Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.04.2025 по делу N А33-22782/2024
Требование: Об обязании выполнить по договору аренды лесного участка противопожарные мероприятия.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.04.2025 по делу N А33-22782/2024
Требование: Об обязании выполнить по договору аренды лесного участка противопожарные мероприятия.
Решение: Требование удовлетворено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2025 г. по делу N А33-22782/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская компания по производству лесоматериалов Красноярсклесоматериалы"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18 декабря 2024 года по делу N А33-22782/2024,
установил:
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Красноярская компания по производству лесоматериалов Красноярсклесоматериалы" (ИНН 2407009152, ОГРН 1022400665099, далее - ответчик, АО "КЛМ Ко") об обязании в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу выполнить за 2023 год по договору аренды лесного участка от 26.08.2013 N 665-з противопожарные мероприятия: прочистку противопожарных минерализованных полос и их обновление - 1,3 км.
Определением от 02.08.2024 исковое заявление принято к производству суда, назначено предварительное судебное заседание; судебное разбирательство; к участию в деле привлечено третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: краевое государственное бюджетное учреждение "Кодинское лесничество".
Определением от 23.10.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен временный управляющий АО "КЛМ Ко" Дорошенко Борис Георгиевич (ИНН 246603507635).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2024 года иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что с учетом введения в отношении ответчика процедуры наблюдения 13.10.2023 (определение ранее представлено в материалы дела) заявленное требование подлежало, ввиду невозможности его исполнения ответчиком в натуре пересчету в денежную форму и рассмотрению в рамках дела о банкротстве АО "КЛМ Ко" (А33-11818/2023).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 02.04.2025.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу
статей 121 -
123,
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды части лесного участка от 26.08.2013 N 665-з (далее - договор), согласно п. 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со
статьями 72 и
74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от 30.07.2013 N 3 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет, лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора (далее - десной участок).
Часть лесного участка, площадью 152 364,0 га, расположенного: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Кодинское участковое лесничество, кварталы (выдел), номера: 169-171, 186 (за исключением части выделов 2, 3, 4, 15), 187, 188, 198, 199, 200 (за исключением части выделов 27, 28), 201 (за исключением части выделов 23-30), 202 (за исключением части выделов 25-31, 33), 203 (за исключением части выделов 17, 18, 21-23, 25-30, 33, 39, 41), 205 (за исключением части выделов 23, 25, 26, 28, 31, 32, 34, 35), 206 (за исключением части выделов 24, 28-36), 208 (за исключением части выделов 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 1.9, 20, 23, 24, 25, 36, 37), 209-211, 217-220, 230, 231 (за исключением части выделов 7, 9, 10, 11, 12, 16. 40, 43, 45, 48, 49), 232 (за исключением части выделов 10, 12, 13-17, 56, 57), 233 (за исключением части выделов 2, 3, 6, 7, 36, 37), 234-236, 238-252, 263-277, 289-292, 295-300, 309-312, 319-323, 330-333, 348-355,363-365, Тагаринское участковое лесничество, кварталы (выдел), номера: 1-8, 18-22, 37-39, 55-67, 81-86, 105-110, 115-130, 140-151, 159-167, 170-191, 197-203, 212, 213, 222, 223, 232, 233, 242, 249, 254, 255, имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-042-2007-11-3327-1, имеющая площадь 10,0 га, отнесенная к эксплуатационным лесам, предоставляемая в аренду для переработки древесины, расположенная: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Кодинское участковое лесничество, в квартале N 203 (части выделов 21, 22, 26) (пункт 2 договора).
В силу пункта 3 договора границы части лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора или на схеме расположения части лесного участка согласно приложению N 1. Характеристика части лесного участка приводится в приложении N 2.
Арендатору передается часть лесного участка для видов использования в целях и в объемах согласно приложению N 4 (пункт 4 договора).
Согласно подп. е) п. 13 договора арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта лесов.
По акту приема-передачи арендодатель передал арендатору лесные участки.
К договору разработан проект освоения лесов, которым предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
Проектом освоения лесных участков к договору аренды лесного участка предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с таблицей 13 проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды лесного участка, установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Согласно отчету от 17.06.2024, предоставленному КГБУ "Кодинское лесничество" о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год, АО "КЛМ КО" по договору аренды не выполнены следующие мероприятия:
- прочистку противопожарных минерализованных полос и их обновление - 1,3 км.
Истец указал, что нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу
части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации,
Распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р,
Постановления Правительства Красноярского края от 28.12.2023 N 1103-п министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края является надлежащим истцом по требованиям об обязании ответчика выполнить лесовосстановительные мероприятия.
Между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора аренды лесного участка.
Согласно
статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных
статьей 25 данного Кодекса.
В приложении N 7 к договору приведены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.
Проектом освоения лесов закреплены обоснование и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий (таблица 13).
Факт неисполнения АО "КЛМ КО" противопожарных мероприятий (прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление - 1,3 км) в рамках договора аренды от 26.08.2013 N 665-з подтвержден представленным в материалы дела отчетом (ППМ) от 17.06.2024 о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год и не оспорен ответчиком.
Невыполнение данных мероприятий является нарушением положений
статей 19 Лесного кодекса Российской Федерации,
подпункта "а" пункта 3,
пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим
Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров
(часть 1). Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров
(часть 2). Среди прочих меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; проведение гидромелиорации земель; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры
(часть 4).
Осуществление противопожарных мероприятий на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Ответчик при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям договора, должен был принять меры по надлежащему исполнению своих обязательств по договору аренды лесного участка. Доказательства отсутствия вины ответчиком не представлены. Ответчиком добровольно приняты на себя обязательства по выполнению противопожарных мероприятий согласно условиям договора аренды лесного участка и проекту освоения лесов. При этом проект освоения лесов составляется самим арендатором, исходя из фактического состояния объекта аренды на основании материалов лесоустройства. Таким образом, принимая на себя обязательство по осуществлению работ по выполнению противопожарных мероприятий, ответчик, не исполняя данные обязательства, не вправе ссылаться на невозможность их исполнения, поскольку никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (
пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательств исполнения этой обязанности в объеме, заявленном в иске, ответчиком в материалы дела не представлено.
Учитывая, что доказательств исполнения обязанности в объеме, заявленном в иске, ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
В соответствии с
частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом правомерно определены сроки выполнения противопожарных мероприятий ответчиком в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ссылка ответчика на то, что в отношении него введена процедура наблюдения и заявленное требование подлежало ввиду невозможности его исполнения в натуре перерасчету в денежную форму и рассмотрению в рамках дела о банкротстве, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно
пункту 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Поскольку Министерством лесного хозяйства Красноярского края заявлены неимущественные требования к ответчику (об обязании выполнить противопожарные мероприятия), в отношении которого введена процедура наблюдения, отсутствуют основания для оставления заявленного требования без рассмотрения в порядке
пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам ответчика, само по себе введение процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве при наличии действующего договора аренды лесного участка не свидетельствует о невозможности выполнения арендатором обязательств в виде противопожарных мероприятий по договору аренды.
При этом на момент вынесения решения ответчик не мог не знать о введении в отношении него процедуры наблюдения, вместе с тем каких-либо доводов о необходимости перерасчета предъявленных требований в денежную форму по причине невозможности выполнения противопожарных мероприятий в суде первой инстанции заявлено не было.
Суд апелляционной инстанции также разъясняет, что в случае наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (
пункт 3 статьи 401 ГК РФ), ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (
статья 324 АПК РФ) (
пункт 34 Постановления N 7).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2024 года по делу N А33-22782/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
И.Н.БУТИНА
Н.А.МОРОЗОВА