Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-770/2025 (УИД 21MS0029-01-2024-002602-36)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-770/2025 (УИД 21MS0029-01-2024-002602-36)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.


Содержание


ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2025 г. N 16-770/2025
УИД 21MS0029-01-2024-002602-36
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу главы администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Шемуршинского района Чувашской Республики от 4 октября 2024 года, решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Шемуршинского района Чувашской Республики от 4 октября 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2024 года администрация Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики Г. выражает несогласие с принятыми по настоящему делу судебными актами, просит их отменить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших для возбуждения дела) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность определена данным законом как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Этой же нормой установлено, что первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарной преградой в числе прочего являются противопожарные минерализованные полосы.
Следовательно, с учетом указанного нормативного регулирования, создание минерализованных полос или иных противопожарных барьеров относится к первичным мерам пожарной безопасности.
Пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима) установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Из материалов дела следует, что в 16 сентября 2024 года в ходе внепланового выездного обследования, проведенного на основании решения заместителя начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии от 13 сентября 2024 года N 2409/020-21/7-В, с целью контроля исполнения предписания, выданного органу местного самоуправления - администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики и полученного ею 16 апреля 2024 года, установлено не выполнение администрацией Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики в установленный срок 01 августа 2024 года пунктов 3, 4, 5, 6, 7 предписания N 2404/020-21/2-В/ПВП от 16 апреля 2024 года главного государственного инспектора Шемуршинского муниципального округа по пожарному надзору об устранении нарушений требований пункта 70 Правил противопожарного режима, статьи 21 Закона о пожарной безопасности.
В частности, в ходе проверки установлено, что вокруг населенных пунктов с. Шемурша, п. Баскаки, п. Муллиная, с. Бичурга - Баишево, д. Байдеряково не созданы (обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Выявленные нарушения отражены в акте выездного обследования от 16 сентября 2024 года и послужили основанием для составления 20 сентября 2024 года главным государственным инспектором Шемуршинского муниципального округа по пожарному надзору-начальником ОНД и ПР по Шемуршинскому муниципальному округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что администрация имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Законность пунктов 3, 4, 5, 6, 7 предписания главного государственного инспектора Шемуршинского муниципального округа по пожарному надзору-начальника ОНД и ПР по Шемуршинскому муниципальному округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике N 2404/020-21/2-В/ПВП от 16 апреля 2024 года сомнений не вызывает. Оно вынесено уполномоченным на то должностным лицом органа государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, требования 3,4,5,6,7 предписания об устранении нарушений основаны на нормах права.
Жалоба на постановление рассмотрена судом второй инстанции в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, которыми мотивирована жалоба, поданная в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела по существу, а также в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, оснований для признания их заслуживающими внимания предыдущими судебными инстанциями установлено не было, мотивы, по которым доводы признаны несостоятельными, подробно приведены в решениях и сомнений в своей обоснованности не вызывают.
Администрацией не были приняты достаточные меры, направленные на исполнение предписания об устранения требований пожарной безопасности в целях исключения перехода природных пожаров на территорию названных населенных пунктов в установленный в нем срок.
Как правомерно указано предыдущими судебными инстанциями, непосредственное примыкания земель лесного фонда к землям населенных пунктов не свидетельствует об отсутствии возможности устройства минерализованной полосы, так как действующее законодательство не содержит норм, исключающих обязанность создания противопожарных минерализованных полос при непосредственном примыкании земель лесного фонда к землям населенного пункта.
Кроме того, в пункте 70 Правил противопожарного режима указано на возможность создания иных противопожарных барьеров, которые, как следует из материалов дела, вокруг населенных пунктов п. Шемурша, п. Баскаки, п. Муллиная, с. Бичурга - Баишево, д. Байдеряково не созданы. По настоящему делу обустройство таких барьеров также свидетельствовало бы об устранении администрацией нарушений требований пункте 70 Правил противопожарного режима, целью которого являлось предписание N 2404/020-21/2-В/ПВП от 16 апреля 2024 года.
Несогласие заявителя с выводами судов сводится к несогласию с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для изменения (или отмены) обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок привлечения администрации к административной ответственности соблюдены. Дело рассмотрено мировым судьей по месту совершения административного правонарушения.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Шемуршинского района Чувашской Республики от 4 октября 2024 года, решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики оставить без изменения, а жалобу главы администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики Г. - без удовлетворения.
Судья
О.Р.НОВОЖЕНИНА