Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2025 N 16-884/2025 (УИД 81RS0006-01-2024-002635-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2025 N 16-884/2025 (УИД 81RS0006-01-2024-002635-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2025 г. N 16-884/2025(16-6034/2024)
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору от 22 августа 2024 года, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) от 11 сентября 2024 года, решение судьи Пермского краевого суда от 08 октября 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального округа - главы администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Н.,
установил:
постановлением государственного инспектора Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору от 22 августа 2024 года N 114 глава муниципального округа - глава администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 11 сентября 2024 года (N 12-114/2024), оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 08 октября 2024 года, указанное постановление должностного лица изменено, путем исключения указания на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Н. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит их отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, указывая на то, что им приняты все меры для выполнения требований пожарной безопасности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, поступившего в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 03.02.2025 года, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (пункт 3.2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ).
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2024 года в 12 часов 40 минут на пульт диспетчера ЦППС СПТ 14 ПСО от диспетчера пожарной части 72 сообщение о возгорании по адресу: Пермский край, Юсьвинский муниципальный округ, поселок Кама; где на несанкционированной свалке (координаты 59.173843, 56.148543), на открытой территории горел мусор. При этом земельный участок, на котором произошел пожар, относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. В силу части первой статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть третья данной статьи).
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Главой муниципального округа - главой администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края на основании решения Думы Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 22.12.2022 года N 473 избран Н.
Таким образом, с учетом вышеприведенных требований закона, деяние (бездействие) главы муниципального округа - главы администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Н., ответственного за пожарную безопасность и не обеспечившего в нарушение требований пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на земельном участке, правообладателем которого является муниципальное образование, своевременную уборку мусора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, которые были исследованы в ходе рассмотрения дела и получили надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы Н. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, со ссылками на то, что им принимались необходимые и достаточные меры для выполнения требований пожарной безопасности, в том числе администрацией муниципального округа утверждена программа "Защита населения и территории Юсьвинского муниципального округа Пермского края от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", что в течение 2022 года на территории муниципального округа ликвидировано 6 несанкционированных свалок ТКО, в течение 2023 года ликвидированы 3 несанкционированные свалки, а в 2024 году - 2 свалки, и ежегодно проводятся мероприятия по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТКО, о чем принимаются соответствующие решения и проводятся мероприятия, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностным лицом и предыдущих судебных инстанций; они не опровергают наличие в деянии главы муниципального округа - главы администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Факт выявления возгорания мусора на несанкционированной свалке на территории муниципального округа на земельном участке, правообладателем которого является муниципальное образование, свидетельствует о недостаточности мер принятых для обеспечения выполнения требований пожарной безопасности.
Несогласие заявителя с изложенными в оспариваемых решениях выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, а также с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о доказанности виновности Н. как должностного лица в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Н. к административной ответственности соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении и с участием Н., которому были разъяснены его права и который выразил несогласие с протоколом. Копия протокола об административном правонарушении была вручена в установленном порядке.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом вынесено постановление, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
При назначении административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей с учетом всех обстоятельств дела, является обоснованным и справедливым.
Судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору от 22 августа 2024 года, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) от 11 сентября 2024 года, решение судьи Пермского краевого суда от 08 октября 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального округа - главы администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Н., оставить без изменения, жалобу Н. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА