Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2025 N 05АП-6359/2024 по делу N А51-15409/2023
Требование: О признании недействительным акта комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2025 N 05АП-6359/2024 по делу N А51-15409/2023
Требование: О признании недействительным акта комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2025 г. N 05АП-6359/2024
Дело N А51-15409/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2025 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Панасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5",
апелляционное производство N 05АП-6359/2024
на решение от 23.09.2024
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-15409/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5" (ИНН 2540037880, ОГРН 1022502262892) к государственному учреждению Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648)
третье лицо: Министерство здравоохранения Приморского края
о признании недействительным акта от 12.07.2023 N 7 комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5" в части выводов о нецелевом использовании средств: для выплаты материальной помощи, с учетом начислений на оплату труда, в общей сумме 398 764,00 руб.; в части оплаты услуг по дистанционному обучению в 2022 году по дополнительной программе (повышение квалификации) "Пожарная безопасность для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации" в сумме 15 624,00 руб.; в отношении расходов на оказание услуг в 2021-2022 годах по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников на общую сумму 1 069 750,00 руб.; в отношении командировочных расходов (проезд, проживание), выплаченных в 2021 - 1 квартале 2023 годах сотрудникам, принимавшим участие в семинарах, форумах, научно-практических конференциях, всероссийских конгрессах на сумму 459 279,60 руб., выплаты отпускных за время обучения и оплата проезда к месту обучения на сумму 121 434,16 руб. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5": представитель Ширшов А.А. по доверенности от 12.02.2025, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката; представитель Горшкова А.С., на основании приказа от 31.03.2025, N 18/лс/18, паспорт;
от государственного учреждения Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края: представитель Говор О.В. по доверенности от 28.01.2025, сроком действия 31.01.2026, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 19637), паспорт.
установил:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5" (далее - заявитель, учреждение, КГБУЗ "ВДП N 5") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края (далее - Фонд) о признании недействительным акта от 12.07.2023 N 7 комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5":
- в части выводов о нецелевом использовании средств: для выплаты материальной помощи, с учетом начислений на оплату труда, в общей сумме 398 764,00 руб.;
- в части оплаты услуг по дистанционному обучению в 2022 году по дополнительной программе (повышение квалификации) "Пожарная безопасность для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации, ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации" в сумме 15 624,00 руб.;
- в отношении расходов на оказание услуг в 2021-2022 годах по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников на общую сумму 1 069 750,00 руб.;
- в отношении командировочных расходов (проезд, проживание), выплаченных в 2021 - 1 квартале 2023 годах сотрудникам, принимавшим участие в семинарах, форумах, научно-практических конференциях, всероссийских конгрессах на сумму 459 279,60 руб., выплаты отпускных за время обучения и оплата проезда к месту обучения на сумму 121 434,16 руб.
Одновременно заявитель просил обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением от 18.10.2023 в порядке
статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Приморского края (далее - третье лицо, Министерство).
Решением суда от 23.09.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы оспаривает выводы суда о том, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, обязательных психиатрических освидетельствований работников в случае и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не является обязательством системы ОМС, касается случаев проведения периодических медицинских осмотров для работодателей, не получающих средства ОМС за оказанные услуги. Названная правовая позиция подтверждается письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.09.2023 N 00-10-30-4-06/15072.
В отношении командировочных расходов (проезд, проживание), выплаченных в 2021 - 1 квартале 2023 годах, выплаты отпускных за время обучения и оплата проезда к месту обучения, заявитель указывает, что
пункт 5 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" устанавливает, что повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н, квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н.
По мнению учреждения, судом не учтено, что помимо ЕКСД, в соответствии со
статьей 195.1 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан применять профессиональные стандарты, которые принимаются на смену Единого квалификационного справочника (ЕКС). Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (
часть 1 статьи 195.3 ТК РФ).
