисточником с круглогодичным забором воды, неосуществление обустройства пожарного водоисточника площадкой с твердым покрытием для установки пожарного автомобиля (пункты 1, 2, 4 постановления), нашли свое подтверждение материалами дела, в связи с чем пришли к заключению о наличии в действиях Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Р. квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Тюменской области N 210-п от 19 апреля 2021 года в Тюменской области с 19 апреля 2021 года введен особый противопожарный режим.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарнотехнической продукции и продукции общего назначения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при условии выполнения требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года N 618/пр утвержден СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (далее СП 53.13330.2019).
В соответствии с пунктом 5.8 СП 53.13330.2019 для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, м3, при числе участков: до 300 - от 25 до 60 (водоемы или резервуар); при 301 участке и более - 60 (водоем).
При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей.
Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330.
В противопожарных целях садоводства должны иметь в зависимости от количества участков: до 300 - одну переносную мотопомпу; от 301 до 1000 - одну прицепную мотопомпу; более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп.
Для хранения мотопомп (и противопожарного инвентаря) следует предусматривать помещение площадью не менее 10 кв. метра.
Согласно пункту 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов t* Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В силу пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" СП 53.13330.2019 является нормативным документом по пожарной безопасности. При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также одного из условий, перечисленных в ч. 1 ст. 6 названного закона. К числу таких условий относится выполнение требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности, включенных в перечень.
Таким образом, допускается несоблюдение СП 53.13330.2019, который применяется на добровольной основе, но только в том случае, если выполнение технического регламента подтверждено другим способом.
Поскольку СНТСН "Архитектор" не подтверждено выполнение технического регламента иным способом, председателю СНТСН "Архитектор" Р. правомерно вменено нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, части 3 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.8 СП 53.13330.2019, в связи с необеспечением территории товарищества пожарной мотопомпой, не оборудование наружным пожарным водоисточником с круглогодичным забором воды, неосуществление обустройства пожарного водоисточника площадкой с твердым покрытием для установки пожарного автомобиля (пункты 1, 2, 4 постановления).
Доводы жалобы о том, что апелляционным определением Тюменского областного суда от 30 октября 2023 года по делу N 2а-2040/2023 пункты 3, 5 представления N 153 от 11 июня 2021 года и предписания N 94/1/1 от 9 июня 2021 года признаны незаконными, являлись предметом проверки при пересмотре постановления должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях Р. вмененного состава административного правонарушения.
Указание в жалобе на то, что распоряжение о проведении проверки не содержит в перечне именно СНТСН "Архитектор", а содержит только сведения об СНТ Архитектор на территории Тюменской области, также являлись предметом проверки судьей областного суда и обоснованно отклонено. Как верно установлено судьей областного суда, указанные доводы не свидетельствуют о незаконности проведенной проверки и вынесенного должностным лицом постановления, поскольку в Тюменской области есть только один 21-й км Ялуторовского тракта, о проведении внеплановой, выездной проверки от 28 мая 2021 года N 94 Р., как председатель СНТСН "Архитектор" была уведомлена 28 мая 2021 года, указанная проверка фактически и проводилась на территории указанного товарищества в присутствии Р.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей о виновности Р. в совершении административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину Р., допустившей наличие данных нарушений.
Приведенные заявителем в рассматриваемой жалобе доводы аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно были признаны несостоятельными с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Р. к административной ответственности, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который вопреки доводам жалобы, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципального районов по пожарному надзору от 11 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 23 апреля 2024 года, решение судьи Тюменского областного суда от 10 июня 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Архитектор" Р., оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
О.А.КОКОЕВА