Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2025 N 88-3617/2025 (УИД 19RS0001-02-2024-004340-15)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка.
Решение: Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2025 N 88-3617/2025 (УИД 19RS0001-02-2024-004340-15)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2025 г. N 88-3617/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4121/2024 (УИД 19RS0001-02-2024-004340-15) по исковому заявлению С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия о признании незаконными служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
по кассационной жалобе представителя С. - П. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 июля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2024 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Абаканского городского суда Республики Хакасия при участии представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия по доверенности Е.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия по доверенности Е., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С. (далее по тексту - С., истец) обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее по тексту - Главное управление МЧС России по Республике Хакасия, ответчик) о признании незаконными служебной проверки, приказа от 2 мая 2024 г. N о наложении дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 июня 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Хакасия (далее по тексту - УФСБ России по Республике Хакасия).
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 июля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2024 г., исковые требования С. оставлены без удовлетворения.
Представитель С. - П. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 июля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2024 г. отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Служебная проверка начиналась по приказу Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 12 апреля 2024 г. N, в заключении же указан приказ N. Ответчиком нарушены сроки привлечения к ответственности после вынесения заключения о результатах служебной проверки, поскольку служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, представление поступило в Главное управление МЧС России по Республике Хакасия 1 апреля 2024 г. Истец не согласен с виновностью, а также с самим фактом нарушения. Об отсутствии забора доводилось до руководства, в частности в письме от 14 сентября 2023 г., соответствующее финансирование отсутствовало, каким-либо нормативным актом, внутренним локальным нормативным актом не предусмотрена обязанность закрывать дверь в помещение, где находятся кабинеты на режимном "огороженном" объекте. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Главное управление МЧС России по Республике Хакасия в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 июля 2024 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2024 г., просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, С. проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности заместителя начальника отряда - начальника 2 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 12 апреля 2024 г. N в целях подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения ограничений, нарушения запретов или несоблюдения обязанностей, связанных со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а в случае подтверждения наличия такого факта - в целях выявления причин, характера и обстоятельств дисциплинарного проступка приказано провести служебную проверку в отношении заместителя начальника отряда - начальника 2 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС С.
Из данного приказа следует, что УФСБ России по Республике Хакасия в соответствии с предписанием от 19 марта 2024 г. N в период с 20 марта 2024 г. по 20 апреля 2024 г. проводится проверка мер антитеррористической защищенности на объектах (территориях) Главного управления МЧС России по Республике Хакасия (далее - Главное управление). Согласно представлению начальника УФСБ России по Республике Хакасия от 22 марта 2024 г. N "Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации" по результатам проверки сотрудником УФСБ России по Республике Хакасия административного здания 2 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в нарушение пункта 53 Порядка организации деятельности профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы, утвержденного приказом МЧС России от 28 декабря 2022 г. N, на объекте не обеспечивается пропускной режим, допускается бесконтрольное перемещение посетителей на охраняемом объекте, не производится досмотр сумок, пакетов, портфелей, иной ручной клади посетителей. В соответствии с пунктом 6 приказа Главного управления от 18 декабря 2023 г. N "О противодействии терроризму" ответственность за организацию деятельности по противодействию терроризму на объекте Главного управления возложена на руководителя пожарно-спасательного подразделения Главного управления.
По результатам проведенной служебной проверки составлено заключение, утвержденное начальником Главного управления МЧС России по Республике Хакасия 22 апреля 2024 г., в котором указано, что УФСБ России по Республике Хакасия в соответствии с предписанием от 19 марта 2024 г. N в период с 20 марта 2024 г. по 20 апреля 2024 г. проводится проверка мер антитеррористической защищенности на объектах (территориях) Главного управления МЧС России по Республике Хакасия. Заместитель начальника отряда - начальник 2 ПСЧ С. в период проведения УФСБ России по Республике Хакасия проверки находился на рабочем месте. О возможном прибытии специалистов УФСБ России по Республике Хакасия в телефонном режиме (по сотовому телефону) начальником отдела оперативного планирования, противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности ФИО6 были проинформированы все руководители объектов (территории) Главного управления ответственные за обеспечение антитеррористической защищенности Главного управления, в том числе и С. Ориентировочно в 16 час. 10 мин. в кабинет С. сотрудник УФСБ России по Республике Хакасия пронес и положил на рабочий стол тест-предмет. Проникновение данного сотрудника на территорию комплекса зданий и сооружений 2 ПСЧ произошло с неогороженной стороны, он был одет в гражданскую одежду. Комиссией учтены пояснения С., согласно которым в момент проникновения одного из сотрудников УФСБ России по Республике Хакасия к нему в кабинет и оставление на рабочем столе тест-предмета, он отсутствовал у себя в кабинете и готовился к занятиям в теплодымокамере. Одновременно двумя другими сотрудниками УФСБ России по Республике Хакасия, имевшими при себе тест-предметы, была предпринята попытка прохода на территорию через контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) 2 ПСЧ, где они, после нескольких предупреждений, были остановлены дежурным по КПП пожарным 2 ПСЧ ФИО7 Полагал, что проникновение к нему в кабинет посторонних лиц стало возможным в связи недостатком инженерно-технической укрепленности комплекса зданий и сооружений 2 ПСЧ - отсутствие более 250 метров забора по периметру со стороны помещений учебного пункта 1 ПСО, жилых помещений и помещений, в которых располагаются служебные помещения личного состава 1 ПСО (входят в комплекс зданий и сооружений 2 ПСЧ). Комиссия пришла к