Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2025 N 17АП-844/2025-АК по делу N А60-24705/2024
Требование: О признании незаконным решения об отказе во внесении изменений о сведениях места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2025 N 17АП-844/2025-АК по делу N А60-24705/2024
Требование: О признании незаконным решения об отказе во внесении изменений о сведениях места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2025 г. N 17АП-844/2025-АК
Дело N А60-24705/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2025 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Корюкова Валентина Антоновича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 декабря 2024 года
по делу N А60-24705/2024
по заявлению индивидуального предпринимателя Корюкова Валентина Антоновича (ИНН 666400493638, ОГРН 304667415400010)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений о сведениях места размещения нестационарного торгового объекта, изложенного в письме N 29.3-07/218 от 23.04.2024,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Екатеринбургская электросетевая компания" (ИНН 6658139683, ОГРН 1026602312770),
установил:
Индивидуальный предприниматель Корюков Валентин Антонович (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Екатеринбурга (далее - Администрация) об отказе во внесении изменений о сведениях места размещения нестационарного торгового объекта, изложенного в письме N 29.3-07/218 от 23.04.2024; о признании незаконным решения Администрации об исключении места размещения нестационарного торгового объекта, ранее предусмотренного строкой 19 Приложения N 4 Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Екатеринбурга (вид НТО - киоск, специализация "Овощи-фрукты", площадь 10 кв. м по адресу ул. Ак. Бардина, 3) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Екатеринбурга, изложенное в пп. 2 п. 1 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 26.06.2024 N 1467.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в качестве единственного основания отказа во внесении изменений в Схему размещения в части изменений сведений о площади и типе объекта Заявителя, Администрация указала на несоответствие подпункту 8 пункта 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Суд первой инстанции, признавая законным данное решение Администрации, пришел к ошибочному выводу, что удовлетворение заявления об увеличении площадей мест размещения НТО ведет к появлению преимуществ и созданию более выгодного положения для хозяйствующего субъекта - заявителя по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе теми, которые заключили договоры, предусматривающие размещение НТО, по результатам аукционных процедур; условие о площади является существенным в договорах, сославшись на пункт 8 статьи 448 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, суд первой инстанции также не учитывает непоследовательность действий Администрации, которая в 2023-2024 годах вносила изменения в Схему размещения в части внесения изменений сведений о площадях нестационарных торговых объектов. Суд первой инстанции не привел в мотивировочной части решения обоснования отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе Администрации во внесении изменений сведений о типе нестационарного торгового объекта заявителя, чем допустил нарушение норм процессуального права, что в силу части 3 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного решения. Выводы суда первой инстанции о нахождении спорного места размещения на остановочном пункте общественного транспорта не соответствуют фактическим обстоятельствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного решения. Также, суд первой инстанции ошибочно посчитал доказанным факт нахождения спорного места размещения в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения.
Администрация города Екатеринбурга с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в письменной отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Акционерное общество "Екатеринбургская электросетевая компания" также представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отмечает, что поскольку по спорному адресу объекты электросетевого хозяйства АО "ЕЭСК" отсутствуют, в границы охранной зоны АО "ЕЭСК", нестационарный торговый объект, размещенный по адресу: ул. Академика Бардина, 3, не входит, права и законные интересы АО "ЕЭСК" в данном споре не затрагиваются, вопрос о законности и обоснованности заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом рассмотрено заявление акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания" о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между заявителем и Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга (далее - Администрация района) был заключен договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта, от 14.10.2020 N 212-2020/Л сроком на три года (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1. вышеуказанного договора Администрация района предоставляет правообладателю право на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) - киоска со специализацией "овощи, фрукты" площадью 10 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3.
06.10.2023 было подписано дополнительное соглашение к договору о продлении срока действия договора на два года; в соответствии с пунктом 4.4.4 договоров правообладатель обязан использовать объект и место размещения объекта в соответствии с условиями пункта 1.1 договора, тем самым заявитель принял на себя права и обязанности правообладателя НТО по договору, содержащему площадь места размещения НТО 10 кв. м.
Сотрудниками Администрации района в ходе обследования места размещения НТО выявлено, что фактическая площадь НТО не совпадает с указанной в договоре, что является существенным нарушением условий договора, в связи с чем 23.11.2022, 12.05.2023 и 23.01.2024 в адрес заявителя были направлены письма от 23.11.2022 N 65.19-20/002/2545, 12.05.2023 N 65.19-19/001/322 и от 23.01.2024 N 65.17-10/164 соответственно, с требованиями о приведении фактической площади НТО в соответствие с условиями договора.
