Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2025 N 17АП-1671/2025-АК по делу N А60-70202/2024
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2025 N 17АП-1671/2025-АК по делу N А60-70202/2024
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание

Из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства "Разъяснения по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов" от 25.01.2019, следует, что в случае расположения в непосредственном прилегании к границам населенного пункта земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, сплошная вырубка в качестве меры предупреждения лесных пожаров, запрещается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2025 г. N 17АП-1671/2025-АК
Дело N А60-70202/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2025 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Невьянского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 февраля 2025 года
по делу N А60-70202/2024
по заявлению Администрации Невьянского городского округа (ИНН 6621002530, ОГРН 1026601327939)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890), главному государственному инспектору Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округ, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Барахоеву Артему Валерьевичу
о признании недействительным предписания главного государственного инспектора Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округ, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору от 22.10.2024 N 2410/016-66/170-В/ПВП,
установил:
Администрация Невьянского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, главному государственному инспектору Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округ, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Барахоеву Артему Валерьевичу о признании недействительным предписания главного государственного инспектора Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округ, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору (далее - заинтересованное лицо) от 22.10.2024 N 2410/016-66/170-В/ПВП.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 февраля 2025 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что пункты 54 - 60 предписания (территория населенного пункта находится за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова) не соответствуют требованиям законодательства. Отмечает, что Администрация Невьянского муниципального округа не является учредителем добровольной пожарной охраны, не уполномочена принимать решения по увеличению ее численного состава или созданию подразделений в сельских населенных пунктах. В материалы дела администрацией представлены фрагменты публичной кадастровой карты с изображением границ населенных пунктов, являющихся одновременно границами земельных участков граждан и земель лесного фонда или земель сельскохозяйственного назначения, с изображением естественных водоемов, являющихся противопожарными барьерами, представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, отчет кадастрового инженера, то есть вывод суда об отсутствии доказательств невозможности устранения нарушений по причинам, не зависящим от заявителя, не соответствуют действительности. Полагает, что судом проигнорированы обстоятельства наличия естественных противопожарных барьеров - водоемов Невьянский пруд, озеро Таватуй, водоем без наименования и болото на южной границе с. Шайдуриха, автомобильной дороги в пос. Ребристый, железной дороги в с. Шурала, не учтено, что населенные пункты образовались стихийно в 16-19 веках до принятия нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, что границы населенных пунктов одновременно являются границами земельных участков, принадлежащих третьим лицам, в связи с чем организация противопожарных барьеров на земельных участках, принадлежащим третьим лицам, приведет к нарушению их прав, а кроме того, в силу п. 67, 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16.09.2020, является обязанностью самих правообладателей.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.10.2024 N 2410/016-66/170-В проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Невьянского городского округа с целью контроля выполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 24.04.2024 N 2404/016-66/13-В/ПВП; от 24.04.2024 N 2404/016-66/14-В/ПВП; от 24.07.2024 N 2407/016-66/131-В/ПВП.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно нарушения, связанные с необеспечением населенных пунктов системами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, невыполнение мероприятий по защите населенных пунктов от лесных и иных ландшафтных пожаров, отсутствием должного количества источников наружного противопожарного водоснабжения.
По результатам проведенных мероприятий по контролю составлен акт проверки от 14.10.2024 N 2410/016-66/170-В/АВП и выдано предписание от 22.10.2024 N 2410/016-66/170-В/ПВП.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Администрация Невьянского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ, Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе: правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, при этом нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 названного Федерального закона.
В силу Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (далее - Положение N 868), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 2 Положения N 868).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленной ему компетенции.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Как следует из материалов дела, пункты 54 - 60 оспариваемого предписания содержат сведения о населенных пунктах, расположенных в границах городского округа, находящихся за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" "Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах"
1. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
3. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Свод правил СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения" (утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 181)
п. 3.1 Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов.
