Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2025 N 07АП-1499/2025 по делу N А03-12127/2024
Требование: О признании незаконным бездействия государственного органа, выразившегося в неосуществлении мероприятий по ликвидации последствий лесного пожара, обязании обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2025 N 07АП-1499/2025 по делу N А03-12127/2024
Требование: О признании незаконным бездействия государственного органа, выразившегося в неосуществлении мероприятий по ликвидации последствий лесного пожара, обязании обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2025 г. N 07АП-1499/2025
Дело N А03-12127/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2025 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хуснутдиновой А.О. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (N 07АП-1499/2025) на решение от 29.01.2025 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12127/2024 (судья Энтус О.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корал", Ракиты, Рубцовский район, Алтайский край (ОГРН 1052201696656, ИНН 2269008634) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) о признании незаконным бездействия государственного органа,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Суханова Л.В. по доверенности от 09.01.2025, паспорт, диплом (онлайн),
от заинтересованного лица: Полховская Л.С. по доверенности от 01.02.2025, паспорт, диплом (онлайн),
от третьих лиц: без участия (извещены).
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" (далее - заявитель, общество, ООО "Грин-Форс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство), которым просит:
признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в неосуществлении на территории Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесного пожара в период с 23 июня 2022 года по 28 июня 2022 года, оформленного Актом о лесном пожаре от 09.07.2022 N 18, в виде проведения лесопатологического обследования и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий;
обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края:
- в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения по настоящему делу обеспечить проведение лесопатологического обследования с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в следующих лесных кварталах и лесотаксационных выделах на территории Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края, предоставленных в аренду ООО "КОРАЛ" по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 16.12.2008 N П-18/3 и пройденных лесным пожаром согласно Акту о лесном пожаре от 09.07.2022 N 18:
квартал N 26 выдел N 13;
квартал N 27 выдела N 9, N 11, N 12, N 13, N 18, N 21, N 23;
квартал N 28 выдел N 14, N 19, N 20, N 26, N 27, N 28, N 29, N 34, N 35, N 36, N 37, N 38, N 39;
квартал N 29 выдела N 35, N 37;
квартал N 38 выдела N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 18, N 19, N 20, N 21;
квартал N 39 выдела с N 1 по N 15 (включительно); с N 17 по N 37 (включительно);
квартал N 40 выдела N 7, N 9, N 10, N 11, N 12, N 15, N 16, N 17, N 22, N 24, N 25, N 26, N 27, N 29, N 30, N 31, N 32, N 33, N 35, N 36, N 37, N 38, N 39, N 40, N 42, N 43;
квартал N 41 выдел N 21;
квартал N 49 выдела с N 1 по N 8 (включительно); с N 10 по N 14 (включительно), с N 16 по N 28 (включительно), N 30, N 32, N 33;
квартал N 50 выдела с N 1 по N 13 (включительно); с N 15 по N 20 (включительно);