28.02.2024 в ходе обследования места размещения сотрудниками Администрации района установлено, что вышеуказанные нарушения условий договора не устранены, требования не выполнены, что подтверждается актом осмотра от 28.02.2024 N 20/2. Кроме того, как следует из указанного акта, заявитель увеличил площадь нестационарного торгового объекта за счет "пристройки", а не во исполнение требований Постановления Администрации города Екатеринбурга от 14.10.2020 N 2027 "Об утверждении требований, предъявляемых к внешнему виду нестационарных торговых объектов, размещаемых на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
С заявлением об изменении условий договора заявитель в суд не обращался.
Администрацией района было принято решение об одностороннем отказе от Договора и в адрес истца направлено уведомление от 13.03.2024 N 65.17-10/1073 о расторжении договора и освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, а также указано, что Договор прекратит свое действие по истечении 30 календарных дней с момента получения истцом уведомления.
Односторонний отказ от договора рассматривается в рамках дела N А60-26525/2024.
27.03.2024 заявитель обратился в адрес Администрации с заявлением об изменении сведений о вышеуказанном месте размещения нестационарного торгового объекта, в части изменения площади объекта с 10 кв. метров на 15 кв. метров и типа нестационарного торгового объекта с киоска на павильон.
Администрация приняла решение об отказе в удовлетворении заявления Заявителя, изложив отказ в письме N 29.3-07/218 от 23.04.2024.
В ходе рассмотрения настоящего дела, Администрацией г. Екатеринбурга было принято решение об исключении места размещения нестационарного торгового объекта, ранее предусмотренного строкой 19 Приложения N 4 Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Екатеринбурга (вид НТО - киоск, специализация "Овощи-фрукты", площадь 10 кв. метров, по адресу: л. Ак. Бардина, 3.), из Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Екатеринбурга, изложенное в пп. 2 п. 1 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 26 июня 2024 года N 1467.
Заявитель полагая, что принятые ненормативные акты незаконны, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Согласно статье 16 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ).
На основании пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения НТО, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Порядок разработки и утверждения схем размещения НТО в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП (далее - Порядок N 295-ПП).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Екатеринбурга осуществляется в местах, определенных схемой размещения и на основании договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов, заключенных Администрацией района города Екатеринбурга с правообладателями нестационарных торговых объектов в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32 "Об утверждении Положения "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение от 17.03.2020 N 7/32).
В соответствии с разделом 3 Положения от 17.03.2020 N 7/32 заключение договора без проведения аукциона осуществляется в соответствии с главой 3 Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области" (далее - Порядок от 14.03.2019 N 164-ПП) на основании заявления о заключении договора, направленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган.
В соответствии с Порядком от 14.03.2019 N 164-ПП заключение договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, происходит по результатам торгов либо без торгов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Екатеринбурга, включено место размещения нестационарного торгового объекта - киоска со специализацией "овощи, фрукты" площадью 10 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3.
В соответствии с пунктом 7 главы 1 Порядка от 14.03.2019 N 164-ПП, между заявителем и Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга (далее - Администрация района) был заключен договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта, от 14.10.2020 N 212-2020/Л сроком на три года (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1. вышеуказанного договора Администрация района предоставляет правообладателю право на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) - киоска со специализацией "овощи, фрукты" площадью 10 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3.
06.10.2023 было подписано дополнительное соглашение к договору о продлении срока действия договора на два года; в соответствии с пунктом 4.4.4 договоров правообладатель обязан использовать объект и место размещения объекта в соответствии с условиями пункта 1.1 договора, тем самым заявитель принял на себя права и обязанности правообладателя НТО по договору, содержащему площадь места размещения НТО 10 кв. м.
Отношения, возникающие при разработке Администрацией города Екатеринбурга схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и внесении изменений в утвержденную схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", регулируются Административным регламентом исполнения муниципальной функции "Разработка схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 12.03.2015 N 639 (далее - Постановление от 12.03.2015 N 639).