п. 3.2.1 Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны предоставляются для населенных пунктов - органами исполнительной власти (Администрацией) населенных пунктов.
В ходе проведения проверки в адрес Администрации Невьянского городского округа направлено требование о предоставлении документов и сведений имеющих значение в соответствии с п. 9 Распоряжения, которые подтверждают исполнение ранее выданных предписаний (в части нарушений, срок исполнения по которым установлен 01.10.2024).
Информации о принятии необходимых мер в части устранения нарушений по дислокации подразделений пожарной охраны в адрес ОНД и ПР не направлено. Сведений о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городского округа не имеется.
Оспаривая указанные пункты предписания, Администрация повторно указывает, что она не является учредителем добровольной пожарной охраны, не уполномочена принимать решения по увеличению ее численного состава или созданию подразделений в сельских населенных пунктах.
В соответствии со статьей 4 Закона о пожарной безопасности пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
Требования по финансовой и материально-технической обеспеченности служб пожарной охраны - Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Закона о пожарной безопасности).
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований (ст. 11.1 Закона о пожарной безопасности).
Согласно пунктам 24, 25, 26 статьи 6 Устава Невьянского городского округа к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 6.1 Устава Невьянского городского округа органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм следует, что Администрация обязана принимать все исчерпывающие меры для исполнения требований пожарной безопасности при выполнении первичных мер пожарной безопасности и как уполномоченный орган местного самоуправления должна обеспечить места дислокации подразделений пожарной охраны в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности.
При этом, сведения о создании объектов обеспечения пожарной безопасности в рамках объектов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (новое строительство 6 объектов, сведения об объектах не конкретизированы), схемы предполагаемых размещений, на которые ссылается Администрации Невьянского ГО, в материалы дела не представлены.
Пунктами 1 - 10, 12 - 20 предписания Администрации указано на то, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта подверженного угрозе лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров, вокруг территории населенного пункта не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Статьей 69 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесными насаждениями установлено: п. 2 Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.
Населенные пункты, расположенные на территории Невьянского городского округа являются подверженными угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Свердловской области N 142-ПП от 18.03.2021 года, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Свердловской области N 164-ПП от 09.03.2023 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 года N 1885, п. 70 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" был дополнен абзацем следующего содержания: В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов подверженных угрозе лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Данные требования по обеспечению пожарной безопасности относятся в целом к населенному пункту, подверженному угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, а не к отдельной территории, примыкающей к лесу, в связи с чем позиция Администрации Невьянского городского округа о возложении обязанности на правообладателей земельных участков не верна.
При этом в ходе проведения проверки в адрес Администрации Невьянского городского округа направлено требование о предоставлении документов и сведений имеющих значение в соответствии с п. 9 Распоряжения, которые подтверждают исполнение ранее выданных предписаний (в части нарушений, срок исполнения по которым установлен 01.10.2024).
Сведений о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городского округа не имеется. В рамках проведения проверки в адрес ОНД и ПР предоставлены муниципальные контракты, работы по которым не завершены.
Таким образом, в Правилах противопожарного режима предусмотрены некоторые виды приведения в надлежащее состояние прилегающих к лесу территорий, одним из которых является создание минерализованной полосы шириной не менее 10 метров.
Выбор мероприятий по защите населенных пунктов от природных пожаров, в части устройства иного противопожарного барьера осуществляется лицом, на которое возложена эта обязанность. Позиция Администрации Невьянского городского округа о невозможности выполнения минерализованной полосы в связи с неровной местностью; наличием скалистого грунта не учитывает возможность создания иных противопожарных барьеров в соответствии с действующим законодательством. Указанную меру (создание противопожарного барьера) законодатель не связывает с безусловной обязанностью произвести вырубку лесных насаждений на землях лесного фонда.
Из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства "Разъяснения по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов" от 25.01.2019, следует, что в случае расположения в непосредственном прилегании к границам населенного пункта земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, сплошная вырубка в качестве меры предупреждения лесных пожаров, запрещается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений.
