Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2025 по делу N 16-701/2025 (УИД 34RS0008-01-2024-008832-05)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2025 по делу N 16-701/2025 (УИД 34RS0008-01-2024-008832-05)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2025 г. по делу N 16-701/2025
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Полякова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 34 Федеральной службы исполнения наказаний" Поляниной Е.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору от 13 февраля 2024 года, решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 15 октября 2024 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 34 Федеральной службы исполнения наказаний",
установил:
постановлением государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору от 13 февраля 2024 года Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 34 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 15 октября 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2024 года, постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Полянина Е.А. выражает несогласие с указанными актами, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством ответственность несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Ворошиловскому и Центральному районам отдела надзорной деятельности профилактической работы по г. Волгограду управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области в целях контроля выполнения ранее выданного предписания от 10 марта 2023 года N 43/1/1 проведен внеплановый инспекционный визит за соблюдением ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации территории, зданий и помещений, расположенных по адресу: <адрес> в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
для отделки пола путей эвакуации в общем коридоре второго и третьего этажей допущено применение горючих декоративно-отделочных материалов (линолеум), техническая документация не представлена (статья 134, таблица 28 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
не обеспечено соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций чердачного помещения, не осуществлена проверка огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (абзац 1 пункта 13 Правил противопожарного режима);
при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководителем организации не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности на 1-м этаже здания, а именно в тамбуре запасного эвакуационного выхода допущено устройство рентген кабинета (пункт 23, подпункт "в" пункта 27 Правил противопожарного режима);
электроприемники систем кондиционирования (сплит-систем), установленные в поликлинике, не сблокированы с автоматической пожарной сигнализацией для их отключения при пожаре (часть 1 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 6.24 СП 7.13130.2013);
при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладателем объекта защиты не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до замены в установленном порядке (часть 1 статьи 54, часть 4 статьи 83, часть 3 статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 54 Правил противопожарного режима);
второй этаж здания не оборудован эвакуационным выходом (часть 1 статьи 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2.9 СП 1.13130.2020, пункт 23 Правил противопожарного режима);
помещения четвертого этажа N N 4, 5, 9, кабинеты N 115, 103, 112, 109, 209, 212, 302, 304 и общие коридоры первого и второго этажей здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (статьи 4, 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 61 Правил противопожарного режима, пункт 6 приложения N 5 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464, пункт 10 таблицы А1 СП 484.1311500.2020);
руководителем учреждения не обеспечено проведение не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы, предназначенной для эвакуации людей при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 17 Правил противопожарного режима);
заполнение проемов в противопожарных преградах, ведущих в помещения хранения различных горючих материалов (материалов в горючей упаковке), расположенных на четвертом этаже, выполнено дверьми с пределом огнестойкости менее требуемого (часть 1 статьи 59, часть 13 статьи 88, таблица N 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 5.6.4 СП 4.13130.2013);
заполнение проема (люка), расположенного в объеме лестничной клетки четвертого этажа здания (малый спортивный зал), ведущего в чердачное помещение, выполнен дверьми (люком) с пределом огнестойкости менее требуемого (часть 1 статьи 59, пункт 1 части 13 статьи 88, таблица N 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
руководителем учреждения не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения, не организовано проведение его проверки в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункты 8, 50 Правил противопожарного режима).
Факт выявленных нарушений требований пожарной безопасности послужил основанием для составления в отношении ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела учреждение привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства совершения ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие обозначенных нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведенного отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Ворошиловскому и Центральному районам отдела надзорной деятельности профилактической работы по г. Волгограду управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области инспекционного визита, подтверждены необходимой совокупностью имеющихся в деле доказательств, сомнений не вызывает.
Довод заявителя о том, что административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о применении горючих материалов, а также того, что использованный для отделки здания материал не соответствует определенному классу пожарной опасности, подлежит отклонению как не состоятельный.
Положениями части 3 статьи 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", нарушение которой вменяется ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России, установлено, что техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
В соответствии с пунктом 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Согласно акту инспекционного визита от 6 февраля 2024 года техническая документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности материала, используемого для покрытия полов в общем коридоре второго и третьего этажей (линолеума), учреждением не представлена.
С учетом того, что объекты, где выявлены нарушения требований пожарной безопасности, переданы на основании договора безвозмездного пользования имуществом ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России, именно данное учреждение является лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в соответствующих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях. Выявление данных нарушений указывает, что именно ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России, допустило их наличие, соответственно, возложенную обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством и пунктом 3.4.13 выше названного договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 17 ноября 2017 года не выполнило.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приводимые в жалобе доводы об отсутствии финансирования на содержание переданного ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России имущества, подлежат отклонению, как не исключающие вину юридического лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление должностное лицо и нижестоящие судебные инстанции дали надлежащую оценку доводам о принятии всех зависящих мер по соблюдению требований пожарной безопасности, а также представленным в подтверждение этого доказательствам. Отсутствие финансирования на выполнение соответствующих мероприятий по устранению, выявленных нарушений не свидетельствует о незаконности состоявшихся по делу актов и не является основанием для освобождения учреждения от обязанности соблюдать требования пожарной безопасности на объектах, находящихся в его пользовании, не выполнение которых влечет существенную угрозу жизни и здоровью людей.
Оснований не согласиться с выводами об отсутствии доказательств принятия всех возможных мер по соблюдению требований пожарной безопасности не усматривается. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств относительно наличия вины юридического лица, допустившего нарушение требований пожарной безопасности, не свидетельствует об ошибочности данных выводов.
В настоящем деле установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, ответственным лицом за их соблюдение является ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что данным юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При пересмотре дела судьей районного суда, а затем судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначенное наказание после принятия решения о снижении административного штрафа до размера, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, является законным и обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору от 13 февраля 2024 года, решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 15 октября 2024 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 34 Федеральной службы исполнения наказаний" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции
Е.А.ПОЛЯКОВА