Формы профессионального обучения медицинских работников не ограничиваются получением дополнительного профессионального образования, которое завершается итоговой аттестацией с выдачей подтверждающего документа государственного образца, но и включают в себя, в том числе, такие формы, как участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах, которые не предполагают выдачи документов о дополнительном профессиональном образовании установленного образца. Таким образом, командировочные расходы, связанные с участием сотрудников в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах, не могут быть отнесены к нецелевым.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что заявленные КГБУЗ "ВДП N 5" требования в части необоснованности признания командировочных расходов (суточные, проезд, проживание) сотрудников, принимавших участие в конференциях, конгрессах, форумах, семинарах на общую сумму 459 279,60 руб.. и оплата проезда к месту обучения на сумму 121 434,16 руб. основаны на нормах материального права и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Фонда на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
Министерство, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило, отношение к жалобе не выразило.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что на основании приказа ГУ ТФОМС ПК от 05.06.2023 N 195-П проведена плановая комплексная проверка использования средств, полученных КГБУЗ "ВДП N 5" на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.01.2020 по 31.03.2023.
12.07.2023 года в адрес КГБУЗ "ВДП N 5" поступил Акт N 7 комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5", составленный по результатам проверки Государственным учреждением - Приморским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Названным актом зафиксировано использование КГБУЗ "ВДП N 5" средств не по целевому назначению, в том числе:
1. В части выплаты материальной помощи, с учетом начислений на оплату труда, в общей сумме 398 764,00 руб. (в том числе: 21 208,00 руб. за 2020 год, 149 664,00 руб. за 2021 год, 176 382,00 руб. за 2022 год, 51 510,00 руб. за I квартал 2023 года);
2. В части оплаты услуг по дистанционному обучению в 2022 году по дополнительной программе (повышение квалификации) "Пожарная безопасность для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации, ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации" в сумме 15 624,00 руб.;
3. В отношении расходов на оказание услуг в 2021-2022 годах по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников на общую сумму 1 069 750,00 руб.;
4. В отношении командировочных расходов (проезд, проживание), выплаченных в 2021 - 1 квартале 2023 годах сотрудникам, принимавшим участие в семинарах, форумах, научно-практических конференциях, всероссийских конгрессах на сумму 459 279,60 руб., выплаты отпускных за время обучения и оплата проезда к месту обучения на сумму 121 434,16 руб.
Полагая, что Акт N 7 от 12.06.2023 в части признания нецелевым использованием названных расходов, не соответствует законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном
статьями 268,
270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыва, выслушав пояснения представителя Учреждения и Фонда, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200,
частям 2 и
3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В силу статьи 6 названного Кодекса бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со
статьями 10,
13 БК РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (
пункт 1 статьи 265 БК РФ).
В
статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По правилам
статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулирует Федеральный
закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно
статье 3 названного Закона обязательное медицинское страхование (ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы ОМС и в установленных названным
Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В силу
части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным
законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (
подпункты 2,
12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
Согласно доводам жалобы заявитель оспаривает вывод суда о том, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, обязательных психиатрических освидетельствований работников в случае и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не является обязательством системы ОМС, касается случаев проведения периодических медицинских осмотров для работодателей, не получающих средства ОМС за оказанные услуги. В обоснование своих возражений, заявитель ссылается на письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.09.2023 N 00-10-30-4-06/15072.
Судебная коллегия, проверив возражения учреждения в части выводов Фонда и суда первой инстанции в отношении расходов на оказание услуг в 2021-2022 годах по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников на общую сумму 1 069 750,00 руб., пришла к выводу об их необоснованности на основании следующего.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным
законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 232-ФЗ).
В силу статьи 82 названного Закона источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии с
частью 1 статьи 84 Закона N 323-ФЗ обязательное медицинское страхование гарантирует всем застрахованным гражданам медицинскую помощь в объеме территориальных и базовых программ обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (
часть 2 статьи 84 Закона N 323-ФЗ).
По правилам
пункта 1 части 5 статьи 84 Закона N 323-ФЗ медицинские организации, которые участвуют в реализации программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, вправе оказывать пациенту платные медицинские услуги, в том числе на иных условиях, чем предусмотрено указанными программами и (или) целевыми программ, при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (
пункт 4 части 5 статьи 84 Закона N 323-ФЗ).
В силу
статьи 298 Гражданского кодекса РФ доходы от оказания штатных услуг поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.
Таким образом, денежные средства, полученные от оказания медицинских услуг на платной основе, являются одним из источников финансового обеспечения медицинских организаций, в отношении которых учреждения вправе самостоятельно определять направления и порядок их расходования в соответствии с обязательствами.
Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам определяются
постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (утратил силу с 01.09.2023), от 11.05.2023 N 736.