выводу, что С., как руководителем объекта Главного управления, не был организован, решен и проконтролирован вопрос по реализации комплекса режимных мер, направленных на организацию и контроль несения караульной службы, предполагающих соблюдение и обеспечение безопасности функционирования объекта с учетом имеющихся недостатков в инженерно-технической укрепленности, возможность предотвращения проникновения посторонних лиц путем запирания входных дверей в служебные помещения комплекса зданий и сооружений 2 ПСЧ, не требующий дополнительного выделения финансовых средств. Данные факты свидетельствуют о том, что С., являясь руководителем объекта 2 ПСЧ, соответственно, должностным лицом, ответственным за антитеррористическую защищенность на вверенном ему объекте, обладая информацией о возможных действиях со стороны сотрудников УФСБ России по Республике Хакасия, не принял дополнительных мер к обеспечению антитеррористической защищенности, допустил проникновение на объект постороннего лица в комплекс зданий и сооружений 2 ПСЧ, тем самым совершил дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении законодательства Российской Федерации, ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника). Принимая во внимание характер допущенного нарушения, обстоятельства его совершения, позицию должностного лица, в отношении которого проводится служебная проверка, относительно предмета проверки, данные, характеризующие личность С. и результаты его служебной деятельности, предшествующие проведению служебной проверки, наличие у него 60 поощрений и действующего дисциплинарного взыскания в виде выговора за нарушение сроков сообщения о происшествии с подчиненным личным составом, комиссия полагала достаточным применение к С. дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.
С заключением о результатах служебной проверки С. ознакомлен 3 мая 2024 г., о чем свидетельствует его подпись.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 2 мая 2024 г. N за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении законодательства Российской Федерации, ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника) на С. наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
С. указав на отсутствие в его действиях дисциплинарного проступка, а также на нарушение Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия порядка и срока проведения служебной проверки, срока привлечения к дисциплинарной ответственности, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения С. дисциплинарного проступка, выразившегося в том, что С., как руководителем объекта Главного управления, не был организован, решен и проконтролирован вопрос по реализации комплекса режимных мер, направленных на организацию и контроль несения караульной службы, предполагающих соблюдение и обеспечение безопасности функционирования объекта с учетом имеющихся недостатков в инженерно-технической укрепленности, возможность предотвращения проникновения посторонних лиц путем запирания входных дверей в служебные помещения комплекса зданий и сооружений 2 ПСЧ, не требующий дополнительного выделения финансовых средств, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, нарушения порядка и сроков проведения служебной проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком допущено не было, служебная проверка в отношении С. проведена с соблюдением соответствующего Порядка проведения служебной проверки в системе МЧС России, выводы заключения служебной проверки соотносятся с собранными в ходе ее проведения материалами, при наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора были приняты во внимание характер допущенного нарушения, обстоятельства его совершения, позиция С. относительно предмета проверки, данные, характеризующие личность С., и результаты его служебной деятельности, предшествующие проведению служебной проверки, наличие у него 60 поощрений и действующего дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенное взыскание в виде строгого выговора является справедливым и соразмерным характеру совершенного дисциплинарного проступка, связанного с созданием предпосылок к совершению диверсионно-террористических актов и созданием тем самым угроз безопасности Российской Федерации.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, указав, что они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12, пункту 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации. При осуществлении служебной деятельности сотрудник федеральной противопожарной службы должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Служебная дисциплина - соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности и уполномоченным руководителем к сотруднику федеральной противопожарной службы могут применяться меры поощрения, предусмотренные статьей 47 настоящего Федерального закона, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьей 49 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В части 1 статьи 49 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ определено, что на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; 6) увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.
Согласно статье 51 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности обязан проинформировать Президента Российской Федерации (часть 3); дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6); до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (часть 8); о наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 49 настоящего Федерального закона, могут объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания или со дня публичного объявления ему дисциплинарного взыскания в устной форме (часть 9).
Статьей 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1); в проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник федеральной противопожарной службы, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается, но не более чем на 30 дней (часть 2); при проведении служебной проверки в отношении сотрудника федеральной противопожарной службы должны быть приняты меры, направленные на объективное и всестороннее установление: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе (часть 3); служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4); в случае выявления в ходе служебной проверки обстоятельств, влияющих на объективность результатов служебной проверки, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель, принявшие решение о проведении служебной проверки, могут продлить срок ее проведения, но не более чем на 30 дней (часть 5); результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 6); сотрудник федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в устной или письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: а) представлять заявления, ходатайства и иные документы; б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и (или) иную охраняемую законом тайну; г) обжаловать заключение по результатам служебной проверки в соответствии со статьей 73 настоящего Федерального закона (часть 7); в заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) установленные факты и обстоятельства; 2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (часть 8); заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 9); порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности (часть 10).
В соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ и в целях упорядочивания процедуры проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом МЧС России от 17 октября 2016 г. N 550 утвержден Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что служебная проверка проводится по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальника (руководителя) подразделения МЧС России (далее - должностное лицо, назначившее проверку) при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником, в отношении которого указанные должностные лица являются прямыми руководителями (начальниками) и наделены правом наложения дисциплинарных взысканий, дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения им ограничений, нарушения запретов или несоблюдения обязанностей, связанных со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), а также по заявлению сотрудника.
Должностное лицо, назначившее проверку, назначает должностное лицо или должностных лиц, ответственных за ее организацию и проведение. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного сотрудника (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 7 Порядка при проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены: 1) факты и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вина сотрудника; 3) причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе.
Результаты служебной проверки оформляются отдельно в отношении каждого сотрудника в виде письменного заключения и докладываются должностному лицу, назначившему проверку (пункт 10 Порядка).
Основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации (пункт 11 Порядка).
Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции должностного лица, назначившего проверку, на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа подразделения МЧС России о проведении служебной проверки комиссией. Приказ о проведении служебной проверки должен содержать: специальное звание, фамилию, имя, отчество (при наличии), должность сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; причину и основания для назначения служебной проверки; сроки проведения служебной проверки; состав комиссии (председатель, члены комиссии) по проведению служебной проверки, при этом общее число членов комиссии, включая председателя, должно составлять не менее трех человек; должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки (пункт 12 Порядка).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (пункт 17 Порядка).
Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения (пункт 20 Порядка).
Согласно пункта 28 Порядка должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны: разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации; своевременно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о поступивших заявлениях, ходатайствах и проинформировать о них заинтересованных лиц; документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка (происшествия), обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, как отягчающие, так и смягчающие его вину; проверить выполнение требований руководящих документов МЧС России о направлении в соответствующие подразделения МЧС России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником, или происшествии с его участием; изучить личное дело сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение; предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений составить акт (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку), подписанный комиссией в составе не менее 3 человек; опросить очевидцев дисциплинарного проступка (происшествия); использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе; немедленно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения; предложить проведение профилактических мероприятий; подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку; ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением.
Результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии. Должностное лицо, назначившее проверку, не позднее 5 дней со дня представления заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки (пункт 29 Порядка).
Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 30 Порядка).
В пункте 32 Порядка указано, что в описательной части указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства; какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника (количество поощрений, взысканий, наличие или отсутствие не снятых дисциплинарных взысканий).
В соответствии с пунктом 33 Порядка резолютивная часть должна содержать: заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка (происшествия); выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия); предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания; предложения о направлении информации в уполномоченные и (или) правоохранительные органы для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения; предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины; рекомендации предупредительно-профилактического характера.
Исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что в судебном заседании нашел подтверждение факт совершения С. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении законодательства Российской Федерации, ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а именно С., как руководителем объекта Главного управления, не был организован, решен и проконтролирован вопрос по реализации комплекса режимных мер направленных на организацию и контроль несения караульной службы, предполагающих соблюдение и обеспечение безопасности функционирования объекта с учетом имеющихся недостатков в инженерно-технической укрепленности, возможность предотвращения проникновения посторонних лиц путем запирания входных дверей в служебные помещения комплекса зданий и сооружений 2 ПСЧ, не требующий дополнительного выделения финансовых средств; служебная проверка в отношении С. проведена ответчиком при наличии предусмотренных Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ оснований, в соответствии с Порядком проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в установленные сроки, заключение по результатам служебной проверки соответствует требованиям статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ и указанного Порядка, установленный законом порядок и сроки наложения дисциплинарного взыскания соблюдены, при избрании меры дисциплинарного взыскания ответчиком учитывалась тяжесть допущенного С. нарушения и обстоятельства его совершения, его предшествующее поведение и отношение к службе, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в действиях С. дисциплинарного проступка не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку опровергаются установленными судами обстоятельствами и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, доказательств обратного С. не представлено.
Доводы кассационной жалобы о нарушениях, допущенных при проведении служебной проверки, являются несостоятельными, поскольку предписание УФСБ России по Республике Хакасия направлено в адрес Главного управления МЧС России по Республике Хакасия 1 апреля 2024 г., приказ о проведении служебной проверки вынесен 12 апреля 2024 г., заключение по результатам служебной проверки утверждено 22 апреля 2024 г., приказ о привлечении С. к дисциплинарной ответственности вынесен 2 мая 2024 г., то есть ответчиком были соблюдены процедура и сроки привлечения С. к дисциплинарной ответственности.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией С., основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 июля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя С. - П. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Д.А.ПАЛЬЦЕВ
Мотивированное определение изготовлено 3 апреля 2025 г.