Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 N 88А-3123/2025 (УИД 43RS0003-01-2024-003099-75)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что на территории деревни и поселка объекты защиты и находящиеся на них здания и сооружения не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения, не имеют устроенных подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 N 88А-3123/2025 (УИД 43RS0003-01-2024-003099-75)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что на территории деревни и поселка объекты защиты и находящиеся на них здания и сооружения не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения, не имеют устроенных подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Решение: Удовлетворено.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2025 г. N 88А-3123/2025
Дело N 2-2350/2024
УИД 43RS0003-01-2024-003099-75
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А.,
судей Дементьевой Н.Р., Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 декабря 2024 года кассационную жалобу администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда города Кирова от 26 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 20 ноября 2024 года по делу N 2-2350/2024 по исковому заявлению прокурора города Кирова к муниципальному образованию "город Киров" в лице администрации города Кирова о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, мнение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т., представляющего административного истца, об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Кирова (далее также - административный истец, прокурор) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к муниципальному образованию "город Киров" в лице администрации города Кирова (далее также - административный ответчик, администрация).
В обоснование иска указано, что на территории деревни Катковы, поселка Сосновый города Кирова объекты защиты и находящиеся на них здания и сооружения не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения, не имеют устроенных подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а именно: к реке Чахловица в поселке Сосновый города Кирова, к естественному водоему между земельными участками с кадастровыми номерами N и N в деревне Катковы города Кирова.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и отсутствие источников пожаротушения, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, административный истец просил суд: возложить на муниципальное образование "город Киров" в лице администрации города Кирова обязанность по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды к реке Чахловица в поселок Сосновый города Кирова, к естественному водоему между земельными участками с кадастровыми номерами N и N в деревне Катковы.
Решением Первомайского районного суда города Кирова от 26 августа 2024 года исковое заявление прокурора удовлетворено; на администрацию города Кирова возложена обязанность по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 20 ноября 2024 года решение суда первой инстанции изменено в части установления срока устранения нарушений требований пожарной безопасности до 30 июня 2025 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение ввиду несоответствия выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильного применения судами норм материального права, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы приведены доводы о неправомерности возложения обязанности на администрацию, невозможности исполнения требований в срок, установленный апелляционным определением, что впоследствии повлечет взыскание с администрации как должника исполнительский сбор.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившегося участника, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно
части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не допущены судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки установлено, что на территории деревни Катковы, поселка Сосновый города Кирова объекты защиты и находящиеся на них здания и сооружения не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения соответствующими установленным требованиям, не обустроены площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
9 октября 2023 года прокуратурой города Кирова в отношении главы администрации города Кирова вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 24-30).
26 апреля 2024 ОНДПР города Кирова ГУ МЧС РФ по Кировской области в адрес администрации города Кирова вынесено предписание об устранении выявленных нарушений до 1 июля 2024 года (л.д. 19-23).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, с мнением которого согласился апелляционный суд, пришел к выводу, что необеспеченность объектов защиты в поселке Сосновый, деревни Катковы города Кирова наружным противопожарным водоснабжением может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара, что соотносится с положением
Конституции Российской Федерации о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав - обязанностью государства.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, в силу положений
статьи 16 Федерального закона от 6 декабря 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 11 части 6 статьи 29 решения Кировской городской Думы N 42/19 от 29 июля 2005 года "Об уставе муниципального образования "Город Киров" органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы противопожарной безопасности, в том числе обеспечить объекты защиты источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Требования к объектам наружного противопожарного водоснабжения и правила их содержания определяются
приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8-13130).
В соответствии с пунктами 4.1., 4.2. СП 8-13130 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Пунктами 10.6., 10.10., 10.11 СП 8-13130 регламентировано, что пожарные резервуары должны быть оборудованы устройствами для отбора воды пожарными автомобилями (мотопомпами). Пожарные резервуары и водоемы оборудовать переливными и спускными трубопроводами не требуется. К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Пожарные резервуары и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 на 12 метров.
Вопреки утверждениям жалобы, на администрацию обоснованно возложена судами обязанность по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды.
При этом срок исполнения до 30 июня 2025 года обоснованно установлен апелляционным судом с учетом времени, необходимого для проведения конкурсных процедур, выполнения и принятия работ.
Доводы жалобы о невозможности исполнения требований в срок, установленный апелляционным определением, что впоследствии повлечет взыскание с администрации как должника исполнительский сбор, отклоняются судебной коллегией как необоснованные. Так, администрация как должник в установленном законом порядке не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения при наличии к тому оснований.
Кроме того,
пункт 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержит разъяснение о том, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного
частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Материалы дела не подтверждают допущенных судами нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с
частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не установила оснований для отмены состоявшихся судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
пунктом 1 части 1 статьи 329 и
статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Кирова от 26 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 20 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2025 года.