Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2025 по делу N 88-4927/2025 (УИД 77RS0007-02-2023-005630-84)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Решение истец считает незаконным, нарушающим его права, поскольку сделки, совершенные супругой истца с долей в праве собственной квартиры по отчуждению и приобретению, не привели к возникновению нуждаемости истца в жилом помещении.
Решение: Удовлетворено.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2025 по делу N 88-4927/2025 (УИД 77RS0007-02-2023-005630-84)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Решение истец считает незаконным, нарушающим его права, поскольку сделки, совершенные супругой истца с долей в праве собственной квартиры по отчуждению и приобретению, не привели к возникновению нуждаемости истца в жилом помещении.
Решение: Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2025 г. по делу N 88-4927/2025
Дело N 2-5605/2023
Уникальный идентификатор дела 77RS0007-02-2023-005630-84
I инстанция: Лекомцева Ю.Б.
II инстанция: Мызникова Н.В., Заскалько О.В. (докладчик), Дегтерева О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В.,
судей Матушкиной Н.В., Курчевской С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.В. к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 17.11.2022, возложении обязанности восстановить истца и членов его семьи в составе трех человек на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-5605/2023)
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2024 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения представителя И.В. - Л., возражавшего против доводов жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации (далее - ФСИН России) в котором с учетом уточнения исковых требований просил о признании незаконным протокола N 14 заседания комиссии ФСИН России от 17.11.2022 о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ), возложении обязанности восстановить истца и членов его семьи в составе 3-х человек на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 02.04.2014.
В обоснование заявленных требований истец ФИО2 указал, что протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ он с семьей в составе 3-х человек был поставлен на учет получения ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ. На момент постановки на учет истца, его супруге ФИО3 на праве долевой собственности (1/3 доли в праве) принадлежало жилое помещение - квартира общей площадью 48,8 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
Протоколом N 14 заседания комиссии ФСИН России от 17.11.2022 истец снят с учета на основании
подп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Данное решение истец считает незаконным, нарушающим его права, поскольку сделки, совершенные супругой истца с долей в праве собственной вышеуказанной квартиры по отчуждению и приобретению, не привели к возникновению нуждаемости истца в жилом помещении.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2024 года, исковые требования И.В. - удовлетворены. Признан незаконным протокол N 14 заседания комиссии ФСИН России от 17.11.2022 о снятии И.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Признано право И.В. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации обязали поставить на учет И.В. с семьей из трех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 02.04.2014.
В кассационной жалобе представитель ФИО1 А.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что супруга ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ совершила отчуждение принадлежащей ей на праве собственности 1/3 доли жилого помещения общей площадью 48,8 кв. м, по адресу: <адрес>. Таким образом, ФИО15 подлежал снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилья по
подп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с совершением действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Полагает, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ утратил право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение строительства жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив по правилам
ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Оснований, предусмотренных
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно материалам учетного дела и протокола заседания комиссии ФСИН России N 79 от 11.10.2016 истец И.В. был поставлен на учет для получения единовременной социальной для приобретения или строительства жилого помещения, составом семьи из 3-х человек (истец, супруга истца - И. (Ш.), сын истца - И.Н., <...> года рождения).
На дату постановки истца на учет, он и члены его семьи были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> обороны, <адрес>. Данное жилое помещение предоставлено истцу по договору найма служебного помещения, в котором он с семьей проживает с мая 2011 года. Жилое помещение закреплено за УФИО1 по <адрес> на праве оперативного управления.
Общая продолжительность службы истца в органах ФСИН России на дату обращения в комиссию ФСИН России, составляла более 10 лет в календарном и льготном исчислении.
Приказом ФСИН России N 74-лс от 17.06.2021 И.В. был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в звании полковник внутренней службы, с должности заместителя начальника Университета ФСИН России по п. 4 части второй ст. 84 Федеральным законом от 30.12.2012. N 283-ФЗ (по выслуге лет с правом на получение пенсии).
Решением ФСИН России на основании протокола N 14 от 17.11.2022 г. истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Суд, проверяя обоснованность вынесенного ФИО7 комиссией ФИО1 установил, что ДД.ММ.ГГГГ супруга истца ФИО16 на основании договора передачи в собственность (приватизации) приобрела 1/3 долю в праве собственности на квартиру, общей площадью 48,4 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.
Право собственности в порядке приватизации зарегистрировано супругой истца, ее мамой Ш.Н. и бабушкой Ф. (по 1/3 доли у каждой).
21.05.2002 зарегистрирован брак между И.В. и Ш.О., что подтверждается свидетельством о регистрации брака серии <...>, выданным Красненской сельской администрацией Панинского района Воронежской области.
В указанной квартире супруги И-вы были зарегистрированы и проживали в период с 20.06.2001 по 03.11.2011.
С 05.05.2011 И.В. был откомандирован УФСИН России по Воронежской области в УФСИН г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
С октября 2012 года истец с семьей проживает по договору найма в служебном жилом помещении - квартире по адресу: <адрес> обороны, <адрес>.
По указанному адресу истец, его супруга и сын зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ.
При принятии ФИО7 о постановке истца на учет для на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссией ФИО1 учитывались все документы, в том числе, наличие долевой собственности супруги истца (ФИО2) в жилом помещении по адресу: <адрес>, в размере 1/3 доли, соответствующей 16,27 кв. м, (из расчета 48,80 кв. м/ 3 чел.).
В дальнейшем 04.07.2017 супруга истца И.О. подарила 1/3 доли в праве собственности на квартиру своей матери В. (Ш.)
