Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2025 N 88-3608/2025 (УИД 04RS0021-01-2024-004720-83)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в очереди.
Обстоятельства: Истец указал, что был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Позже снят с учета в связи с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, однако ему было предоставлено служебное жилое помещение, где он зарегистрирован и проживает с семьей, площадь жилого помещения менее учетной нормы.
Решение: Удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2025 N 88-3608/2025 (УИД 04RS0021-01-2024-004720-83)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в очереди.
Обстоятельства: Истец указал, что был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Позже снят с учета в связи с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, однако ему было предоставлено служебное жилое помещение, где он зарегистрирован и проживает с семьей, площадь жилого помещения менее учетной нормы.
Решение: Удовлетворено.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное определение имеет N 88-3608/2025, а не N 88-3608/2024. | |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2024 г. N 88-3608/2024
Мотивированное определение изготовлено 4 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей Андугановой О.С., Кожевниковой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2483/2024 (УИД: 04RS0021-01-2024-004720-83) по иску Н.А. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 июня 2019 года, восстановлении в очереди с 22 апреля 2014 года,
по кассационной жалобе Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 ноября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснения представителя Н.А. - Ч., действующего на основании доверенности от 23 апреля 2024 г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Н.А. (далее - Н.А., истец) обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - ГУ МЧС России по Республике Бурятия, ответчик) о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 июня 2019 года, восстановлении в очереди с 22 апреля 2014 года.
В обоснование заявленных требований Н.А. указал, что проходит службу в должности <данные изъяты>, имеет специальное звание <данные изъяты>. С 22 апреля 2014 г. на основании решения комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 28 августа 2014 г. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека. 13 июня 2019 г. снят с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с совершением действий, указанных в
пункте 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Комиссия пришла к выводу о том, что отказавшись в пользу своей матери от наследства в виде причитающейся ему по закону N доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, после смерти отца, наступившей 14 февраля 2016 г., и снявшись с регистрационного учета по указанному адресу с 26 февраля 2016 г., истец намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью получения социальной выплаты в большем размере. С выводом комиссии он не согласен, указывает, что с 23 сентября 2013 г. ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован с 26 февраля 2016 г., в указанном жилом помещении постоянно проживает с семьей (супруга и четверо детей). Как на момент постановки на учет на получение выплаты (22 апреля 2014 года), так и на момент вынесения оспариваемого решения о снятии его с учета (13 июня 2019 года) был обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы - 15 кв. м. Полагает, что решение ответчика от 13 июня 2019 года о снятии его с учета нарушает его права, просит признать указанное решение незаконным и восстановить его в очереди с 22 апреля 2014 года.
Н.А. просил суд признать решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия N от 13 июня 2019 г. незаконным в части снятия его с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановить его в очереди с момента постановки на учет согласно решения комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 28 августа 2014 г.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 августа 2024 г. исковые требования Н.А. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 ноября 2024 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 августа 2024 года отменено. Принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по учету военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений специализированного фонда Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам ФПС ГПС, по учету граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по рассмотрению вопросов предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, оформленное протоколом N от 13 июня 2019 г., в части снятии Н.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия возложена обязанность восстановить Н.А. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 апреля 2014 г.
В кассационной жалобе Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 ноября 2024 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что основанием для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты послужил добровольный отказ Н.А. от своей доли в наследстве на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью N кв. в пользу матери Н. с намерением получения большей суммы единовременной социальной выплаты, так как при вступлении Н.А. в наследство, сумма единовременной социальной выплаты была бы предоставлена ему с учетом (за минусом) унаследованных квадратных метров. Кроме того, истец 26 февраля 2016 г. добровольно снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> общей площадью N кв. м, где он был зарегистрирован с 20 октября 1998 г. как член семьи собственника. Учитывая, что в спорном жилом помещении в период с 14 февраля 2016 г. и до момента снятия Н.А. с регистрационного учета то есть до 26 февраля 2016 г. обеспеченность жилым помещением составляла более 15 кв. м на одного человека, соответственно, истец утратил основания, по которым был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты и в связи с этим правомерно снят с указанного учета.
Выписку из Протокола N от 13 июня 2019 г. Н.А. получил лично на руки 21 июня 2019 г., о чем имеется соответствующая отметка в учетном деле (подпись, дата), а также подтверждено в суде первой инстанции самим истцом. В данном случае, о предполагаемом нарушении своего права Н.А. стало известно 21 июня 2019 г. - в день получения выписки из Протокола N от 13 июня 2019 г., соответственно, срок исковой давности по заявленному требованию истек 21 июня 2022 г., в то время, как в суд с настоящим исковым заявлением Н.А. обратился 19 июля 2024 г., т.е. за пределами срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае, правоотношения носят длящийся характер, так как Н.А. продолжает работать и состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения. При таких обстоятельствах, судебная коллегия указала, что срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском Н.А. не пропущен. Однако, судом апелляционной инстанции не учтено, что правоотношения между Главным управлением и Н.А. основаны на реализации последним своего права на получение социальных гарантий, предусмотренных нормами Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, и не могут носить длящийся характер, поскольку возникли в момент принятия истца на соответствующий учет 22 апреля 2014 г. и были прекращены в момент принятия Главным управлением решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты, оформленным Протоколом N от 13 июня 2019 г. Основания, по которым Н.А. был принят на соответствующий учет по заявлению, поданному истцом 21 апреля 2014 г. были утрачены, соответственно, с 13 июня 2019 г. спорные правоотношения считаются прекращенными, а у Н.А. с указанного момента возникло право обжалования соответствующего решения Комиссии и с этой же даты начинается течение срока исковой давности для обращения в суд с соответствующими требованиями.
