Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 16-1434/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-005980-07)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 16-1434/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-005980-07)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2025 г. N 16-1434/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу временно исполняющего полномочия Главы Канского района Красноярского края М. на вступившие в законную силу постановление N 570/21-2024 исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 24 июня 2024 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 октября 2024 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 22 января 2025 г., вынесенные в отношении администрации Канского района Красноярского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением N 570/21-2024 исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 24 июня 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 октября 2024 г., администрации Канского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 22 января 2025 г. постановление и решение районного суда изменены, размер назначенного административного наказания снижен до 300 000 рублей. В остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе временно исполняющий полномочия Главы Канского района Красноярского края М. просит постановление и решения отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за пожарную безопасность несут, в том числе, собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края N 86-641-од от 08.04.2024 г. в связи с частичным сходом снежного покрова в лесах по центральным, западным и восточным района Красноярского края определено начало пожароопасного сезона в 2024 г. на территории, в том числе Канского района Красноярского края с 12 апреля 2024 г.
На основании Постановления правительства Красноярского края от 03.05.2024 N 319-п "О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края" с 06.05.2024 до ликвидации причин, вызвавших его введение, действовал особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела, 9 мая 2024 г. в 14 час. 59 мин, был обнаружен лесной пожар на площади 2,0 га на территории государственного лесного фонда в квартале N 11 выделе N 7 Канского сельского участкового лесничества, совхоз "Красный Маяк" КГБУ "Канское лесничество".
Согласно акту N 53 патрулирования лесов от 9 мая 2024 г., к указанному выше лесному участку в месте с координатами N примыкает земельный участок на котором имеются признаки лесного пожара. На данном земельном участке не обеспечена очистка от горючих материалов, отсутствует противопожарная минерализованная полоса, вследствие чего огонь распространился на лесной участок с земель иных категорий.
Из акта о лесном пожаре от 10 мая 2024 г. N 7 следует, что причинами лесного пожара является переход огня с земель иных категорий.
Таким образом Администрация Канского района Красноярского края, в период действия особого противопожарного режима, в нарушение п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, не осуществила очистку от сухой травянистой растительности и не обеспечила наличие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера на территории, прилегающей к лесу, земель неразграниченной государственной собственности с координатами N", находящихся в ее распоряжении, что послужило беспрепятственному распространению огня с указанной территории на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале N, выделе N Канского сельского участкового лесничества, совхоз "Красный маяк", КГБУ "Канское лесничество".
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, выпиской из ЕГРН, справкой КГБУ "Канское лесничество", актом о лесном пожаре от 10 мая 2024 г. N 7, план-схемой пожара N 7, докладной запиской о тушении пожара, объяснениями ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, актом патрулирования лесов N 53 с фототаблицей и схемой движения по маршруту, информацией из публичной кадастровой карты, выпиской из ЕГРЮЛ.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо дало верную оценку и обоснованно признало администрацию Канского района Красноярского края виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Факт нарушения администрацией Канского района Красноярского края требований п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах в период введения на территории особого противопожарного режима, подтверждается материалами дела, поэтому выводы о наличии в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ являются правильными.
Доводы жалобы заявителя о том, что земельный участок, не находится во владении муниципального образования, несостоятельны, на законность постановления и судебных решений не влияют, поскольку администрации вменено в вину несоблюдение противопожарных мер на землях, прилегающих к лесному фонду, которые расположены в границах муниципального района. Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Приведенные в жалобе доводы о том, что состав правонарушения отсутствует, администрация не является лицом, ответственным за соблюдение требований Правил пожарной безопасности в лесах, на территориях земель, государственная собственность на которые не разграничена, об отсутствии финансирования указанной деятельности, аналогичны доводам, которые являлись предметом судебной проверки и обоснованно, с учетом действующего законодательства и положений Постановления Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П, отвергнуты по мотивам, изложенным в обжалуемых решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке доказательств и установленных должностным лицом и судами обстоятельств.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Административное наказание, с учетом решения краевого суда, назначено с применением положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судей районного и краевого суда в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления и решения, не установлено, нормы материального права применены верно.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу постановлений не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление N 570/21-2024 исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 24 июня 2024 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 октября 2024 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 22 января 2025 г., вынесенные в отношении администрации Канского района Красноярского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу временно исполняющего полномочия Главы Канского района Красноярского края М. - без удовлетворения.
Судья
Д.А.БЕЗДЕНЕЖНЫХ