Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2025 N 88-5470/2025 (УИД 21RS0024-01-2021-002975-30)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в замене стороны в исполнительном производстве.
Решение: Определение отменено.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2025 N 88-5470/2025 (УИД 21RS0024-01-2021-002975-30)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в замене стороны в исполнительном производстве.
Решение: Определение отменено.
Содержание
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3)
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2025 г. N 88-5470/2025
Дело N 2-2320/2021
УИД 21RS0024-01-2021-002975-30
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе:
судьи Петровой И.И.,
рассмотрев единолично кассационную жалобу Администрации г. Чебоксары на определение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 сентября 2024 г. и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 ноября 2024 г. по заявлению Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о замене должника по гражданскому делу N 2-2320/2021,
установил:
Администрация г. Чебоксары (далее - Администрация) обратилась в суд с заявлением о замене стороны должника по настоящему гражданскому делу с Администрации г. Чебоксары на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство), указав в обоснование следующее.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 декабря 2021 г. на Администрацию и садоводческое некоммерческое товарищество "Нефтяник" в срок до 1 июля 2022 г. возложена обязанность устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения на территории садоводческого некоммерческого товарищества "Нефтяник" в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения.
21 декабря 2021 г. принят Закон Чувашской Республики N 94 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления в Чувашской Республике и органами государственной власти Чувашской Республики" (далее - Закон N 94).
Согласно
статье 2 Закона N 94 уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области развития коммунальной инфраструктуры, включая водоснабжение и водоотведение (далее - уполномоченный орган), осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления г. Чебоксары в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным
законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований:
1) организация холодного водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения муниципального округа (в отношении населенных пунктов, указанных в абзаце первом настоящей статьи), городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в случаях предусмотренных Федеральным
законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
8) установление нормативов состава сточных вод.
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 декабря 2022 г. N 4669 передано безвозмездно из муниципальной собственности г. Чебоксары в государственную собственность Чувашской Республики 100% акций АО "Водоканал" с исключением их из реестра муниципальной собственности.
Таким образом, сети водоснабжения и водоотведения переданы полностью в государственную собственность Чувашской Республики.
Определением Калининского районного суда г. Чебоксары от 26 сентября 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 18 ноября 2024 г., в удовлетворении заявления Администрации г. Чебоксары о замене стороны должника по гражданскому делу N 2-2320/2021 - отказано.
В кассационной жалобе Администрацией г. Чебоксары ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела суд руководствуется
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая заявление Администрации о правопреемстве, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями
статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что перераспределение полномочий само по себе не является безусловным основания для процессуального правопреемства, требования к оборудованию противопожарным водопроводом поселений и городских округов прямо предусмотрено положениями
ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и согласно организация в границах г. Чебоксары водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения, учитывая неисполнение судебного акта более 2,5 лет, а также непринятие ответчиками каких-либо существенных действий по его исполнению, попытку администрации г. Чебоксары снять с себя возложенную на нее как на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, подвергая жизни и здоровье неопределенного круга лиц, потенциальной опасности причинения вреда от пожара в условиях отсутствия источника противопожарного водоснабжения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они не основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела и нормах права.
В соответствии с
частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В
пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
(пункт 3).
Согласно
части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных
главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (
пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судами при рассмотрении настоящего дела не выполнены.
В соответствии со
статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Статьей 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником на основании определения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2018 г. N 46-П, правопреемство как институт гражданского процессуального права неразрывно связано с правопреемством как институтом гражданского права, поскольку необходимость привести процессуальное положение лиц, участвующих в деле, в соответствие с их юридическим интересом обусловливается изменениями в материально-правовых отношениях, т.е. переход субъективного права или обязанности в гражданском правоотношении, по поводу которого производится судебное разбирательство, к другому лицу служит основанием для гражданского процессуального правопреемства. К числу таких оснований федеральный законодатель, как это следует из
статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относит как юридические факты, связанные с выбытием участвующего в деле лица из процесса в результате прекращения его процессуальной правоспособности, когда речь идет об универсальном правопреемстве (смерть гражданина, бывшего стороной либо третьим лицом, -
пункт 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации; реорганизация юридического лица -
статьи 57 и
58 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и юридические факты, связанные с выбытием участвующего в деле лица из конкретного материального правоотношения (спорного или установленного судом), т.е. ситуации сингулярного правопреемства (перевод долга, уступка требования и другие случаи перемены лиц в обязательстве).
В публичных правоотношениях государственный орган и орган местного самоуправления участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными полномочиями, правопреемство между государственными органами и органами местного самоуправления определяется предметной и территориальной компетенцией соответствующих публичных образований, а не статусом юридического лица и переходом материальных прав.
Содержание функционального правопреемства органов государственной власти и органов местного самоуправления состоит в фактическом переходе элементов или части правового статуса (задач, функций, полномочий или их части, ответственности и др.) от одного органа к другому (другим).
Цель такого правопреемства - сохранение непрерывности осуществления властных функций в правовом режиме и, прежде всего, непрерывности и защиты прав физического или юридического лица.
Материально-правовая основа такого правопреемства - изменения в сфере государственного регулирования и в его субъектном составе.
Функциональное правопреемство является аналогом правопреемства в материальных правоотношениях, создающим предпосылки для процессуального правопреемства, отличаясь по основаниям возникновения (передача полномочий от одних публичных органов другим в первом случае, имущественные правоотношения, гражданско-правовые обязательства - во втором), и означает переход от одного государственного органа (органа местного самоуправления) к другому государственному органу (органу местного самоуправления) обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
По смыслу вышеприведенных положений, перераспределение публичных полномочий между органами власти не должно являться препятствием к исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Указанные положения не были учтены судами при разрешении заявления Администрации о правопреемстве.
Как указывает Администрация в своем заявлении, в результате принятия 21 декабря 2021 г.
Закона Чувашской Республики N 94 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления в Чувашской Республике и органами государственной власти Чувашской Республики" от органов местного самоуправления г. Чебоксары органам государственной власти Республики были переданы определенные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным
законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, и одновременно с этим из муниципальной собственности г. Чебоксары в государственную собственность Чувашской Республики безвозмездно были переданы 100% акций АО "Водоканал" с исключением их из реестра муниципальной собственности, то есть все сети водоснабжения и водоотведения переданы полностью в государственную собственность Чувашской Республики, в связи с чем Администрация не имеет реальной возможности исполнить решение суда.
Между тем, судами не дана оценка указанным доводам Администрации.
Более того, следует учитывать, что отсутствие правопреемства при установлении факта действительной передачи органами местного самоуправления г. Чебоксары органам государственной власти Республики полномочий по обеспечению водоснабжения (в частности, тех полномочий, исходя из которых суд обязывал Администрацию совершить определенные действия) приведет к нарушению прав жителей г. Чебоксары, в интересах которых действовал прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить судебные постановления первой и апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении заявления о правопреемстве суду следует учесть вышеизложенное и принять законное и обоснованное судебное постановление.
определил:
определение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 сентября 2024 г. и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 ноября 2024 г. по заявлению Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о замене должника по гражданскому делу N 2-2320/2021 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья
Шестого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ПЕТРОВА
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2025 г.