квартал N 51 выдела с N 1 по N 20 (включительно), N 22;
квартал N 52 выдела N 7, N 13, N 16, N 17, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25;
квартал N 58 выдел N 17;
квартал N 59 выдел N 34;
квартал N 60 выдела с N 1 по N 8 (включительно), с N 10 по N 16 (включительно), N 19, N 20, N 24, N 25;
квартал N 61 выдела с N 1 по N 10 (включительно), с N 12 по N 30 (включительно), N 32, N 33, N 34, N 35, N 36, N 37;
квартал N 62 выдела с N 1 по N 15 (включительно), N 17; N 18, N N 20, 21, С N 23 по N 27 (включительно); N 29;
квартал N 63 выдела с N 1 по N 3 (включительно); с N 5 по N 16 (включительно), с N 18 по N 25 (включительно);
квартал N 64 выдела N 5, N 8, N 19, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25;
квартал N 68 выдел N 10; квартал N 71 выдела с N 1 по N 8 (включительно), с N 10 по N 13 (включительно), с N 15 по N 20 (включительно), N 22, N 29; квартал N 73, выдел N 21, выдела с N 23 по N 25 (включительно), N 27, N 32;
квартал N 74 выдела с N 1 по N 8 (включительно), N 11, с N 13 по N 15 (включительно), с N 17 по N 5 (включительно), N 33;
квартал N 75 выдела с N 1 по N 6 (включительно), с N 8 по N 12 (включительно), N 14, N 15, N 18, N 21, N 23;
квартал N 76 выдела N 1, N 3, N 4, N 5, N 7, N 10, N 15, N 18;
квартал N 77 выдела N 21, N 23, N 24, N 25, N 28, N 30, N 31, N 33;
квартал N 80 выдела N 1, N 2, N 3, N 6, N 14;
квартал N 81 выдела N 1, N 2, N 4, N 6, N 7, N 8, N 10, N 13, N 14, N 15, N 18, N 20, N 22, N 24;
квартал N 82 выдел N 1, выдел N 3, выдела с N 5 по N 8 (включительно), выдел N 10, выдела с N 13 по N 15 (включительно), N 20, N 21, N 24, N 25, N 27;
квартал N 83 выдела N 4, N 9, N 24, N 35;
квартал N 84 выдел N 1, N 3, N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 13, N 14, N 15, N 17, N 19, N 21, N 22;
квартал N 85 выдела N 5, N 6, N 8;
квартал N 86 выдела N 2, N 4, N 7, N 9, N 11, N 16, N 17, N 18;
квартал N 87 выдела с N 2 по N 6 (включительно), N 9, N 10, N 12, N 14, N 15;
квартал N 88 выдела N 4, N 5, N 7, N 9, N 10, N 11, N 2, N 14, N 15, N 16, N 18, N 21, N 22;
квартал N 89 выдела N 3, N 5, N 13;
квартал N 92 выдела N 1, N 2, N 4, N 5, N 7, N 9, N 10, N 11, N 14, 15, с N 17 по N 21 включительно), с N 26 по N 33 (включительно), N 36, N 37;
квартал N 93 выдел N 8;
квартал N 96 выдела N 1, N 4, N 7 N 16;
квартал N 103 выдел N 13;
квартал N 104 выдел N 2;
квартал N 105 выдела N 13, N 14, N 18;
квартал N 109 выдела N 1, N 4, N 5, с N 7 по N 18 (включительно), N 21, N 22;
квартал N 111 выдела N 1, N 2, N 3;
квартал N 112 выдела N 1, N 2, N 4, N 5, N 6, N 9, N 10, N 11, N 12, N 15, N 16, N 17;
квартал N 116 выдела с N 1, с N 3 по N 7 (включительно), N 18, N 19, N 25;
квартал N 119 выдела N 1, N 6, N 8, N 9, N 13, N 14, N 15, N 17, N 18.
- обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в следующих лесных кварталах и лесотаксационных выделах:
квартал N 26 выдел N 13;
квартал N 27 выдела N 9, N 11, N 12, N 13, N 18, N 21, N 23;
квартал N 28 выдел N 14, N 19, N 20, N 26, N 27, N 28, N 29, N 34, N 35, N 36, N 37, N 38, N 39;
квартал N 29 выдела N 35, N 37;
квартал N 38 выдела N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 18, N 19, N 20, N 21;
квартал N 39 выдела с N 1 по N 15 (включительно); с N 17 по N 37 (включительно);
квартал N 40 выдела N 7, N 9, N 10, N 11, N 12, N 15, N 16, N 17, N 22, N 24, N 25, N 26, N 27, N 29, N 30, N 31, N 32, N 33, N 35, N 36, N 37, N 38, N 39, N 40, N 42, N 43;