Кроме того, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, сам факт того, что на сегодняшний день Н.А. продолжает состоять в трудовых отношениях с Главным управлением, правового значения в данном случае не имеет и не может свидетельствовать о наличии длящихся правоотношений в части реализации истцом своего права на получение социальных гарантий в виде получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Ошибочным также является вывод суда апелляционной инстанции о том, что о длящемся характере правоотношений свидетельствует и то, что в настоящее время Н.А. продолжает состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Н.А. Ч. представлены письменные возражения на кассационную жалобу заявителя, в которых просит оставить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 ноября 2024 г. без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Н.А., представитель ответчика Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, третье лицо Н.Е., сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с
частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (
ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Н.А. с 28 ноября 2001 г. проходит службу в ГУ МЧС России по Республике Бурятия, в настоящее время - в должности <данные изъяты>, имеет специальное звание <данные изъяты>.
Материалами дела также подтверждается, что на дату постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (22 апреля 2014 г.) истец имел семью в составе четырех человек - истец, его супруга Н., двое <данные изъяты> детей: Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 20 октября 1998 г. истец был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности, по N доле в праве, его родителям - Н. и Н.
Н., супруга истца и двое <данные изъяты> детей были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>А, собственником которого с 8 мая 2013 г. является Е. (мать супруги истца).
Из обстоятельств дела следует, что на основании договора найма служебного помещения от 23 сентября 2013 г. N истцу с 23 сентября 2013 г. на период прохождения службы во временное владение и пользование было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью N кв. м.
В служебном жилом помещении супруга истца Н., и двое детей: Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы с 13 мая 2014 г.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 28 августа 2014 г. истец Н.А. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как член семьи собственников жилого помещения, площадью N кв. м, по адресу: <адрес>, с даты подачи заявления - с 22 апреля 2014 г. (выписка из протокола N).
Так, при постановке на учет в расчет нуждаемости истца ответчиком принята площадь жилого помещения по адресу: <адрес> - N кв. м и площадь жилого помещения по адресу: <адрес>. м.
По жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, нуждаемость определена исходя из площади N кв. м на троих человек (истец, его отец и мать) и составила N кв. м, по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> нуждаемость определена исходя из площади N кв. м на 6 человек и составила 6,6 кв. м.
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по учету военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений специализированного фонда Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам ФПС ГПС, по учету граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по рассмотрению вопросов предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - комиссия) N от 13 июня 2019 г., Н.А. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением действий, ухудшающих его жилищные условия.
Комиссия пришла к мнению, что Н.А., снявшись с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>, 26 февраля 2016 г., в этот же день зарегистрировавшись в служебном жилье, и отказавшись в пользу матери от наследства в виде причитающейся ему по закону 1/6 доли в праве собственности на дом, после смерти отца (14 февраля 2016 г.), намеренно ухудшил свои жилищные условия, так как в течение 12 дней - после смерти отца (14 февраля 2016 г.) и до даты снятия с регистрационного учета (26 февраля 2016 г.) его нуждаемость составляла более 15 кв. м, а именно - N кв. м, исходя из расчета N кв. м/2 чел., где 2 чел. - это истец и его мать, что более учетной нормы площади на одного человека - 15 кв. м, истцу разъяснено, что право претендовать на постановку на учет для получения выплаты у него возникнет по истечении 5 лет с момента прекращения пользования жилым помещением в <адрес>. Согласно выводам комиссии, данные действия предприняты истцом с целью получения суммы выплаты в большем размере.
Далее судом установлено, что в 2022 году истец повторно обратился с заявлением о постановке на учет для получения выплаты, поставлен на учет с 25 января 2022 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Н.А., суд первой инстанции исходил из того, что требования Н.А. о признании незаконным решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 июня 2019 г. и восстановлении в очереди с 22 апреля 2014 г. заявлены им обосновано. Однако, поскольку истцом пропущен срок для обращения с указанными исковыми требованиями в суд, при этом доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока стороной истца не представлено, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 ноября 2024 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 августа 2024 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по учету военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений специализированного фонда Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам ФПС ГПС, по учету граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по рассмотрению вопросов предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, оформленное протоколом N от 13 июня 2019 г., в части снятии Н.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия возложена обязанность восстановить Н.А. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 апреля 2014 г.
