Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-643/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-643/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2025 г. N 16-643/2025
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу директора Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский дом-интернат" К. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 6 сентября 2024 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 8 ноября 2024 года, вынесенные в отношении Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский дом-интернат" (далее - Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 6 сентября 2024 года Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 8 ноября 2024 года (с учетом определения об исправления описки от 20 декабря 2024 года) постановление мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 6 сентября 2024 года оставлено без изменения.
Директор Учреждения К. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 11 июня 2024 года в 00 часов 01 минуту Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Ивановский дом-интернат", расположенное по адресу: <адрес>, не исполнило возложенную статьей 37 ФЗ "О пожарной безопасности" обязанность по выполнению в установленный срок - до 10 июня 2024 года предписания N от 25 октября 2023 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере социального обслуживания, содержащихся в ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), Строительных нормах и правилах СНиП II-A.5-62, Своде правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194 (далее - СП 1.13.130), Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - ППР в РФ), Технических условиях по обеспечению пожарной безопасности отделения N 5 ОБСУСО "Ивановский психоневрологический интернат", согласованных протоколом НТС Главного управления МЧС России по Ивановской области от 19 марта 2010 года N 2 (далее - ТУ), а именно: в главном корпусе ширина эвакуационного выхода в первого этажа главного корпуса под N 43 по плану строения из здания менее 1,2 м (фактически - 0,77 м) при числе эвакуирующихся более 15 человек (пункт 16 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Технического регламента, п. 4.2 СНиП II-A.5-62, п. 4.2.19 СП 1.13130, п. 21, п. 23 ППР в РФ; в главном корпусе высота горизонтального участка путей эвакуации в свету менее 2 м (фактически - 1,69 м) между помещениями N 29 и N 30 по плану строения (пункт 18 предписания), что является нарушением ст. 5, 4.1 ст. 6, ст. 89 Технического регламента, п. 4.2 СНиП II-A.5-62, п. 4.3.2 СП 1.13130, п. 2.1, п. 23 ППР в РФ; в здании литера "П" ширина эвакуационного выхода из помещения электрощитовой в свету менее 0,8 м (фактическая ширина - 0,55 м) (пункт 28 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Технического регламента, п. 4.2 СНиП II-A.5-62, п. 4.2.19 СП 1.13130, п. 21, п. 23 ППР в РФ; в здании литера "П" высота эвакуационного выхода из помещения N 13 по плану строения в свету менее 1,9 м (фактическая высота - 1,55 м) (пункт 29 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Технического регламента, п. 4.2 СНиП II-A.5-62, п. 4.2.18 СП 13130, п. 21, п. 23 ППР в РФ; в здании литера "М" высота эвакуационного выхода из помещения овощехранилища в свету менее 1,9 м (фактическая высота - 1,55 м), что является нарушением ст. 5, с. 1 ст. 6, ст. 53, 89 Технического регламента, п. 4.2 СНиП II-A.5-62, п. 4.2.18 СП 1.13130, п. 21, п. 23 ППР в РФ; в корпусе отделения N высота горизонтального участка пути эвакуации в холле под N по плану строения менее 2 м (фактически 1,85 м, что обусловлено наличием конструкции шахты противодымной шахты) на 4 этаже (пункт 36 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Технического регламента, п. 4.3.2 СП 1.13130, п. 7.2.2 ТУ; в корпусе отделения N высота горизонтального пути эвакуации в общем коридоре под N по плану строения менее 2 м (фактически 1,84 м, что обусловлено наличием конструкции шахты противодымной шахты) на 4 этаже (пункт 37 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Технического регламента, п. 4.3.2 СП 1.13130, п. 7.2.2 ТУ; в корпусе отделения N высота горизонтального участка пути эвакуации в общем коридоре под N по плану строения менее 2 м (фактически 1,82 м, что обусловлено наличием конструкции шахты противодымной шахты) на 3 этаже (пункт 38 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Технического регламента, п. 4.3.2 СП 1.13130- п. 7.2.2 ТУ; в корпусе отделения N высота горизонтального участка пути эвакуации в общем коридоре под N по плану строения менее 2 м (фактически 1,82 м, что обусловлено наличием конструкции шахты противодымной шахты) на 3 этаже (пункт 39 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Технического регламента, п. 4.3.2 СП 1.13130, п. 7.2.2 ТУ; в корпусе отделения N высота горизонтального участка пути эвакуации в холле под N по плану строения менее 2 м (фактически 1,85 м, что обусловлено наличием конструкции шахты дымоудаления) на 2 этаже (пункт 40 предписания), что является нарушением ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Технического регламента, п. 4.3.2 СП 1.13130, п. 7.2.2 ТУ; в отделении N высота горизонтального участка пути эвакуации из лестничной клетки в центральную часть здания наружу менее 2 м (фактически - 1,88 м) (пункт 24 предписания), что является нарушением ст. 4, 6, 53, 89 Технического регламента, п. 4.2 СНиП II-A.5-62, п. 4.3.2 СП 1.13130; в отделении N высота горизонтального участка пути эвакуации из лестничной клетки в правой части здания наружу менее 2 м (фактически - 1,86 м) (пункт 25 предписания), что является нарушением ст. 4, 6, 53, 89 Технического регламента, п. 4.2 СНиП II-A.5-62, п. 4.3.2 СП 1.13130.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении N от 9 августа 2024 года; предписанием ОНД и профилактической работы г.о. Иваново УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ивановской области N от 25 октября 2023 года; запросом прокуратуры Фрунзенского района г. Иваново от 14 мая 2024 года; письмом от 23 июля 2024 года о направлении информации о нарушениях требований пожарной безопасности, выявленных на объекте защиты (ОБСУСО "Ивановский дом-интернат"); сведениями прокуратуры Фрунзенского г. Иваново от 6 августа 2024 года о выявленных нарушениях законодательства о пожарной безопасности с перечнем выявленных нарушений; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОБСУСО Ивановский дом-интернат"; приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 7 октября 2014 года N о назначении К. на должность директора БСУСО Ивановской области "Ивановский психоневрологический интернат"; уставом ОБСУСО "Ивановский дом-интернат"; копией решения о проведении проверки N от 20 мая 2024 года; копией писем 24 сентября 2020 года, от 24 ноября 2021 года, от 9 августа 2022 года, от 2 августа 2023 года от 16 августа 2023 года, от 27 марта 2024 года, от 13 мая 2024 года; копией ответа Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 26 апреля 2024 года; фотоматериалами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский дом-интернат" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о прекращении производства по делу в связи отсутствием необходимых денежных средств, которые Учреждению не выделялись, подлежат отклонению.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исходит из того, что любое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при том, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 1 статьи 1.5 и часть 2 статьи 2.1).
Письмом от 27 марта 2024 года, направленным в адрес члена Правительства Ивановской области - директора Департамента социальной защиты населения Ивановской области Д., директор Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский дом-интернат" просит рассмотреть возможность выделения целевой субсидии на монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в сумме 3 815 649,24 рублей, системы контроля и управления доступом в зданиях учреждения, где проживают получатели социальных услуг, в сумме 5 973 450 рублей (с учетом применения Индексов-дефляторов) (т. 1, л.д. 73).
Согласно ответу исполняющего обязанности директора Департамента социальной защиты населения Ивановской области Е. от 26 апреля 2024 года выделение субсидии в настоящее время не представляется возможным ввиду значительного объема запрашиваемых средств, Департамент считает возможным вернуться к рассмотрению вопроса о выделении дополнительных средств в сумме 9 789 099,24 рублей на указанные цели по итогам первого полугодия 2024 года.
Также отмечено, что по состоянию на 1 января 2024 года у ОБСУСО "Ивановский дом-интернат" сложились остатки неиспользованных средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, а также от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в общей сумме 11 765 161,66 рублей, часть которых представляется возможным направить на безотлагательное устранение нарушений обязательных пожарной безопасности (т. 1, л.д. 77).
Таким образом, Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не является правовым основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований главы 4 названного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 6 сентября 2024 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 8 ноября 2024 года (с учетом определения об исправления описки от 20 декабря 2024 года) являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 6 сентября 2024 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 8 ноября 2024 года (с учетом определения об исправления описки от 20 декабря 2024 года), вынесенные в отношении Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский дом-интернат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский дом-интернат" К. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции
В.А.ЗЕНИН