Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2024 N 88-26024/2024 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 03.07.2024 N 33-3284/2024 (УИД 39RS0001-01-2023-004470-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в нарушение норм пенсионного законодательства с момента последнего увольнения из таможенных органов не произведен перерасчет пенсионного обеспечения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 03.07.2024 N 33-3284/2024 (УИД 39RS0001-01-2023-004470-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в нарушение норм пенсионного законодательства с момента последнего увольнения из таможенных органов не произведен перерасчет пенсионного обеспечения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2024 г. N 33-3284/2024
УИД 39RS0001-01-2023-004470-32
Судья: Нартя Е.А Дело N 2-264/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.,
судей Королевой Н.С., Мамичевой В.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 января 2024 года по исковому заявлению Ф. к Калининградской областной таможне о понуждении произвести перерасчет пенсионного обеспечения, выплату задолженности.
Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., возражения представителя Калининградской областной таможни, Федеральной таможенной службы и Северо-Западного таможенного управления К., полагавшей апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с иском к Калининградской областной таможне, в обоснование иска указал, что приказом Калининградской областной таможни от 28.04.2014 N 257-к был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с выслугой лег для назначения и выплаты пенсии - 22 года 9 месяцев 24 дня.
02.11.2017 он вновь был принят на службу в Калининградскую областную таможню на должность боцмана малого таможенного судна ТС-524 морского отдела тыловой службы.
08.12.2021 истец вновь уволен из Калининградской областной таможни приказом от 02.12.2021 N 1257-К с выслугой лет на день увольнения 28 лет 1 месяц 21 день.
Согласно
пп. 6 п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается при стаже службы (выслуге лет) 25 лет и более в размере 40 процентов.
Начиная с даты последнего увольнения истца из таможенных органов, такая надбавка установлена в размере 30% вместо положенных 40%.
Как указал истец, в нарушение норм пенсионного законодательства, с момента последнего увольнения из таможенных органов не произведен перерасчет пенсионного обеспечения, исходя из необходимости установления 40% надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) при выслуге 25 и более лет.
На основании изложенного, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсионного обеспечения, назначенного истцу, а также произвести выплату задолженности, образовавшейся в результате перерасчета с 09.12.2021.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Северо-Западное таможенное управление, Федеральная таможенная служба России.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 января 2024 года вышеназванные исковые требования Ф. к Калининградской областной таможне оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ф. просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме, настаивая на доводах иска, указывая о том, что в случае повторного определения на службу лица, получавшего пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена, в частности, в связи с поступлением на службу, при последующем увольнении его со службы указанное лицо имеет право по своему выбору на возобновление выплаты пенсии, которая была приостановлена, исходя из выслуги и общего трудового стажа на день приостановления либо на прекращение выплаты пенсии, которая была приостановлена, и назначение в установленном порядке пенсии исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения со службы (
ч. 2 ст. 14 Закона N 4468-1). Между тем, полагает, что необходимо применять указанную норму в предыдущей редакции, предусматривающей возобновление выплату пенсии исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. С выводом суда о том, что перерасчет размера надбавки за выслугу лет с учетом нового стажа не предусмотрен, не согласен. Полагает, что нет оснований для исключения выслуги лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за выслугу лет, порядок которой установлен Постановлением правительства РФ от 32 января 2003 N 43. Полагает, что обе эти выслуги должны быть применены при расчете пенсии, определяемом на дату последнего увольнения. Приводит формулу расчета размера пенсии, а именно: должностной оклад +оклад по специальному званию +оклад денежного содержания +ежемесячная надбавка в размере 40% к окладу денежного содержания за выслугу лет на день последнего увольнения - 28 лет 1 месяц 21 день на 08 декабря 2021 года х 85,47% х74%, что составляет 30 412, 32 руб. Полагает, что судом при рассмотрении дела неверно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Калининградская областная таможня, Федеральная таможенная служба и Северо-Западное таможенное управление просят оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель Калининградской областной таможни, Федеральной таможенной службы и Северо-Западного таможенного управления К. полагала апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Ф. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался. С учетом изложенного, в соответствии с
ч. 3 ст. 167,
ч.ч. 1,
2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судом решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Ф. является пенсионером таможенных органов Российской Федерации и состоит на учете в Северо-Западном таможенном управлении.
Приказом Калининградской областной таможни от 28.04.2014 N 257-К Ф. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации 01.05.2014 по
подпункту 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона N 114-ФЗ в специальном звании майора таможенной службы с должности главного инспектора отдела. Выслуга лет для назначения и выплаты пенсии на день увольнения составила 22 года 9 месяцев 24 дня; для ежемесячной надбавки за выслугу лет (стаж службы) к окладу денежного содержания - 22 года 9 месяцев 24 дня.
С 02.05.2014 истцу назначена пенсия за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации, которая исчислена из должностного оклада по должности главного инспектора, оклада по специальному званию майор таможенной службы и ежемесячной надбавки за выслугу лет (стаж службы).
Размер пенсии установлен в соответствии с
пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и составил 30 процентов при выслуге лет (стаже службы) 22 года.
В связи с повторным поступлением на службу в Калининградскую областную таможню, выплата пенсии за выслугу лет Ф. была приостановлена с 02.11.2017.
Приказом Калининградской областной таможни от 02.12.2021 N 1527-К истец уволен со службы 08.12.2021 в специальном звании майора таможенной службы с должности боцмана малого таможенного судна ТС-524 морского отдела тыловой службы. Выслуга лет на день увольнения составила для назначения и выплаты пенсии в льготном исчислении - 28 лет 1 месяц 21 день; для ежемесячной надбавки за выслугу лет (стаж службы) к окладу денежном содержания - 27 лет 4 месяца 3 дня.