Коммерческая деятельность медицинской организации, в том числе по средствам, полученным от такой деятельности, не входит в предмет проверок, проводимых территориальным фондом согласно
пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ в связи с отсутствием у Фонда соответствующих полномочий.
В данном случае, информация по доходам от оказания платных медицинских услуг в рамках заключенных с физическими и юридическими лицами договоров на оказание платных медицинских услуг, указанная Фондом в акте проверки, представлена рабочей группе в ходе проверки за подписью главного бухгалтера КГБУЗ "ВДП N 5".
Доход от оказания платных услуг может поступать медицинскому учреждению либо в кассу в виде наличных денежных средств от физических лиц, либо безналичным путем от юридических лиц на лицевой счет.
Проведенной проверкой установлено, что на основании договоров на оказание платных медицинских услуг от 06.03.2021 N 49-Д, от 25.03.2022 N 68-Д, заключенных КГБУЗ "ВДП N 5" с КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 1", в 2021, 2022 годах, соответственно, платежными поручениями от 19.05.2021 N 77827 на сумму 140 600,00 руб., от 28.06.2021 N 35592 на сумму 329 300,00 руб., от 18.08.2022 N 782991 на сумму 406 700,00 руб., от 18.08.2022 N 782992 на сумму 193 150,00 руб. оплачены услуги по медицинскому осмотру работников КГБУЗ "ВДП N 5".
Согласно
статье 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Согласно
статье 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств, в том числе обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
При этом предусмотренные
статьей 220 ТК РФ категории работников (работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей) проходят медицинские осмотры в соответствии с
Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденным приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (далее - Порядок).
На основании
пп. 6 Порядка, обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя.
По смыслу изложенного, нормы федерального законодательства не предоставляют медицинской организации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных расходов, предусматривая расходование именно собственных средств организации на указанные цели.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Как верно отметил суд первой инстанции, проведение медицинских осмотров персонала не является страховым случаем для бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, а по смыслу
статей 212,
214 ТК РФ являются обязательствами органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Судом установлено, что на территории Приморского края в спорный период действовали постановления Правительства Приморского края от 28.12.2020 N 1080-пп и от 29.12.2021 N 885-пп, утвердившие Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2021 год и на 2022 год соответственно (далее - Программа).
Согласно разделу III Программы (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно), разделу IV Программы (Территориальная программа обязательного медицинского страхования) осуществляются мероприятия по проведению профилактических медицинских осмотров. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров не предусмотрено.
В силу раздела V Программы за счет средств ОМС осуществлялось финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения).
В то же время, проведение же предварительных и периодических медицинских осмотров работников, обязательных психиатрических освидетельствований работников в случае и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не является обязательством системы ОМС.
Пунктом 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
Вместе с тем, в стандарты оказания медицинской помощи, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, не входят медицинские услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Согласно разделу 4.1 писем Минздрава России от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700 "О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи" и от 13.01.2022
N 11-7/И/2-275 "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 - 2024 годы" территориальная программа ОМС предусматривает проведение только профилактических осмотров в амбулаторных условиях при оказании первичной медикосанитарной помощи; территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров за счет средств обязательного медицинского страхования устанавливается с учетом показателя федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" по субъекту Российской Федерации (за исключением предварительных и периодических медицинских осмотров).
Из материалов дела судом установлено, что для осуществления финансово-хозяйственной деятельности КГБУЗ "ВДП N 5" открыты лицевые счета, представленные в приложении N 2 акта проверки от 12.07.2023 N 7, предназначенные для учета:
- собственных доходов учреждения N 20206Ц12060
- субсидий на выполнение государственного задания N 20206Ц12060
- субсидий на иные цели N 21206Ц12060
- средств обязательного медицинского страхования N 22206Ц12060 - ИБС N 14202310380.
Для учета средств, поступающих в медицинскую организацию по краевым программам, открыты в УФК отдельные лицевые счета, такие как для учета субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели.
Компенсация среднего заработка, выплаченная врачам, привлеченным для работы в военных комиссариатах, в оздоровительных лагерях и иные расходы, понесенные медицинской организацией в рамках заключенных договоров с этими организациями, в которых оговариваются все вопросы, связанные с реализацией тех и иных программ, производится за счет средств ОМС с последующим восстановлением израсходованных средств на счете ОМС после поступления финансирования от военных комиссариатов и др. организаций.
