Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 16-1412/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-005694-89)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 16-1412/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-005694-89)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2025 г. N 16-1412/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности главы Канского района Красноярского края М. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" (далее - КГКУ "Лесная охрана") от 14 июня 2024 г. N 570/07-2024, решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 октября 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 22 января 2025 г., вынесенные в отношении администрации Канского района Красноярского края (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" от 14 июня 2024 г. N 570/07-2024, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 октября 2024 г. и решением судьи Красноярского краевого суда от 22 января 2025 г., администрация Канского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель настаивает на отмене постановления должностного лица и судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы местного самоуправления владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Положениями п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения администрации Канского района Красноярского края к административной ответственности послужили результаты расследования должностными лицами КГКУ "Лесная охрана" причин пожара на территории государственного лесного фонда Канского лесничества Канского сельского участкового лесничества в выделе N 2 квартала N 47 (совхоз "Зеленоужский") Красноярского края, произошедшего 27 апреля 2024 г.
По результатам расследования установлено, что причиной пожара послужило возгорание на земельном участке, прилегающем к лесному массиву, и переход огня на территорию леса. Прилегающий земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения Сотниковского сельского поселения, входящего в состав Канского района Красноярского края, не сформирован, на кадастровом учете не состоит, информация о правообладателе отсутствует, таким образом, относится к землям неразграниченной государственной собственности.
Прилегающий к лесу земельный участок не очищен от горючих материалов, минерализованная полоса отсутствует.
По результатам рассмотрения дела должностное лицо административного органа пришло к выводу о виновности администрации Канского района Красноярского края как лица, имеющего право распоряжения указанным земельным участком, прилегающем к лесному фонду.
С выводами должностного лица согласились судебные инстанции.
Доводы жалобы заявителя о том, что администрация не имеет финансового обеспечения из соответствующего бюджета на содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были предметом судебной оценки, отвергнуты обоснованно, с приведением тому мотивов, в том числе со ссылкой на Устав Канского района Красноярского края и ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального района. Учтены специальные нормы п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ об ответственных лица, имеющих право распоряжения землями, прилегающими к лесному фонду. С приведенными выводами должностного лица и судебных инстанций нет оснований не согласиться.
Вместе с тем выводы должностного лица и судебных инстанций о квалификации деяния администрации по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ вызывают сомнения.
К тому же, судья районного суда указал о том, что нарушение Правил пожарной безопасности в лесах допущено в период действия на территории Красноярского края в условиях особого противопожарного режима, что не вменялось в вину администрации Канского района Красноярского края, предметом исследования и оценки должностного лица при вынесении постановления не было.
Согласно разъяснению Верховного Суда РФ в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, образует нарушение правил пожарной безопасности в лесах, не повлекшее возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений, а также если нарушение не было совершено в условиях особого противопожарного режима.
Из содержания положений ст. 8.32 КоАП РФ следует, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара, следует квалифицировать по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, что не учтено в ходе судопроизводства по настоящему делу.
Поскольку ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание, чем санкция ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, оснований для изменения правовой квалификации деяния администрации не имеется.
При таких условиях признать обжалуемые акты законными оснований нет, они подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности заместителя директора КГКУ "Лесная охрана" от 14 июня 2024 г. N 570/07-2024, решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 октября 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 22 января 2025 г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья
С.Н.БУЛЫЧЕВА