Таким образом, в тех случаях, когда вырубка леса запрещена, предупреждение пожаров может осуществляться путем создания противопожарных минерализованных полос в виде асфальтированных или грунтовых дорог с учетом входящих в них элементов (проезжие части, обочины, водоотводные канавы), железных дорог, а также путем организации иных мер предупреждения пожаров, не связанных со сплошными рубками лесных насаждений.
Ссылки заявителя на невозможность устранения нарушений по причинам, не зависящим от заявителя, а именно наличие естественных преград, которые не позволят осуществить мероприятия, отклонены судом как несостоятельные, поскольку соответствующими доказательствами не подтверждены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что возложение обязанности по устранению нарушения, предполагает возможность самостоятельного выбора юридическим лицом способа исполнения предписания, в связи, с чем отсутствие в предписании указания на конкретные мероприятия не нарушает прав и законных интересов заявителя и не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания в данной части. При этом, установление в предписании конкретных действий по устранению допущенных нарушений влечет за собой ограничение заявителя в выборе способа устранения данных нарушений, и, следовательно, вмешательство административного органа в хозяйственную деятельность администрации, что является недопустимым.
Пунктами 21, 22, 24 - 27, 29 - 31, 36 - 40, 42 - 47, 49 - 51, 53 предписания указано на то, что "отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в границах застройки" "место для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения не соответствует предъявляемым требованиям".
О несоответствии территорий населенных пунктов в части оборудования источниками наружного противопожарного водоснабжения юридическое лицо - Администрация Невьянского городского округа уведомлено надлежащим образом длительное время, а именно в ходе проведенной проверки в адрес Администрации Невьянского городского округа внесено предписание 38/1/20 от 30.07.2018, с указанием на отсутствие необходимых условий для забора воды на цели наружного противопожарного водоснабжения.
Срок устранения указанных нарушений был установлен 30.04.2019.
Предписанием N 79/1/47 от 15.07.2021 срок устранения нарушений связанных с устройством источников наружного противопожарного водоснабжения установлен до 01.11.2022, а также указанные нарушения были отражены в предписаниях 2023 и 2024 годах.
Таким образом, сведения, о необходимости выполнения мероприятий в указанной части Администрации Невьянского городского округа были известны, начиная с 2018 года.
Наличие данных нарушений установлено административным органом, зафиксировано в акте проверки и заявителем не опровергнуто (ст. 65 АПК РФ).
В обжалуемом предписании от 22.10.2024 N 2410/016-66/170-В/ПВП установлен срок до 01.04.2025 только по п. 21 (с учетом выполнения муниципального контракта в п. Середовина, который на момент проверки был не исполнен).
Остальные нарушения, связанные с необходимостью устройства источников наружного противопожарного водоснабжения, предложены к устранению в срок до 01.10.2025, что является разумным и достаточным сроком.
Отклоняя ссылки Администрации на то, что средств местного бюджета недостаточно для выполнения всех предписанных мероприятий, однако заявитель принимает все возможные меры для соблюдения требований пожарной безопасности, суд обоснованно исходил из того, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для признания предписания недействительным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для признания предписания недействительным не имеется, требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы, приводимые заявителем в жалобе, о необоснованности оспариваемого предписания не свидетельствуют, поскольку сводятся к собственному толкованию отдельных нормативных положений, не свидетельствующих об отсутствии вмененных нарушений, а также содержат аргументы о предпринимаемых мерах, при этом сам факт нарушений на момент проверки не опровергают.
Приведенные доводы о неисполнимости предписания судом проверены и отклонены, поскольку предписание не содержит неясных формулировок по исполнению возложенных на общество обязанностей.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Фактически, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах установленных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 февраля 2025 года по делу N А60-70202/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.ШАЛАМОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Т.С.ГЕРАСИМЕНКО