Судебная коллегия, повторно проанализировав структуру расходов медицинской организации с 01.01.2020 по 1-й квартал 2023 года, представленную в материалы дела, установила, что средства, полученные от оказания медицинских услуг на платной основе, были израсходованы медицинской организацией на заработную плату и начисления на оплату труда, на приобретение основных средств, и материальных запасов, оплачены налоги, услуги связи и услуги по содержанию имущества.
Аналогичные расходы предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включающей в себя расходы, установленные
пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату услуг связи, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Таким образом, медицинская организация подтвердила поступление денежных средств от оказания платных услуг. Вместе с тем, понесенные КГБУЗ "ВДП N 5" расходы не были направлены на выполнение территориальной программы ОМС. При таких обстоятельствах, расходы медицинской организации по оплате собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС на сумму 1 069 750,00 руб., не предусмотрены тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования и их оплата за счет средств ОМС является нецелевым использованием.
Возражения заявителя по вопросу квалификации Фондом расходов на оказание услуг в 2021-2022 годах по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников на общую сумму 1 069 750,00 руб. в качестве нецелевых со ссылкой на письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.09.2023 N 00-10-30-4-06/15072 судебной коллегией проверены и отклонены.
В соответствии со
статьей 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-0, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии с
пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно разделу 3 Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2021 год и на 2022 год, утвержденных постановлениями Правительства Приморского края от 28.12.2020 N 1080-пп и от 29.12.2021 N 885-пп соответственно осуществляются мероприятия по проведению профилактических медицинских осмотров. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров не предусмотрено.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС. Страховое обеспечение устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В стандарты оказания медицинской помощи, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, не входят медицинские услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается
статьей 35 Закона N 326-ФЗ и включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно
пункту 182 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, тарифы рассчитываются в соответствии с
Правилами ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Таким образом, структура тарифа, утверждаемая ежегодно Территориальным тарифным соглашением Приморского края, не включает расходы на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, следовательно, отнесение заявителем средств ОМС к собственным средствам работодателя неправомерно.
Как верно отметил суд первой инстанции, по правилам
статьи 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров. И только в случае необходимости проведения дополнительных обследований, не входящих в медицинский осмотр, как указано в
пункте 32 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (далее - Порядок проведения медосмотров), такие дополнительные обследования осуществляются за счет средств ОМС.
Исходя из изложенного, только дополнительные обследования проводятся за счет ОМС, но не предварительные либо периодические медицинские осмотры сотрудников, как ошибочно полагает заявитель.
Согласно указанию Фонда, по данным бухгалтерского учета медицинской организации в проверяемом периоде доходы от оказания платных медицинских услуг составили 16 925 034,87 руб., что свидетельствует о наличии у КГБУЗ "ВДП N 5" финансовой возможности исполнения обязанности работодателя по организации проведения за счет собственных средств периодических медицинских осмотров сотрудников в соответствии со
статьей 212 ТК РФ.
Доводы учреждения со ссылкой на письмо ФФОМС от 14.09.2023 N 00-10-30-4-06/15072, подлежат отклонению, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, а носит информационный, рекомендательный характер.
Более того, в силу
Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1226 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования не вправе самостоятельно давать разъяснения
Закона N 326-ФЗ. Указанным
постановлением право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздраву России, в том числе совместно с ФФОМС.
Согласно
частям 1 и
2 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти дают официальные разъяснения обязательных требований в отношении принятых ими нормативных правовых актов в целях пояснения их содержания, которые утверждаются руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти.
При таких обстоятельствах, письмо от 14.09.2023 N 00-10-30-4-06/15072, не является официальным разъяснением по вопросу финансирования обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, в связи с чем во внимание не принимается.