Пунктом 28 Постановления от 12.03.2015 N 639 установлено, что основанием для начала исполнения административного действия по рассмотрению предложений о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных объектов является поступление предложений от заинтересованных лиц о включении в схему размещения нестационарных объектов новых мест размещения нестационарных объектов и от территориальных органов о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных объектов.
До 12.04.2024 рассмотрение поступивших предложений осуществлялось на заседаниях комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - комиссия), положение которой утверждено Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 27.07.2015 N 1356 "О комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которые проводились согласно графику, утвержденному председателем комиссии.
27.03.2024 заявитель обратился в Администрацию города Екатеринбурга с предложением о внесении изменений сведений в схему размещения в части изменения площади места размещения НТО, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3 с 10 кв. м на 15 кв. м. В обоснование необходимости внесения изменений сведений в схему размещения в части изменения площадей мест размещения НТО заявитель указал на реконструкцию НТО в соответствии с Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 14.10.2020 N 2027 "Об утверждении требований, предъявляемых к внешнему виду нестационарных торговых объектов, размещаемых на территории муниципального образования город Екатеринбург".
Внесение изменений и дополнений в Схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по основаниям, указанным в пункте 33 Порядка, и с учетом требований, установленных в пункте 32 Порядка.
В случае отказа во включении места размещения в Схему размещения, в изменении сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта и (или) нестационарном торговом объекте указываются соответствующие основания для отказа, предусмотренные пунктом 26 Порядка (п. 32 Порядка в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).
Основаниями для внесения изменений и дополнений в Схему размещения являются: 1) реализация долгосрочных стратегических и целевых программ муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; 2) необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) новая застройка отдельных элементов планировочной структуры населенных пунктов, районов, микрорайонов, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 4) прекращение деятельности нестационарных торговых объектов, принятие органом местного самоуправления решения по предложениям о включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов; 5) ремонт и реконструкция автомобильных дорог и (или) реализация мероприятий по благоустройству территории, повлекшие необходимость переноса места размещения нестационарного торгового объекта, иные случаи возникновения необходимости использования земельного участка, на котором расположено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд; 6) место размещения нестационарного торгового объекта перестало соответствовать требованию, указанному в пункте 16 настоящего порядка (п. 33 Порядка в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2021 N 998-ПП).
10.04.2024 комиссией в соответствии протоколом комиссии от 10.04.2024 N 8/42/29.3-01 принято решение отказать во внесении изменений сведений в схему размещения в части изменения площади места размещения НТО, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3 с 10 кв. м на 15 кв. м на основании пункта 32 Порядка от 27.04.2017 N 295-ПП, а именно: основанием для отказа во внесении изменений и дополнений в схему размещения по предложению о развитии сети нестационарных торговых объектов заинтересованного лица является несоответствие требованиям, указанным в пункте 16 Порядка от 27.04.2017 N 295-ПП.
Согласно пункту 16 Порядка от 27.04.2017 N 295-ПП, нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом требований законодательства Российской Федерации, законодательства Свердловской области и правовых актов органов местного самоуправления.
Между тем, реконструкция нестационарного торгового объекта не предоставляет заявителю право на изменение его площади и соответственно право на внесение изменений в Схему, так как субъект предпринимательской деятельности может реализовать свое право на изменение характеристик НТО только путем внесения соответствующих изменений в схему размещения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что заявитель же самовольно изменил площадь НТО, до внесения изменений в Схему НТО.
Указанное свидетельствует о том, что обращение заявителя в уполномоченный орган об увеличении площади объекта направлено на придание законности своему незаконному поведению.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает безусловной обязанности органа местного самоуправления принять решение по подготовке проекта схемы размещения НТО по предложению об изменении площади места размещения павильона только на основании поступившего заявления хозяйствующего субъекта, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение является правомерным.
Само по себе наличие интереса хозяйствующего субъекта в изменении площади НТО не является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в Схему размещения НТО, так как данный вопрос подлежит разрешению уполномоченным органом исходя из существа спорных правоотношений в каждом конкретном случае, с учетом публичных интересов.
Как указывает заинтересованное лицо, в данном случае такое изменение Схемы в части увеличения площади НТО, направлено на обход процедуры получения права на размещение НТО на общих основаниях (решение Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32 "Об утверждении Положения "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург").
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 10-1 статьи 37 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" Администрация города Екатеринбурга разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждена Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Схема размещения).