квартал N 41 выдел N 21;
квартал N 49 выдела с N 1 по N 8 (включительно); с N 10 по N 14 (включительно), с N 16 по N 28 (включительно), N 30, N 32, N 33;
квартал N 50 выдела с N 1 по N 13 (включительно); с N 15 по N 20 (включительно);
квартал N 51 выдела с N 1 по N 20 (включительно), N 22;
квартал N 52 выдела N 7, N 13, N 16, N 17, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25;
квартал N 58 выдел N 17;
квартал N 59 выдел N 34;
квартал N 60 выдела с N 1 по N 8 (включительно), с N 10 по N 16 (включительно), N 19, N 20, N 24, N 25;
квартал N 61 выдела с N 1 по N 10 (включительно), с N 12 по N 30 (включительно), N 32, N 33, N 34, N 35, N 36, N 37;
квартал N 62 выдела с N 1 по N 15 (включительно), N 17; N 18, N N 20, 21, С N 23 по N 27 (включительно); N 29;
квартал N 63 выдела с N 1 по N 3 (включительно); с N 5 по N 16 (включительно), с N 18 по N 25 (включительно);
квартал N 64 выдела N 5, N 8, N 19, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25;
квартал N 68 выдел N 10;
квартал N 71 выдела с N 1 по N 8 (включительно), с N 10 по N 13 (включительно), с N 15 по N 20 (включительно), N 22, N 29;
квартал N 73, выдел N 21, выдела с N 23 по N 25 (включительно), N 27, N 32;
квартал N 74 выдела с N 1 по N 8 (включительно), N 11, с N 13 по N 15 (включительно), с N 17 по N 5 (включительно), N 33;
квартал N 75 выдела с N 1 по N 6 (включительно), с N 8 по N 12 (включительно), N 14, N 15, N 18, N 21, N 23;
квартал N 76 выдела N 1, N 3, N 4, N 5, N 7, N 10, N 15, N 18;
квартал N 77 выдела N 21, N 23, N 24, N 25, N 28, N 30, N 31, N 33;
квартал N 80 выдела N 1, N 2, N 3, N 6, N 14;
квартал N 81 выдела N 1, N 2, N 4, N 6, N 7, N 8, N 10, N 13, N 14, N 15, N 18, N 20, N 22, N 24;
квартал N 82 выдел N 1, выдел N 3, выдела с N 5 по N 8 (включительно), выдел N 10, выдела с N 13 по N 15 (включительно), N 20, N 21, N 24, N 25, N 27;
квартал N 83 выдела N 4, N 9, N 24, N 35;
квартал N 84 выдел N 1, N 3, N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 13, N 14, N 15, N 17, N 19, N 21, N 22;
квартал N 85 выдела N 5, N 6, N 8;
квартал N 86 выдела N 2, N 4, N 7, N 9, N 11, N 16, N 17, N 18;
квартал N 87 выдела с N 2 по N 6 (включительно), N 9, N 10, N 12, N 14, N 15;
квартал N 88 выдела N 4, N 5, N 7, N 9, N 10, N 11, N 2, N 14, N 15, N 16, N 18, N 21, N 22;
квартал N 89 выдела N 3, N 5, N 13;
квартал N 92 выдела N 1, N 2, N 4, N 5, N 7, N 9, N 10, N 11, N 14, 15, с N 17 по N 21 включительно), с N 26 по N 33 (включительно), N 36, N 37;
квартал N 93 выдел N 8;
квартал N 96 выдела N 1, N 4, N 7 N 16;
квартал N 103 выдел N 13;
квартал N 104 выдел N 2;
квартал N 105 выдела N 13, N 14, N 18;
квартал N 109 выдела N 1, N 4, N 5, с N 7 по N 18 (включительно), N 21, N 22;
квартал N 111 выдела N 1, N 2, N 3;
квартал N 112 выдела N 1, N 2, N 4, N 5, N 6, N 9, N 10, N 11, N 12, N 15, N 16, N 17;
квартал N 116 выдела с N 1, с N 3 по N 7 (включительно), N 18, N 19, N 25;
квартал N 119 выдела N 1, N 6, N 8, N 9, N 13, N 14, N 15, N 17, N 18.
в сроки, предусмотренные
пунктом 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
От общества с ограниченной ответственностью "Корал" поступило заявление о процессуальном правопреемстве, в связи с присоединением общества с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" к обществу с ограниченной ответственностью "Корал".