Суд также отмечает, что ранее ФФОМС в своих письмах от 21.01.2003
N 207/30-3/и "Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров", от 30.08.2010
N 3979/30-4/и "О рекомендациях к Приказу ФОМС" указывал, что проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется именно за счет средств работодателя и не может являться обязательством системы обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, выводы Фонда изложенные в акте в части расходов на оказание услуг в 2021-2022 годах по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников на общую сумму 1 069 750,00 руб. соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев возражения учреждения относительно выводов Фонда в части командировочных расходов (проезд, проживание), выплаченных в 2021 - 1 квартале 2023 годах сотрудникам, принимавшим участие в семинарах, форумах, научно-практических конференциях, всероссийских конгрессах на сумму 459 279,60 руб., выплаты отпускных за время обучения и оплата проезда к месту обучения на сумму 121434,16 руб. судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Фондом был установлен факт нарушения учреждением в проверяемом периоде в требований
пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, поскольку КГБУЗ "ВДП N 5" допускало расходы, не входящие в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, что является нецелевым использованием средств ОМС.
Так, в отношении командировки главного врача на мероприятие V Всероссийская научно-практическая конференция в период с 20.09.2021 по 24.09.2021 (г. Красноярск) расходы из средств ОМС на проезд, оплата за проживание и суточные составили 35211,50 руб.;
- на мероприятие программа ДПО в период 02.10.2022 по 09.10.2022 (г. Москва, г. Санкт-Петербург) расходы составили 105071,70 руб.;
- на мероприятие городской форум профессионалов в период с 14.12.2022 по 18.12.2022 (г. Москва) расходы составили 116 692 руб.;
- в отношении зав. отделением Тучиной М.Е., Крон Н.А., на XXI Российском конгрессе в период с 20.09.2022 по 24.09.2022 расходы составили 47654,40 руб.;
- в отношении старшей медсестры Курушкиной А.Н., Милованцевой Т.В. и главной медсестры Мацаковой С.Б. на мероприятие практикум расходы в период с 18.01.2023 по 22.01.2023 (г. Москва) составили 154 650 руб.
Всего из средств ОМС оплачено 459 279,60 руб.
Согласно
части 4 статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии с
частью 4,
6,
7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе производить оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно
пункту 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В статье 72 названного Закона закреплено право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Направление медицинских работников на профессиональную переподготовку или повышение квалификации регламентировано
приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" (далее - приказ Минздрава N 66н), согласно которому повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными
приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н.
В силу пункта 4 приказа Минздрава N 66н необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.
Согласно пункту 10 названного приказа освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации и профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией. Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации. Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки, выдается диплом о профессиональной переподготовке.
По смыслу изложенного, участие медицинских работников в практикумах, конференциях, конгрессах и форумах не является видом повышения квалификации медицинских работников.
Таким образом, выводы Фонда, поддержанные судом первой инстанции о том, что расходы медицинской организации за счет средств ОМС на командировочные расходы, не связанные с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации (участие в V Всероссийской научно-практической конференции "Практика разработки и внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации", XXI Российском конгрессе "Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии", городском форуме профессионалов "Моя поликлиника", практикуме "Организация сестринской деятельности при обращении с лекарственными средствами и медицинскими изделиями" и т.п.), относятся к нецелевому использованию средств ОМС соответствуют установленным по делу обстоятельствам и названному выше правовому регулированию.
Данные выводы согласуются также с правовой позицией, изложенной в
Определении Верховного Суда РФ 26.03.2020 N 307-ЭС20-2374 по делу N А05-1823/2019.
Из материалов дела также усматривается, что врачу-неврологу Шмаковой В.Б. за счет средств ОМС в сумме 29 442,40 руб. были возмещены расходы за проезд к месту учебы в г. Москву и произведена оплата дополнительного учебного отпуска в сумме 91 991,76 руб.
В силу
статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
По результатам проверки Фондом установлено, что КГБУЗ "ВДП N 5" произвело возмещение расходов на приобретение билетов без предоставления врачом-неврологом Шмаковой В.Б. разрешения непосредственного руководителя структурного подразделения на оплату расходов за счет собственных средств и авансового отчета об израсходованных средствах, утвержденного руководителем учреждения, наличие которых предусмотрено пунктом 2.8 Положения выдачи под отчет денежных средств медицинской организации.
В нарушение
пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" медицинской организацией КГБУЗ "ВДП N 5" не был заключен договор с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (повышение квалификации).
Между тем, трудовое законодательство не содержит норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, в том числе в случаях, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя. Не предусмотрена трудовым законодательством, другими нормативными правовыми актами и возможность компенсации работнику затрат, связанных с обучением, когда работник самостоятельно, по своей инициативе, прошел и оплатил такое обучение.