При этом судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия исходила из того, что совершение истцом действий по отказу от 1/6 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, а также снятие истца с регистрационного учета по указанному адресу не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и основанием для исключения его из очереди нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты, поскольку и при условии принятия истцом наследства на 1/6 доли в праве собственности на жилое помещение истец сохраняет нуждаемость в улучшении жилищных условий. Также суд апелляционной инстанции счел, что истцом не пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью первой статьи первой Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что этот федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью первой статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части третьей статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно
части восьмой статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник, в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Пунктом 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части восьмой статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, в результате которых сотрудник признается нуждающимся в жилом помещении и, соответственно, у него возникает право претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суды, разрешая заявленные требования, верно исходили из того, что снятие сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты является допустимым лишь в том случае, если сотрудником и (или) членами его семьи совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, что влечет за собой признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Судами установлено, что основанием для вывода комиссии об ухудшении жилищных условий послужил факт снятия истца с регистрационного учета по адресу: <адрес>, 26 февраля 2019 г., через 12 дней после наступления смерти отца - 14 февраля 2016 года, в этот период, по мнению комиссии, нуждаемость истца составила 21,75 кв. м, что более учетной нормы, исходя из расчета 43,5 кв. м / 2 чел., где 2 чел. - это истец и его мать.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции правильно указал, что при принятии оспариваемого решения комиссией не было учтено, что в соответствии с
пунктом 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м общей площади жилья - на одного человека; 42 кв. м общей площади жилья - на семью из 2 человек; 18 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 данных Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (
пункт 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369).
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что в случае принятия истцом наследства после смерти отца, наступившей 14 февраля 2016 г., в виде 1/6 доли в праве на жилое помещение, площадью 43,5 кв. м, на долю истца могло приходиться 7,25 кв. м (43,5 кв. м / 6), что, с учетом нуждаемости истца в улучшении жилищных условий на 2019 год, не являлось нарушением требований
части восьмой статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и основанием для снятия его с учета, поскольку, приняв наследство в виде 1/6 доли в праве на вышеуказанное жилое помещение, истец продолжая оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий, был вправе претендовать на социальную выплату за вычетом суммы, пропорциональной 7,25 кв. м (1/6 доля).
При этом суд апелляционной инстанции верно указал, что действия истца, третьего лица Н.Е. с детьми по снятию с регистрационного учета из жилых помещений своих родителей, проживание своей семьей в служебной квартире и регистрация в указанном жилом помещении, не является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учитывая, что в силу
части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
С учетом изложенного, исходя из смысла
части восьмой статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (совершение сотрудником и (или) членами его семьи с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты действий, повлекших ухудшение жилищных условий), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что у ответчика правовых оснований для снятия в 2019 году истца с учета для получения единовременной социальной выплаты не имелось, решение комиссии, оформленное протоколом N от 13 июня 2019 г., в части снятия Н.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным.
Поскольку с учетом отказа истца от наследства, семья истца продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, на Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия суд апелляционной инстанции правомерно возложил обязанность восстановить Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 апреля 2014 г.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и полагает верными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований полагать факт пропуска истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с
пунктом первым статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со
статьей 200 названного Кодекса.
Согласно
пункту первому статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом вторым статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Судом первой инстанции установлен пропуск истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском, поскольку об оспариваемом решении Н.А. стало достоверно известно 21 июня 2019 г. при получении копии оспариваемого им решения от 13 июня 2019 года, в то время как с настоящим иском истец обратился лишь 19 июля 2024 г.
Между тем, как, верно, указал суд апелляционной инстанции, вывод суда первой инстанции о пропуске Н.А. трехлетнего срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском, о применении которого заявлено стороной ответчика, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Так, суд апелляционной инстанции установил, что согласно выписке из протокола N заседания комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной субсидии на приобретение жилого помещения от 13 июня 2019 г. на обсуждение комиссии поставлен вопрос о приобщении документов к учетному делу сотрудника ФПС ГПС - старшего лейтенанта внутренней службы Н.А. Вопрос о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в повестке заседания комиссии не значился. В результате указанного, невозможно сделать однозначный вывод о том, что члены комиссии голосовали за принятие решения о снятии Н.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а не за приобщение документов к учетному делу, и данное решение было принято на заседании комиссии 13 июня 2019 г., оформлено протоколом N.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия пришла к обоснованному выводу о неверном исчислении судом первой инстанции срока исковой давности по требованиям Н.А. о признании незаконным решения комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия N от 13 июня 2019 г. в части снятия его с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и по производным от этого требованиям с 21 июня 2019 г. (даты получения копии протокола) и, соответственно, об истечении этого срока 21 июня 2022 г., поскольку такой вывод противоречит положениям
пункта первого статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия пришла к верному выводу о соблюдении истцом срока на обращение в суд с заявленным требованием, в связи с чем удовлетворила исковые требования истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права, соответствуют фактически установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 ноября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия - без удовлетворения.