Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2025 N 88А-3787/2025 (УИД 03RS0003-01-2024-001632-44)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным отказа в принятии мер прокурорского реагирования; 2) О признании незаконным ответа на обращение.
Обстоятельства: Действия прокурора являются законными, соответствуют положениям статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами контроля, их должностными лицами; при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2025 N 88А-3787/2025 (УИД 03RS0003-01-2024-001632-44)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным отказа в принятии мер прокурорского реагирования; 2) О признании незаконным ответа на обращение.
Обстоятельства: Действия прокурора являются законными, соответствуют положениям статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами контроля, их должностными лицами; при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2025 г. N 88А-3787/2025
03RS0003-01-2024-001632-44
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А.
судей Алексеева Д.В., Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Башкортостанского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", поданную 14 января 2025 года на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 ноября 2024 года по административному делу N 2а-6263/2024 по административному иску Башкортостанского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" к прокуратуре Республики Башкортостан, начальнику управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в принятии мер прокурорского реагирования.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В., объяснения представителей административного истца В., К., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Ш., представителя прокуратуры Республики Башкортостан Мигунова В.Ю., полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Башкортостанское региональное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" обратилось в суд с административным иском к прокуратуре Республики Башкортостан, начальнику управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан о признании незаконным ответа от 15 ноября 2023 года, а также бездействия, выразившегося в отказе принятия мер прокурорского реагирования.
В обоснование требований указывалось, что административный истец, выражая обеспокоенность имеющими место фактами нарушений конституционных прав граждан на жизнь и охрану, прав и законных интересов организаций, осуществляющих лицензированную деятельность в области пожарной безопасности, реализуя свое конституционное право на обращение в государственные органы, обратился в прокуратуру республики, сообщив о злостном нарушении Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан порядка организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Республики Башкортостан на социально значимых объектах с массовым пребыванием людей, о противоправном характере деятельности мониторинговых организаций, направленной исключительно на неосновательное обогащение.
Административный истец считает, что установленный Правительством Республики Башкортостан правовой режим ориентирует на применение неработоспособных средств обеспечения пожарной безопасности, без надлежащих гарантий безопасности для жизни, здоровья людей, их имущества, при отсутствии какого-либо механизма по предотвращению такой опасности, на несанкционированный доступ сторонних организаций, не являющихся операторами связи, к сетям связи, предназначенным для передачи сообщений о пожаре. Органы власти субъектов Российской Федерации не уполномочены устанавливать порядок построения и функционирования информационных систем и сетей связи, в их компетенцию входит только правовое регулирование вопросов, связанных с реализацией такого порядка. Какими-либо полномочиями в области связи, информационной безопасности сетей связи Правительство Республики Башкортостан не наделено и, соответственно, осуществлять их не вправе.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 ноября 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней БРО ООО ВДПО просит отменить судебные постановления и удовлетворить административные исковые требований, при этом приводит доводы, послужившие основанием для обращения в суд, полагая, что действия прокуратуры не соответствуют нормам законодательства о прокуратуре, в частности, положениям приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях", а также нормам Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона "О связи".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Из обстоятельств дела следует, что председатель Башкортостанского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" обращался в прокуратуру Республики Башкортостан с заявлением о незаконности постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2023 года N 243 "Об утверждении порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территории Республики Башкортостан", признании преступными действий начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан и иных должных лиц ведомства, руководителей мониторинговых организаций, умышленных действий должностных лиц Правительства Республики Башкортостан, отказывающихся реагировать на нарушения закона.
Начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан заявителю направлен ответ от 15 ноября 2023 года с сообщением о том, что принятыми мерами прокуратуры республики вышеуказанный Порядок скорректирован; нарушений федерального законодательства, коррупциогенных факторов в нормах Порядка, требующих принятия мер прокурорского реагирования, не установлено, оснований для инициирования проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. Разъяснено право на самостоятельное обжалование нормативного правового акта в суд в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами принято во внимание, что ранее, в связи с аналогичным обращением заявителя от 16 июня 2023 года, прокуратурой в Правительство Республики Башкортостан направлялась информация о корректировке положений вышеназванного Порядка с учетом ГОСТ 34701-2020. "Межгосударственный стандарт. Системы передачи извещений о пожаре. Общие технические требования. Методы испытаний", ГОСТ Р 53325-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики, Общие технические требования и методы испытаний", ГОСТ Р 56935-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения "01" и "112", в том числе в части функций указанных в нем организаций, задействованных в системе передачи извещения о пожаре в подразделения пожарной охраны.
По результатам рассмотрения данной информации Правительством Республики Башкортостан Порядок принято постановление от 23 октября 2023 года N 611 "О внесении изменений в Порядок организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территории Республики Башкортостан".
Прокуратурой 14 июля 2023 года также запрашивалось мнение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросу правомерности включения в нормативный правовой акт отдельных положений и получен ответ.
При разрешении спора судами учтено, что фактически административный истец выражает несогласие с положениями нормативного правового акта, принятого Правительством Республики Башкортостан.
Суда пришли к правильному выводу о том, что рассматриваемые действия прокурора являются законными, соответствуют положениям статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами; при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Башкортостанского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 марта 2025 года.