Также Фондом установлено, что обучение по курсу "Клиническая электроэнцефалография" - повышение квалификации (72 часа, очная форма на базе исполнителя) в период с 24.11.2022 по 03.12.2022 врач-невролог Шмакова В.Б. проходила согласно договору от 20.10.2022 N 50 (стоимость услуг - 24 500,00 руб.), который она заключила как физическое лицо с ЧОУ ДПО "Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой" и оплатила за счет собственных средств 21.10.2022 в сумме 25 112,50 руб. (612,50 руб. - комиссия банка).
Учебное учреждение предоставило Шмаковой В.Б. путевку N 50 о зачислении ее на очный цикл повышения квалификации. По завершению учебы между ЧОУ ДПО "Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой" и Шмаковой В.Б. 03.12.2022 был подписан акт выполненных работ по договору от 20.10.2022 N 50, выдано удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе "Функциональная диагностика. Клиническая электроэнцефалография" от 03.12.2022, регистрационный N 1810.
Между тем, в нарушение требований
статьи 187 ТК РФ вместо командировки на цикл повышения квалификации медицинской организацией издан приказ от 10.11.2022 N 571-к о предоставлении врачу-неврологу Шмаковой В.Б. дополнительного учебного отпуска (оплачиваемого) на 27 календарных дней с 17.11.2022 по 13.12.2022 согласно ее заявлению от 07.11.2022.
В силу
статей 173,
177 ТК РФ дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка предоставляются работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы. Право на предоставление гарантий и компенсаций сотрудникам дает справка-вызов из образовательной организации и заявление самого работника, написанное в произвольной форме. Справка-вызов подтверждает, что обучающийся работник успешно осваивает учебные программы, форма справки утверждена приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1368 "Об утверждении формы справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования". Получив эти документы, работодатель издает приказ о предоставлении учебного отпуска.
Учитывая изложенное следует признать, что в данном случае, произведенные выплаты врачу-неврологу Шмаковой В.Б. из средств ОМС в общей сумме 121 434,16 руб., оформленные с нарушением норм трудового законодательства и бухгалтерского учета, являются средствами ОМС, использованными учреждением не по целевому назначению.
Следовательно, выводы Фонда, изложенные в акте в данной части также соответствую установленным обстоятельствам и приведенному нормативному регулированию.
Проверив выводы Фонда в части выплаты материальной помощи, с учетом начислений на оплату труда, в общей сумме 398 764,00 руб. (в том числе: 21 208,00 руб. за 2020 год, 149 664,00 руб. за 2021 год, 176 382,00 руб. за 2022 год, 51 510,00 руб. за I квартал 2023 года) судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с
частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
На основании
статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В то же время, материальная помощь не является вознаграждением за труд, не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не относится к трудовой деятельности работника, а является дополнительной социальной гарантией, не предусмотренной законодательством Российской Федерации (помимо льгот, предоставляемых согласно действующему законодательству), и не входит в состав заработной платы.
Согласно
статье 144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в проверяемом периоде в Приморском крае правоотношения в сфере оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края, подведомственных Министерству здравоохранения Приморского края, регулировались Примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края, по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", утвержденным приказом департамента здравоохранения Приморского края от 03.10.2019 N 18/пр/1027.
Приказом главного врача КГБУЗ "ВДП N 5" от 28.10.2019 N 79 утверждено Положение об оплате труда. Согласно данному локальному нормативному акту, система оплаты труда работников медицинской организации включает в себя оклады, ставки заработной платы, повышающие коэффициенты за квалификационную категорию к окладам, компенсационные и стимулирующие выплаты (п. 2.1.1).
Перечень видов, порядок и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера установлены указанным Положением об оплате труда.
В силу пункта 4.1 Положения об оплате труда, работникам учреждения может быть оказана материальная помощь в трудной жизненной ситуации (без конкретизации).
Территориальные тарифные соглашения по оплате медицинской помощи (медицинских услуг) в системе обязательного медицинского страхования на территории Приморского края на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы не содержат в структуре тарифа выплаты за счет средств обязательного медицинского страхования материальной помощи.
Таким образом, выплаты материальной помощи в связи с юбилеем, со смертью близкого родственника не являются вознаграждением за труд, так как не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а являются дополнительной социальной гарантией, не предусмотренной законодательством Российской Федерации (помимо льгот, предоставляемых согласно действующему законодательству). Выплата в связи с юбилеем по своему смыслу не подпадает под определенное в пункте 4.1 назначение этой выплаты - оказание материальной помощи в трудной жизненной ситуации.