Определением от 22.08.2024 суд произвел процессуальную замену заявителя по арбитражному делу N А03-12127/2024 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании незаконным бездействия государственного органа, с общества с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" на общество с ограниченной ответственностью "Корал" (далее - заявитель, ООО "Корал").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.01.2025 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Министерство не может направить средства федерального бюджета на проведение лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий, в связи с тем, что действующим законодательством Российской Федерации не установлен перечень мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины, пострадавшим от воздействия лесного пожара в период действия режима чрезвычайной ситуации, должно обеспечиваться арендатором лесного участка.
ООО "Корал" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании
статей 123,
156,
266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со
статьями 266,
268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16.12.2008 между Управлением лесами Алтайского края (далее - арендодатель) (правопреемником Управления лесами Алтайского края в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 N 54 является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, которое согласно Указу Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152 переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края) и ООО "Грин-Форс" (далее - арендатор,) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства N П-18/3 (далее-договор), в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 договора, в целях его использования для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендуемый лесной участок расположен в границах Угловского района Озеро-Кузнецовского лесничества (бывший Тополинский лесхоз), общей площадью 60743 га.
22.06.2022 на территории арендуемого обществом выдела N 18 в квартале 27 Лаптевского участкового лесничества обнаружен лесной пожар на площади 3 га, начато его тушение. В дальнейшем пожар перерос в категорию крупного, верхового средней интенсивности, низового устойчивого средней интенсивности, локализован 23.06.2022 и 28.06.2022, ликвидирован 05.07.2022.
Пройденная лесным пожаром площадь составила 4911,88 га, в том числе на территории кварталов и выделов Лаптевского участкового лесничества, находящихся в аренде у общества - 4310,98 га, на не арендованном лесном участке - на площади 600 га.
ООО "Грин-Форс" письмом N 25 от 10.04.2024 обратился в адрес Министерства с предложением провести ЛПО на лесных участках, зафиксированных в Акте о пожаре N 18, а также в установленные законодательством сроки обеспечить проведение СОМ.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления N 65604992271515 данное письмо получено Министерством 12.04.2024, однако в установленный срок ответ не получен.
Ссылаясь на незаконность бездействия Министерства, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление лесопатологических обследований, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий относится к полномочиям Министерства, в связи с чем бездействие Министерства, выразившееся в неосуществлении на территории Лаптевского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесного пожара в период с 23.06.2022 по 28.06.2022, оформленного Актом о лесном пожаре от 09.07.2022 N 18, в виде проведения лесопатологического обследования и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу
части 1 статьи 198,
части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании
части 1 статьи 65,
части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу
статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Мероприятия по защите лесов включают в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (
пункт 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
В свою очередь, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе проведение лесопатологических обследований (
подпункт 3 пункта 1 статьи 60.3 ЛК РФ).
При этом защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
кодексом, другими федеральными законами (
часть 4 статьи 60.1 ЛК РФ).
По правилам
части 1 статьи 60.6 ЛК РФ лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (
часть 3 статьи 60.6 ЛК РФ).
В силу части 4 названной статьи порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 статьи 60.7 ЛК РФ и
пунктом 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 (далее - Санитарные правила N 2047) предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, работы по ЛПО и СОМ осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Аналогичная обязанность арендаторов лесных участков по проведению СОМ предусмотрена в пункте 3 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утв. приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 912.
Согласно
пункту 1 части 4 статьи 60.7 ЛК РФ и пункта 7 Правил СОМ N 912 осуществление данных мероприятий не допускается, если они не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования.
Порядок проведения ЛПО урегулирован
приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910 (далее - порядок N 910), в соответствии с пунктом 1 которого при проведении обследований осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами.
В силу пункта 37 Порядка N 910 с целью точного определения границ повреждения лесных насаждений, площадей погибших или поврежденных лесных насаждений и подготовки документации для проведения СОМ проводятся ЛПО инструментальным (детальным) способом.
Пунктом 15 Санитарных правил N 2047 предусмотрено, что непосредственно сами СОМ (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
По мнению Министерства проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины, пострадавшим от воздействия лесного пожара в период действия режима чрезвычайной ситуации, должно обеспечиваться арендатором лесного участка.
