Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2025 N 16-1567/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-006235-18)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2025 N 16-1567/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-006235-18)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2025 г. N 16-1567/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 5 июля 2024 г. N 703/20-2024,
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2024 г.,
решение Красноярского краевого суда от 29 января 2025 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Канского района Красноярского края (далее - Администрация),
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 5 июля 2024 г. N 703/20-2024, оставленным без изменения
решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2024 г. и
решением Красноярского краевого суда от 29 января 2025 г., Администрация Канского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, временно исполняющий полномочия Главы Канского района М. просит об отмене постановления и решений, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно
части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края N 86-641-од от 08.04.2024 г. в связи с частичным сходом снежного покрова в лесах по центральным, западным и восточным района Красноярского края определено начало пожароопасного сезона в 2024 г. на территории, в том числе Канского района Красноярского края с 12 апреля 2024 г.
Постановлением Правительства Красноярского края N 319-п от 03.05.2023 г. с 06 мая 2024 г. на территории Канского, Ирбейского районах Красноярского края введен особый противопожарный режим.
Согласно
пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Согласно
статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за пожарную безопасность несут, в том числе, собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из представленных материалов, основанием для привлечения Администрации Канского района Красноярского края к административной ответственности по
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ послужили выводы должностного лица административного органа о том, что названным юридическим лицом в период действия особого противопожарного режима в нарушение
п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, не произведена очистку от сухой травянистой растительности и не обеспечено наличие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера на территории, прилегающей к лесу, земель неразграниченной государственной собственности с координатами С 55 0 821146, В 95 0 726381, С 55 0 821359, В 95 0 728805, находящихся в распоряжении администрации, что послужило беспрепятственному распространению огня с указанной территории на территорию государственного лесного фонда (координаты лесного пожара С 55 0 816187, В 95 0 726031), расположенного в квартале N 10, выделе N 24 Ирбейского сельского участкового лесничества, совхоз "Ирбейский", КГБУ "Ирбейское лесничество".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Канского района Красноярского края к административной ответственности по
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного правонарушения и виновность администрации подтверждены протоколом об административном правонарушении, актом патрулирования лесов, актом о лесном пожаре, представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам
статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования
статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрация Канского района Красноярского края не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.
Деяние администрации Канского района Красноярского края квалифицировано по
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного
Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
Какие-либо данные, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность выводов о виновности администрации в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что администрация Канского района Красноярского края не является субъектом вмененного ей административного правонарушения, являлся предметом проверки двух судебных инстанций, обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в судебных актах.
В соответствии с
пунктом 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В силу
части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
пунктом.
Согласно части 3 статьи 6, статье 7 Устава Канского района Красноярского края, администрация Канского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в частности: по осуществлению лесного контроля, по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного характера, по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором выявлены нарушения правил пожарной безопасности, находится на территории Канского района Красноярского края и относится к категории земель, государственная собственность на который не разграничена.
Анализ приведенных выше нормативных положений применительно к установленным в ходе производства по делу конкретным обстоятельствам, позволяет прийти к выводу о том, что администрация Канского района Красноярского края, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению указанных выше вопросов местного значения, и в распоряжении которого находится названный земельный участок, была обязана обеспечить его очистку от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и леса либо отделить его противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Между тем администрация данные требования не выполнила, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Постановление является мотивированным и соответствуют требованиям
статьи 29.10 КоАП РФ, срок давности не нарушен.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном
статьями 30.6 и
30.9 КоАП РФ, соответственно, доводам жалоб дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений
статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 5 июля 2024 г. N 703/20-2024,
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2024 г.,
решение Красноярского краевого суда от 29 января 2025 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Канского района Красноярского края, оставить без изменения, жалобу временно исполняющего полномочия Главы Канского района М. - без удовлетворения.
Судья
И.В.КОНКИНА