При таких обстоятельствах, следует признать, что материальная помощь не относится к заработной плате, не входит в структуру тарифа по оплате медицинской помощи, предусмотренную
частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, в связи с чем расходы медицинской организации на выплату материальной помощи являются нецелевыми.
Указанный правовой подход согласуется с выводами Верховного Суда РФ, изложенными в
Определении от 01.11.2021 N 304-ЭС21-19590 по делу N А03-10489/2019.
Проверив обоснованность выводов Фонда в части оплаты услуг по дистанционному обучению в 2022 году по дополнительной программе (повышение квалификации) "Пожарная безопасность для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации" в сумме 15 624,00 руб. суд пришел к следующим выводам.
Проведенной проверкой установлено, что в 2022 году КГБУЗ "ВДП N 5" заключило договор на оказание платных образовательных услуг от 21.04.2022 N ПК-04-17 с ЧОУ ДПО "Тихоокеанский институт инновационных систем" по дистанционному обучению по дополнительной программе (повышение квалификации) "Пожарная безопасность для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации" двух человек: главного врача, заместителя главного врача по хозяйственным вопросам, оплатив за счет средств ОМС за повышение квалификации 15 624,00 руб. (платежное поручение от 24.06.2022 N 407375; счет на оплату от 21.04.2022 N 95, акт об оказании услуг от 22.06.2022 N 103).
Согласно
части 4 статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В силу
пункта 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Частью 4,
6,
7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации вправе производить за счет средств обязательного медицинского страхования оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках базовой и территориальной программ ОМС.
Права и обязанности руководителя в области пожарной безопасности установлены
статьей 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которой руководитель организации имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые он содержит за счет собственных средств, проводить пожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату, стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу и не предусматривает расходы на реализацию мероприятий, связанных с пожарной безопасностью.
Пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В пунктах 193 - 195 Правил перечислены виды затрат, которые включаются в состав тарифа.
Постановлением Правительства Приморского края от 29.12.2021 N 885-па утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Источниками финансового обеспечения территориальной программы являются средства федерального бюджета, краевого бюджета, средства ОМС, согласно пункту 5.1. раздела V Территориальной программы - 2022.
Вместе с тем, названной Территориальной программой не предусмотрено финансирование за счет средств ОМС мероприятий, связанных с пожарной безопасностью.
В статье 16 Закона Приморского края "О пожарной безопасности в Приморском крае" от 13.07.1998 N 14-КЗ установлено, что финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы Приморского края является расходным обязательством Приморского края и обеспечивается за счет средств краевого бюджета.
Оценив названные правовые положения, судебная коллегия признает обоснованным вывод Фонда о том, что реализация исполнения возложенных на руководителя медицинской организации обязанностей в области пожарной безопасности, в перечень которых входит и организация обучения работников пожарно-техническому минимуму, должна осуществляться за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи по программе ОМС.
Отклоняя доводы учреждения со ссылкой на приказы МЧС России от 18.11.2021
N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" и от 05.09.2021
N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" в подтверждение своего довода, что данное обучение обязательно и подлежит оплате из средств ОМС, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что необходимость получения работниками медицинской организации знаний в области пожарной безопасности не связана с реализацией территориальной программы обязательного медицинского страхования, а наличие, либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Как верно отметил суд первой инстанции, со ссылкой на положения
части 1 статьи 306.4 БК РФ средства обязательного медицинского страхования являются частью бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи, на основании положений
Закона N 326-ФЗ,
Закона N 323-ФЗ, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае расходы, связанные с дистанционным обучением по дополнительной программе (повышение квалификации) "Пожарная безопасность для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации" в сумме 15 624,00 руб. произведены с нарушением целевого использования средств ОМС.
Подводя итог изложенному, судебная коллегия считает, что требование учреждения о признании недействительным Акта от 12.07.2023 N 7 комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 5" в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу
части 3 статьи 201 АПК Р Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со
статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, понесенные учреждением при подаче апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании
статьи 110 АПК РФ относятся апелляционным судом на подателя жалобы.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2024 по делу N А51-15409/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
А.В.ПЯТКОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