Согласно подпункту 2 пункта 16 Порядка от 27.04.2017 N 295-ПП схема размещения не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов в местах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Заинтересованное лицо представило доказательства несоответствия места размещения требованиям законодательства.
05.06.2024 комиссией по изменению схем размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии с протоколом заседания от 05.06.2024 N 12/42/29.3-01 принято решение исключить из схемы размещения место размещения киоска со специализацией "овощи, фрукты" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 3 площадью 10 кв. м на основании подпункта 10 пункта 33 Постановление Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Порядок от 27.04.2017 N 295-ПП), поскольку место размещения нестационарного торгового объекта перестало соответствовать требованиям, указанным в пункте 16 Порядка от 27.04.2017 N 295ПП, и расположено на остановочном пункте городского транспорта общего пользования, а также в связи с несоответствием места размещения нестационарного торгового объекта требованиям:
- подпунктов 3, 4 пункта 231 Правил благоустройства, согласно которым в границах муниципального образования "город Екатеринбург" не допускается размещение нестационарных торговых объектов в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения (электронный кабель подземный низкого напряжения), на остановочных пунктах городского транспорта общего пользования;
- подпункта "б" пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", в соответствии с которым запрещается размещать объекты и предметы, которые могут препятствовать доступу обслуживающего персонала и техники к объектам электроэнергетики;
- пункта 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.", согласно которому тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства;
- части 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламента требованиях пожарной безопасности", согласно которому противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
- пункта 4.3 Свода Правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" не соблюдены минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями.
Согласно схеме, предоставленной Комитетом по транспорту место размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3, входит в заездной карман остановки общественного транспорта "Микрохирургия глаза".
Вопреки доводам жалобы, материалами настоящего дела и открытыми источниками подтверждается расположение места размещения нестационарного торгового объекта в заездном кармане остановочного пункта городского транспорта, что является нарушением норм действующего законодательства.
Так, согласно письму Муниципального бюджетного учреждения "Центр градостроительных компетенций "Геотрест" от 08.08.2024 N 21.1-07/369 место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3 частично расположен в границах сетей инженерно-технического обеспечения (электрокабель подземного высокого напряжения).
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).
В силу подпункта 3 пункта 231 Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" не допускается размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований указанного Федерального закона.
Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (пункт 36 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, установлены в СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденные Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288.
Согласно пункту 4.3 СП 4.13130.2013 минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13 указанного свода правил.
Из содержания таблицы 1 СП 4.13130.2013 следует, что для определения минимального противопожарного расстояния требуются как данные о степени огнестойкости объектов, так и класса их конструктивной опасности зданий, сооружений; при этом в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности зданий минимальное противопожарное расстояние может составлять от 6 до 15 метров согласно представленной ниже таблице.
Судом из заключения Муниципального бюджетного учреждения "Центр градостроительных компетенций "Геотрест" установлено и иного не доказано, что расстояние между многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина 3/1 и нестационарным торговым объектов заявителя составляет 9 кв. м.
Таким образом, при размещении нестационарного торгового объекта заявителя нарушено законодательство в минимальном противопожарном расстоянии, требования о соблюдении указанного норматива также подтверждается судебной практикой.
Принимая во внимание доказанность материалами дела факта незаконного размещения НТО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Администрации об отказе во внесении изменений о сведениях места размещения нестационарного торгового объекта, изложенного в письме N 29.3-07/218 от 23.04.2024 незаконным.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения об исключения места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 3 из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" договор был расторгнут с заявителем.
Отсутствие у заявителя права на размещения нестационарного торгового объекта также исключает удовлетворение требований заявителя о признании незаконным решения Администрации об исключении места размещения нестационарного торгового объекта, ранее предусмотренного строкой 19 Приложения N 4 Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Екатеринбурга (вид НТО - киоск, специализация "Овощи-фрукты", площадь 10 кв. м по адресу ул. Ак. Бардина, 3) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Екатеринбурга, изложенное в подпункте 2 пункта 1 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 26.06.2024 N 1467.
Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы истца, направленные по существу на переоценку выводов суда первой инстанции и основанные на неверном толковании норм материального права, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Всем доводам заявителя суд первой инстанции дал надлежащую оценку, верно установил фактические обстоятельства дела на основании совокупности доказательств, представленных в материалы дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2024 года по делу N А60-24705/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.ШАЛАМОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.М.ТРЕФИЛОВА