Однако,
частью 1 статьи 53.7 ЛК РФ установлено, что мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 ЛК РФ.
При этом в силу
части 4 статьи 53.7 ЛК РФ при закупке работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном
частью 3 статьи 19 ЛК РФ.
Таким образом, органы государственной власти размещают заказ на выполнение работ по ликвидации последствий ЧС в лесах, пострадавших вследствие лесных пожаров, путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказ на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий размещается одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины. По результатам аукциона выявляется исполнитель работ, которым может стать любое юридическое или физическое лицо, в том числе и арендатор этого лесного участка.
Руководствуясь вышеприведенными законоположениями, суд первой инстанции сделал верный вывод, что участие арендатора в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории арендованных лесных участков возможно только по результатам аукционных процедур, соответственно, возложение на арендатора обязанности проведения лесопатологического обследования при таких обстоятельствах является неоправданным, так как результаты такого обследования будут являться основой для последующего формирования аукционной (конкурсной) документации, необходимой для организации торговых процедур уполномоченным государственным органом, в которых участие арендатора лишь предполагается и зависит от его волеизъявления.
Как верно отметил суд первой инстанции, в представленных в материалы дела договоре и в проекте освоения лесов общества отсутствует обязательства своими силами и за свой счет проводить работы как по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на арендованном лесном участке, так и по проведению для этого на поврежденных территориях лесопатологического обследования с целью определения объемов работ и подготовки документации для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Необходимость проведения ЛПО подтверждается представленным в материалы дела актом о лесном пожаре N 18 от 09.07.2022 (с приложениями), согласно которому пройденная лесным пожаром площадь составила всего 4 911, 88 га, из которых 4 056,08 га (приспевающие, средневозрастные, спелые и перестойные насаждения, СБП, СВБ, ТРБ преобладающая порода сосна обыкновенная, кустарники, акация); лесная не покрытая площадь - 188,8 га (прогалины, пустыри -148,8га, несомкнувшиеся лесные культуры породы сосна - 40 га); не лесная площадь - 667 га (сенокос - 546,6 га, пастбище - 77,3 га, солонцы - 10,3 га, скотопрогон - 5,5 га, пашня - 16,2 га, противопожарный разрыв - 12,1 га).
Доводы Министерства о том, что действующим законодательством Российской Федерации не установлен перечень мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в связи с чем Министерство не может направить средства федерального бюджета на проведение лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с
частью 1 статьи 83 ЛК РФ часть полномочий Российской Федерации в области лесных отношений передается для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (
пункт 1 статьи 133 БК РФ).
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в
пункте 1 статьи 133 БК РФ, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (
пункт 3 статьи 133 БК РФ).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета (
статья 85 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила N 837).
Пунктом 2 Правил N 837 предусмотрено, что субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (
пункт 3 Правил N 837).
Так уже отмечалось ранее,
частью 1 статьи 53.7 ЛК РФ установлено, что мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 ЛК РФ.
При этом, обязанность Министерства по проведению ЛПО и СОМ установлена судебными актами по делу N А03-12142/2022, имеющими преюдициальное значение для настоящего дела.
Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края от 14.03.2023 по делу N А03-12142/2022 возложение на арендатора обязанности проведения лесопатологического обследования при таких обстоятельствах является неоправданным, так как результаты такого обследования будут являться основой для последующего формирования аукционной (конкурсной) документации, необходимой для организации торговых процедур уполномоченным государственным органом, в которых участие арендатора лишь предполагается и зависит от его волеизъявления; мероприятия по ликвидации последствий ЧС не могут быть возложены на арендаторов лесных участков и должны осуществляться за счет федерального бюджета.
Доводы и аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, апелляционный суд изучил и признает несостоятельными, поскольку все они сводятся к иному, нежели у суда, толкованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора.
Аналогичные доводы были заявлены в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом первой инстанции на основании полной и всесторонней оценки всех представленных в материалы дела доказательств.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных
статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании
пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со
статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
постановил:
решение от 29.01.2025 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12127/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
О.О.ЗАЙЦЕВА
Т.В.ПАВЛЮК