Как следует из пояснений истца, данную сделку (договор дарения доли в праве собственности) супруга истца совершила не с целью ухудшения жилищных условий, а по причине сохранить право истца после увольнения со службы ФСИН России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Все сведения истец, в том числе о произведенном отчуждении доли в жилом помещении супругой истца, были предоставлены в комиссию ФСИН России.
После получения частной юридической консультации мать супруги истца В. (Ш.) вернула долю И. (Ш.) на основании договора дарения от 12.07.2017.
Протоколом N 14 заседания комиссии ФСИН России от 17.11.2022 истец снят с учета на основании
подп. "б" п. 15 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, поскольку комиссия пришла к выводу о том, что отчуждение И. (Ш.) 1/3 доли жилого помещения совершены с намерением приобретения права И.В. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался
ч. 1,
3,
6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
п. 4,
5,
11,
15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления 02.04.2014 у истца имелись основания для постановки на учет, поскольку приходившаяся на его долю площадь жилого помещения составляла 48,8 /3 / 2 = 8,13 кв. м, и была менее учетной нормы в 15 кв. м, на одного члена семьи, предусмотренной
пунктом 2 части 3 ст. 4 Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Отчуждение супругой истца 1/3 доли в праве собственности на квартиру площадью 48,80 кв. м, с последующим приобретением этой же доли в праве собственности, не привело к прекращению нуждаемости истца в жилом помещении, поскольку нуждаемость была определена при постановке на учет с учетом 1/3 доли в праве собственности на квартиру площадью 48,80 кв. м.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что данное решение комиссии ФСИН России о снятии И.В. с учета является незаконным и необоснованным.
При этом суд указал, что из приведенных положений нормативных актов не следует возможность отказа в постановке сотрудника на учет в целях получения единовременной социальной выплаты по тому основанию, что сотрудником или членами его семьи совершены такие действия по ухудшению своих жилищных условий, которые не привели к приобретению права состоять на учете для получения выплаты. По смыслу
Закона и
Правил основанием для отказа в принятии сотрудника на учет и для снятия его с учета является совершение таких действий, которые привели к приобретению права состоять на учете, которого в противном случае у сотрудника не имелось бы.
Судом первой инстанции установлено, что договор дарения 1/3 доли <адрес> по адресу: <адрес>, а также приобретение указанной 1/3 доли в праве собственности (возвращение в первоначальное состояние) не являются теми сделками, в результате которых были ухудшены жилищные условия истца и которые бы повлияли на нуждаемость истца в жилом помещении.
Кроме того, суд признал доводы истца ФИО2 о ненамеренном совершении действий, связанных с незначительным ухудшением жилищных условий, обоснованными и подтвержденными материалами дела.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца о признании незаконным решения комиссии от 17.11.2022 (протокол N 14) о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежат удовлетворению. Ответчика следует обязать поставить И.В. на учет с семьей из трех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 02.04.2014. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана подробная оценка, изложенная выше, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата)
(часть 1).
В соответствии с
подп. 1 и
2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;... 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Согласно с
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила),
В соответствии с
пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В соответствии с
пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из приведенных норм материального права следует, что сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты при совершении действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона неразрывно связаны с намерением такого лица получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили приведенные выше нормы права.
Как указано выше, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент подачи заявления 02.04.2014 у истца имелись основания для постановки на учет, поскольку приходившаяся на его долю площадь жилого помещения составляла 48,8 /3 / 2 = 8,13 кв. м, и была менее учетной нормы в 15 кв. м, на одного члена семьи, предусмотренной
пунктом 2 части 3 ст. 4 Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Отчуждение супругой истца 1/3 доли в праве собственности на квартиру площадью 48,80 кв. м, с последующим приобретением этой же доли в праве собственности 12.07.2017, не привело к прекращению нуждаемости истца в жилом помещении, поскольку нуждаемость была определена при постановке на учет с учетом 1/3 доли в праве собственности на квартиру площадью 48,80 кв. м.
Кроме того,
подпунктом "б" пункта 15 Правил, на который сослалась комиссия ФСИН России, принимая обжалуемое решение, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Следовательно, из содержания
подпункта "б" пункта 15 Правил следует, что комиссия ФСИН России должна была на момент принятия решения, в том числе, установить намерение у истца получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Однако наличие у истца намерения получения единовременной социальной выплаты в большем размере не установлено.
Обжалуемое решение комиссии ФСИН России о снятии И.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения состоялось 17.11.2022, то есть более, чем через 5 лет после того, как супруга истца вновь ДД.ММ.ГГГГ приобрела 1/3 доли в праве собственности на квартиру площадью 48,80 кв. м.
Учитывая фактическое возвращение сторон сделки в первоначальное состояние путем приобретения супругой истца ДД.ММ.ГГГГ указанной 1/3 доли в праве собственности на квартиру площадью 48,80 кв. м по адресу: <адрес>, все совершенные супругой истца действия в совокупности не повлекли возможность получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что договор дарения 1/3 доли <адрес> по адресу: <адрес>, а также приобретение указанной 1/3 доли в праве собственности (возвращение в первоначальное состояние) не являются теми сделками, в результате которых были ухудшены жилищные условия истца и которые бы повлияли на нуждаемость истца в жилом помещении.
Кроме того, суды обоснованно приняли во внимание доводы истца И.В. о ненамеренном совершении действий, связанных с незначительным временным ухудшением жилищных условий.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что жилищные условия истца на момент принятия решения комиссии ФСИН России от 17.11.2022 о снятии И.В. с учета не изменились по сравнению с жилищными условиями, которые были на день подачи И.В. рапорта о постановке на учет, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что решение комиссии ФСИН России о снятии И.В. с учета является незаконным и необоснованным.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций правильные, полные и обоснованные.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 21 марта 2025 года.