На основании личного заявления истца от 10.12.2021 о возобновлении пенсии, истцу была возобновлена выплата пенсии за выслугу лет с 09.12.2021, исходя из выслуги 28 лет для назначения пенсии в размере 74 процентов, оклада по должности главного инспектора, звания майор таможенной службы и ежемесячной надбавки за выслугу (стаж службы) в размере 30 процентов при выслуге 22 года.
По заявлению истца от 28.01.2022 о переходе на другой вид пенсии, с 17.12.2021 истец переведен на пенсию по инвалидности, которая исчислена, исходя из размера 75 процентов и составила 23 826 руб. 82 коп.
В связи с тем, что инвалидность Ф. установлена с 17.12.2021 до 01.01.2023, срок выплаты пенсии был ограничен датой - по 31.12.2022. С 01.01.2022 до 01.10.2022 истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 2 049, 11 руб., которая с 01.06.2022 составила 4 646, 23 руб. С 01.10.2022 размер пенсии Ф. по инвалидности составил 28 621, 64 руб.
В связи с окончанием срока, на который Ф. была установлена инвалидность2-й группы, на основании личного заявления истца от 03.12.2022, с 01.01.2023 произведен перевод на пенсию за выслугу лет.
Ежемесячный размер пенсии составил 28 240, 01 руб. Срок выплаты: пожизненно.
На основании заявления Ф. от 12.01.2023 и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом на срок до 01.01.2024 (справка МСЭ N 1186374), с 01.01.2023 истец вновь переведен на пенсию по инвалидности. Размер пенсии, исчисленный из размера 75 процентов в соответствии с
подпунктом "б" статьи 22 Закона Российской Федерации N 4468-1, составил 28 621 руб. 64 коп. Срок выплаты пенсии - по 31.12.2023.
С 27.06.2023 Ф. установлена первая группа инвалидности на период до 01.07.2025, в соответствии со
статьей 24 Закона Российской Федерации N 4468-1 к пенсии по инвалидности начислена надбавка и произведен перерасчет.
С 27.06.2023 ежемесячный размер пенсии составил 35774, 97 руб. Срок выплаты пенсии - по 30.06.2025.
Проверяя доводы истца о том, что ему неправомерно установлена ежемесячная надбавка за выслугу (стаж службы) в размере 30 процентов, поскольку такая ежемесячная надбавка должна составлять 40% в связи с увеличившейся на дату последнего увольнения выслуги лет составляющей 28 лет, суд признал такие доводы необоснованными в силу следующего.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в таможенной органах, и членов их семей осуществляется в соответствии с
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1), действие которого распространено на сотрудников таможенных органов
статьей 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно положениям
статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лицам, указанным в
статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в
статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на службу в органы внутренних дел, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В
статье 14 данного Закона установлено, что в случае повторного определения на службу в органы внутренних дел, лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
28.02.2023 вступил в силу Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. N 50-ФЗ, которым внесены изменения в
статью 14 Закона Российской Федерации N 4468-1, согласно которым в случае повторного определения на военную службу (службу) лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их с военной службы (службы) они имеют право по своему выбору на возобновление выплаты пенсии, которая была им приостановлена в соответствии с
частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, исходя из выслуги и общего трудового стажа на день приостановления выплаты пенсии либо на прекращение выплаты пенсии, которая была им приостановлена в соответствии с
частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, и назначение пенсии исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения с военной службы (службы).
В соответствии со
статьей 43 Закона Российской Федерации N 4468-1 денежное довольствие при исчислении пенсии учитывается в порядке, определяемом постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в
Постановлении Конституционного Суда РФ N 6-П от 18 марта 2004 года и
Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 года N 320-О, предписание, содержащееся в
части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" означает, что такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант-либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
Таким образом, названные правовые нормы в их конституционно-правовом смысле указывают, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса сотрудника таможенных органов не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии и при увольнении со службы данные лица вправе обратиться за возобновлением выплаты ранее приостановленной пенсии.
Часть 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет составляющие элементы денежного довольствия, которые подлежат применению для исчисления пенсии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Для исчисления пенсии лицам, указанным в
статье 1 настоящего Закона, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации N 941 установлено, что при возобновлении выплаты пенсии ее размер исчисляется исходя из сумм денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения пенсии.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включать уволенным с военной службы военнослужащим - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
При этом перерасчет размера надбавки за выслугу лет с учетом нового стажа не предусмотрен.
Судом установлено, что при возобновлении выплаты истцу пенсии ответчиком применено денежное довольстве на 01.05.2014 (на дату увольнения), которое исчислено в соответствии с
подпунктом "а" пункта 9 Постановления Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, из расчета оклада по специальному званию (майор таможенной службы), оклада по должности (главный инспектор) и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), из этих окладов в размере 30 процентов, учитывая, что размер ранее назначенной истцу в случае ее возобновления был выше в сравнении с размером пенсии, подлежащей назначению после повторного увольнения со службы 08.12.2021.
Расчет пенсии за выслугу лет исчислен ответчиком в соответствии с указанной нормой закона исходя из выслуги 28 лет для назначения пенсии в размере 74 процентов, оклада по должности главного инспектора, звания майор таможенной службы и ежемесячной надбавки за выслугу (стаж службы) в размере 30 процентов при выслуге 22 года.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеназванными нормами права, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении произвести перерасчет пенсионного обеспечения и выплату образовавшейся задолженности.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы истца относительно установления ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего в размере 40 процентов основаны на ошибочном толковании закона, регулирующего возникшие правоотношения, поэтому удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы основанием отмены решения суда не являются, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 июля 2024 года.