Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2025 N 16-1779/2025 (УИД 42RS0009-01-2024-006158-14)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2025 N 16-1779/2025 (УИД 42RS0009-01-2024-006158-14)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2025 г. N 16-1779/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н.,
рассмотрев жалобу защитника администрации города Кемерово Т. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 09 июля 2024 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 18 октября 2024 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 18 ноября 2024 г., вынесенные в отношении администрации города Кемерово, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 09 июля 2024 г., администрация города Кемерово признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 18 октября 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 18 ноября 2024 г., постановление должностного лица от 09 июля 2024 г. оставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит об отмене постановления и решений, прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросами местного значения городского округа.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 17 июня 2024 г. в 15:00 час по результатам внеплановой выездной проверки в отношении администрации города Кемерово выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- при разработке и осуществлении планов и программ развития Кемеровского городского круга не включены и не обеспечивается надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения по адресам, указанным в протоколе;
- дислокация пожарной охраны на территории Кемеровского городского округа не обеспечивает нормативное время прибытия первого подразделения к месту вызова в ж/р Ягуновский, ж/р Пионер, ж/р Петровский п. Боровой, р. РТС, п. Улус, Кировский район, с/л "Заря";
- на территории г. Кемерово при наличии зданий, возведенных на высоту порядка 75 метров (3 многоквартирных 25-ти этажных дома, расположенных по адресам: <адрес>);
- не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития и не обеспечена возможность деятельности подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 50 метров.
Изложенное явилось основанием для привлечения администрации города Кемерово к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Оставляя без изменения постановление должностного лица о назначении администрации административного наказания, суды пришли к выводу о том, что вмененные администрации города Кемерово нарушения доказаны представленными в дело доказательствами и сомнений не вызывают. Фактически судами приведен в качестве доказательств акт выездной внеплановой проверки, однако материалы проверки, предшествующие составлению данного акта, истребованы не были и правовой оценки не получили. Защитником администрации оспариваются нарушения, вмененные протоколом, указано на то, что материалы, истребованные должностным лицом при проведении проверки, администрацией предоставлялись, однако какой-либо оценки приведенные доводы не получили. Суды, при рассмотрении соответствующих жалоб, приведенных выше доводов не проверили, не установили какие доказательства были истребованы должностным лицом при проведении проверки и какие были предоставлены контролируемым лицом. В материалах настоящего дела отсутствуют материалы проведенной выездной внеплановой проверки в полном объеме, подтверждающие выявленные нарушения, изложенные выше.
Так, в объем нарушений, в том числе включено нарушение администрацией п. 2, 3 ч. 1 ст. 80, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, выразившиеся в том, что не были включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории Кемеровского городского округа: на территории г. Кемерово, при наличии зданий возведенных на высоту порядка 75 м (3 многоквартирных 25-этажных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>7), не обеспечена возможность деятельности подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки пожаротушения в любое помещение зданий выше 50 м.
Наличие представленного в материалы дела предписания об устранении нарушений, не является безусловным доказательством, подтверждающим доказанность выявленного нарушения, приведенного выше. Нарушения были выявлены в результате назначенной и проведенной проверки, а не по результатам неисполнения конкретного предписания, в связи с чем судам следовало истребовать доказательства, которые были предметом проверки, в том числе доказательства, предшествующие составлению акта проверки и дать им правовую оценку.
В силу ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ст. 4).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 названного закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2, 3 ч. 1 ст. 80 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений.
Приведенное выше законодательство содержит обязательные (общие) требования, предъявляемые, в том числе к проведению мероприятий по спасению людей, возможности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений.
Однако, вмененное администрации нарушение, касающееся конкретных многоквартирных домов, возведенных на определенную высоту, приведенными положениями закона не урегулированы, в связи с чем подлежали исследованию и проверке обстоятельства, при которых данное нарушение было выявлено.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства, перечисленные в данной статье, подлежат выяснению путем исследования доказательств.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно п. 8 ч. 2, 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
При рассмотрении жалоб на не вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания, суды допустили существенные нарушения норм процессуального права, в связи с чем принятые по делу решения подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Кемерово.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника администрации г. Кемерово Т. удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 18 октября 2024 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 18 ноября 2024 г., вынесенные в отношении администрации города Кемерово, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - отменить.
Дело возвратить в Ленинский районный суд г. Кемерово на новое рассмотрение.
Судья
С.Н.МИХЕЕВА