Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2025 N 88а-4181/2025, 8а-854/2025 (УИД 34RS0007-01-2024-002945-65)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования прокурора: Об оспаривании бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по надлежащему материально-бытовому и санитарному обеспечению осужденных, а также по обеспечению противопожарной безопасности, об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Администрация исправительного учреждения обязана осуществлять материально-бытовое обеспечение осужденных и несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану их здоровья.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2025 N 88а-4181/2025, 8а-854/2025 (УИД 34RS0007-01-2024-002945-65)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования прокурора: Об оспаривании бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по надлежащему материально-бытовому и санитарному обеспечению осужденных, а также по обеспечению противопожарной безопасности, об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Администрация исправительного учреждения обязана осуществлять материально-бытовое обеспечение осужденных и несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану их здоровья.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ, а также применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2025 г. N 88а-4181/2025(8а-854/2025)
Административное дело N 2а-1787/2024
УИД N 34RS0007-01-2024-002945-65
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П.,
судей Раптановой М.А. и Мальмановой Э.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобуФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 22 августа 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 ноября 2024 г. по административному делу по административному исковому заявлению Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Родина А.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, которым просил суд обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области (далее - ИК-9) в общежитии отряда N 5 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП "Тракторозаводское районное бюро технической инвентаризации" (далее - МУП) от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 8, N 10, ЗПСУОН (общежитие спецконтингента N 2, N 3, N 10, N 14) инвентарный N 4113): обеспечить приватность при посещении осужденными санитарных узлов, расположенных на 3 этаже в комнатах N 2 и N 3 помещения N 2, путем установки дверей в изолированные кабины, устранить нарушения штукатурного слоя и лакокрасочного покрытия на стенах и потолках гардеробной, расположенной на 3 этаже в комнатах N 9 и N 10 помещения N 2, и коридора, расположенного на 3 этаже в комнате N 1 помещения N 2; в общежитии отряда N 7 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 14 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 2, N 11 (здание общежития спецконтингента N 8, N 11) инвентарный N 4713): устранить грибковые образования на стенах спального помещения, расположенного на 1 этаже в комнате N 2 помещения N 1; в общежитии отряда N 8 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУПот 14 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 2, N 11 (здание общежития спецконтингента N 8, N 11) инвентарный N 4713): устранить грибковые образования на стенах комнаты для умывания, расположеннойна 1 этаже комнаты N 2 помещения N 2, устранить дефекты напольного покрытия спального помещения, расположенного на 1 этаже в комнате N 9 помещения N 2, путем его замены или ремонта; в общежитии отряда N 10 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 3, N 9, N 12 (общежитие спецконтингента N 9, N 12, N 13) инвентарный N 4713): обеспечить приватность при посещении осужденными санитарных узлов, расположенных на 1 этаже в комнатах N 11 и N 12 помещения N 2, путем установки дверей в изолированные кабины; в общежитии отряда N 11 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 9, N 12, N 3 (общежитие спецконтингента N 9, N 12, N 13) инвентарный N 4713): обеспечить приватность при посещении осужденными санитарных узлов, расположенных в подвале в комнатах N 16, N 19 и N 20, путем установки дверей в изолированные кабины, устранить нарушения штукатурного слоя и лакокрасочного покрытия на стенах лестничного марша, расположенногона 1 этаже в комнате N 2 помещения N 3; в общежитии отряда N 2 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 8, N 10, ЗПСУОН (общежитие спецконтингента N 2, N 3, N 10, N 14) инвентарный N 4713) установить ручной извещатель автоматической пожарной сигнализации в спальном помещении, расположенном на 2 этаже в комнате N 10 помещения N 2.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгоградаот 22 августа 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 ноября 2024 г., административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие ИК-9, выразившееся в длительном нарушении обязанности по надлежащему материально-бытовому и санитарному обеспечению осужденных, обеспечению противопожарной безопасности с возложением на ИК-9 вышеприведенной обязанности в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ИК-9 ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 12 декабря 2024 г., определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2025 г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях на кассационную жалобу Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, указывая на законность принятых по делу судебных актов.
Согласно
части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Волгоградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях согласно положений
пункта 1 статьи 6,
статей 32 и
33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного законодательства администрацией ИК-9, в ходе которой установлено ненадлежащее материально-бытовое обеспечение осужденных и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований.
