Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2025 N 16-820/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ за невыполнение требований в области гражданской обороны.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2025 N 16-820/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ за невыполнение требований в области гражданской обороны.
Решение: Производство по делу прекращено.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2025 г. N 16-820/2025
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу начальника отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области (далее начальник ОНМГОЗН УНДПР ГУ МЧС России по Орловской области) К. (далее К.) на вступившее в законную силу решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 03 октября 2024 года, состоявшееся в отношении главы администрации Орловского муниципального округа Орловской области Ж. (далее Ж.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Орловского района Орловской области от 24 июля 2024 года должностное лицо - глава администрации Орловского муниципального округа Орловской области Ж. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 5 000 рублей.
Решением судьи Орловского районного суда Орловской области от 03 октября 2024 года постановление мирового судьи отменено с прекращением производства по делу.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник ОНМГОЗН УНДПР ГУ МЧС России по Орловской области К., направивший дело на рассмотрение мировому судье, просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на незаконность.
Ж., уведомленный в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, представил на нее возражения, в которых выразил согласие с судебным актом о прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы, возражений на нее, позволяет прийти к следующим выводам.
В доводах жалобы, поданной в кассационный суд, начальник ОНМГОЗН УНДПР ГУ МЧС России по Орловской области выражает несогласие с выводами судьи районного суда о прекращении производства, изложенными в судебном акте, полагает, что внеплановая выездная проверка в отношении администрации Орловского муниципального округа Орловской области проведена должностным лицом надзорного органа на предмет реализации администрацией полномочий в области гражданской обороны в соответствии со
статьей 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не тождественна надзорному мероприятию, осуществляемому в порядке требований Федерального
закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Считает, что основания для применения положений
статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом деле отсутствовали, производство по делу прекращено судьей необоснованно.
Проверка позиции заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Федеральный
закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее Закон о гражданской обороне) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В
части 2 статьи 8 Закона о гражданской обороне установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают и осуществляют своевременное оповещение населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В силу положений
пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также Закон N 131-ФЗ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которые определяют требования к эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Как следует из материалов дела распоряжением заместителя начальника Главного управления МЧС России по Орловской области от 14 марта 2024 года, принятым по поручению Президента Российской Федерации от 21 января 2024 года N Пр-107 на основании
абзаца второго части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностными лицами ГУ МЧС России по Орловской области проведена проверка администрации Орловского муниципального округа Орловской области на предмет реализации органом местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны.
Распоряжение о проведении проверки вручено главе Орловского муниципального округа Орловской области Ж. 18 марта 2024 года (л.д. 20-21).
По результатам проверки, проведенной в период с 19 апреля по 26 апреля 2024 года, составлен акт внеплановой выездной проверки от 26 апреля 2024 года, в котором подробно отражены выявленные в деятельности администрации нарушения Федерального
закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне",
Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687,
Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583,
Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", иных нормативных актов в сфере гражданской обороны (л.д. 25-35).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица - главы Орловского муниципального округа Орловской области Ж. протокола об административном правонарушении от 07 июня 2024 года N 22, предусмотренного
частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения Ж. постановлением мирового судьи к административной ответственности по названной норме.
Отменяя постановление мирового судьи судебного участка N 1 Орловского района Орловской области от 24 июля 2024 года, судья районного суда исходил из того, что по результатам внеплановой выездной проверки в отношении главы администрации Орловского муниципального округа Орловской области Ж. составлены два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 1 статьи 20.7 и
частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые подлежали рассмотрению мировым судьей в одном производстве с назначением единого административного наказания по правилам
статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Ж. на постановление мирового судьи, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности истек, возможность направления дела на новое рассмотрение мировому судье утрачена, судья районного суда прекратил производство по
пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая состоявшийся акт судьи районного суда, должностное лицо ГУ МЧС России по Орловской области ссылается, что в рассматриваемом деле положения
статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменимы, ввиду проведения проверки в отношении администрации в соответствии с Федеральным
законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, тогда как контрольная надзорная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным
законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Данный довод заявителя не может быть признан обоснованным и являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц (
часть 1 статьи 2 названного Закона).
Положения указанного Федерального
закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами
(часть 2 статьи 2).
В соответствии с
частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального
закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального
закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (
часть 11 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с
пунктом 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, органами государственного пожарного надзора являются, в том числе территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальных отделов (отделений, инспекций).
На территории Орловской области таким органом является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области.
В силу
части 2 статьи 77 Закона N 131-ФЗ государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Согласно
части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации без согласования с органами прокуратуры (
абзац 2 части 2.6 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ).
Вступившим в силу 06 апреля 2022 года Федеральным
законом от 23 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее Закон N 70-ФЗ)
статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена
частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи)
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Частью 6 статьи 4.4 названного Кодекса определено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи)
раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные
частями 2 -
4 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела внеплановая выездная проверка деятельности администрации Орловского муниципального округа Орловской области проведена уполномоченными должностными лицами органа федерального государственного пожарного надзора на основании соответствующего распоряжения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Орловской области от 14 марта 2024 года, изданного в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с
абзацем вторым части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По результатам одного контрольного мероприятия, оформленного актом выездной проверки, должностным лицом надзорного органа выявлено два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрены
частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и
частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, при рассмотрении дел и вынесении постановлений о привлечении главы администрации Орловского муниципального округа Орловской области Ж. мировому судье следовало учитывать положения
статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки позиции заявителя, осуществление уполномоченным органом предусмотренных контрольных (надзорных) функций, в порядке, определенном не Федеральным
законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, а иным нормативным актом, в частности, Федеральным
законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, не является основанием для выводов о неприменении положений
частей 5 и
6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе надзорного мероприятия, проведенного в отношении деятельности органа местного самоуправления, осуществляемой им при решении вопросов местного значения.
Кроме того,
части 5 и
6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенные Федеральным
законом от 23 марта 2022 года N 70-ФЗ, не содержат отсылок к конкретному закону, определяющему возможность их применения.
Решение судьи районного суда, состоявшееся по жалобе Ж., об отмене постановления и прекращении производства по делу соответствует требованиям
пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса, поскольку установив существенные процессуальные нарушения, допущенные мировым судьей при рассмотрении дела, с учетом истечения срока давности привлечения субъекта к административной ответственности, судья применил основание, установленное
пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела нижестоящим судом допущены нарушения
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований для отмены или изменения судебного акта не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 03 октября 2024 года, состоявшееся в отношении главы администрации Орловского муниципального округа Орловской области Ж., по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области К. - без удовлетворения.
Судья
О.А.ПОЛЯНИНА