Из акта проверку от 24 июня 2024 г. следует:
при обследовании общежития отряда N 5 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 8, N 10, ЗПСУОН (общежитие спецконтингента N 2, N 3, N 10, N 14) инвентарный N 4713) установлено, что приватность при посещении осужденными санитарных узлов (согласно поэтажного плана 3 этажа комнаты N 2 и N 3 помещения N 2) не обеспечивается, поскольку изолированные кабины в них не оборудованы дверями, на стенах и потолках гардеробной (согласно поэтажного плана 3 этажа комнаты N 9 и N 10 помещения N 2) и коридора (согласно поэтажного плана 3 этажа комната N 1 помещения N 2) имеются существенные повреждения штукатурного слоя и лакокрасочного покрытия, которые не обеспечивают проведение качественной влажной уборки с применением дезинфицирующих средств;
при обследовании общежития отряда N 7 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 14 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 2, 11 (здание общежития спецконтингента N 8, N 11) инвентарный N 4713) установлено, что стены спального помещения (согласно поэтажного плана 1 этажа комната N 2 помещения N 1) покрыты грибковыми образованиями;
при обследовании общежития отряда N 8 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 14 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 2, 11 (здание общежития спецконтингента N 8, N 11) инвентарный N 4713) установлено, что стены комнаты для умывания (согласно поэтажного плана 1 этажа комната N 2 помещения N 2) покрыты грибковыми образованиями, напольное покрытие (линолеум) спального помещения (согласно поэтажного плана 1 этажа комната N 9 помещения N 2) имеет существенные повреждения, которые не обеспечивают проведение качественной влажной уборки с применением дезинфицирующих средств;
при обследовании общежития отряда N 10 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 9, N 12, N 3 (общежитие спецконтингента N 9, N 12, N 13) инвентарный N 4713) установлено, что приватность при посещении осужденными санитарных узлов (согласно поэтажного плана 1 этажа комнаты N 11 и N 12 помещения N 2) не обеспечивается, поскольку изолированные кабины в них не оборудованы дверями;
при обследовании общежития отряда N 11 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 9, N 12, N 3 (общежитие спецконтингента N 9, N 12, N 13) инвентарный N 4713) установлено, что приватность при посещении осужденными санитарных узлов (согласно поэтажного плана подвала комнаты N 16, N 19 и N 20) не обеспечивается, поскольку изолированные кабины в них не оборудованы дверями, на стенах лестничного марша (согласно поэтажного плана 1 этажа комнаты N 2 помещения N 3) имеются существенные повреждения штукатурного слоя и лакокрасочного покрытия, которые не обеспечивают проведение качественной влажной уборки с применением дезинфицирующих средств;
при обследовании общежития отряда N 2 (согласно техническому паспорту здания, выданному МУП от 16 апреля 2008 г. - здание общежития спецконтингента N 8, 10, ЗПСУОН (общежитие спецконтингента N 2, N 3, N 10, N 14) инвентарный N 4713) установлено, что в спальном помещении согласно поэтажного плана 2 этажа комнаты N 10 помещения N 2) отсутствует ручной извещатель автоматической пожарной сигнализации.
В целях устранения выявленных нарушений и восстановления нарушенных прав осужденных прокуратурой 29 марта 2024 г. в адрес ИК-9 направлено представление N 17-43-2024 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно ответу ИК-9 на представление от 27 апреля 2024 г. N 5314 и дополнению к нему от 21 июня 2024 г. N 7489 действенных мер по устранению всех нарушений закона не предпринято по причине отсутствия достаточного финансирования со стороны УФСИН России по Волгоградской области. Направляемые учреждением в УФСИН России по Волгоградской области заявки на выделение финансирования для проведения необходимых ремонтных работ оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции и согласившийся с ним апелляционный суд, со ссылкой на фактические обстоятельства, пришли к выводу о необеспечении ИК-9 надлежащих условий содержания осужденных, что влечет нарушение их прав.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается.
Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Администрация исправительного учреждения обязана осуществлять материально-бытовое обеспечение осужденных и несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану их здоровья (
статьи 99 и
101 УИК РФ).
В силу положений Федерального
закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно
пункту 2.7 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, вооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с
пунктом 55 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, унитазы в санитарных узлах общежитий и в камерах, где проживают и размещаются осужденные к лишению свободы, устанавливаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным
законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со
статьей 1 Закона 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 3 Закона N 69-ФЗ к основными функциям организаций, являющихся элементами системы обеспечения пожарной безопасности, относятся разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В соответствии с требованиями
пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
В соответствии с
пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В силу
части 2 статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
В соответствии с
пунктами 2,
4 и
5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с
пунктами 2,
4 и
5 статьи 13 Закона N 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с
подпунктами 3,
6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, основными задачами ФСИН России являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным надлежащими доказательствам, которым судами дана оценка по правилам
статьи 84 КАС РФ, административным ответчиком в приведенной выше части надлежащие условия содержания в виде материально-бытового и санитарного обеспечения осужденных и обеспечения противопожарной безопасности не предоставлены.
Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком не представлено, в связи с чем вопреки приведенным в кассационной жалобе доводам, прокурором доказано наличие незаконного бездействия со стороны учреждения.
Возложенные судом первой инстанции на ИК-9 обязанности соответствуют компетенции и полномочиям административного ответчика, являются исполнимыми, направлены на восстановление прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями
частей 2 и
3 статьи 329 КАС РФ, а также применительно к
статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Утверждения заявителя об отсутствии финансирования для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений, не могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке, так как отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от исполнения им обязанностей, возложенных на него
пунктами 2,
4 статьи 13 Закона N 5473-1, а именно обязанности по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также по обеспечению охраны здоровья осужденных.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь положениями
статей 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 22 августа 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 ноября 2024 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьями 318,
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 марта 2025 г.
Председательствующий
О.П.АНЯНОВА
Судьи
М.А.РАПТАНОВА
Э.К.МАЛЬМАНОВА